Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Рыночный механизм и конкуренция являются одной из самых актуальных тем на данном этапе развития рыночной экономики. Становление на путь развития происходит по очень сложной и многоуровневой схеме. Это связано с многими важными и необходимыми факторами, благодаря которым можно развить экономику до масштабов мирового значения.
Для того, чтобы занять свою нишу в этой сложной борьбе и добиться хороших результатов, необходимо учитывать огромное количество факторов. Например: сущность и значение рынка; силы, которые управляют рынком; работу рыночного механизма и реакцию на изменение его элементов; рыночное равновесие; виды и экономическую роль конкуренции и многое другое. Все эти факторы непосредственно связаны между собой и очень зависимы друг от друга.

Оглавление

Введение…………………………………………………...………....3
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие…………………..4
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма………..12
3. Конкуренция и монополия…………………………………….22
4. Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая работаС.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).

6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополиям. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливало абсолютную монополизацию и ослабляло конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

Третье направление: запрещается  установление монопольных  цен  (в  том

числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

Из всего перечисленного можно сделать три обобщения.

Во-первых, в начальный период капитализма в ряде стран преимущественное развитие получила свободная конкуренция.

Во-вторых, в конце XIX – начале XX в. Произошли широкая абсолютная монополизация рынка и вытеснение свободной конкуренции.

В-третьих, с конца XX в. Во всем мире нет конкуренции в её нецивилизованных видах и абсолютных монополий.

В новой экономике в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка. Что бы разобраться как оно происходит, выявим тенденции, которые свойственны развитию монополии и конкуренции в современных условиях.

Первая тенденция – противоречивое развитие монополизации рынка. С одной стороны, в законодательном порядке была ликвидирована абсолютная монополия. С другой стороны научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства. Централизация производства привела к  образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство.

Внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличии от них монополии, имеющие высокие доходы, могут  в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.

Так же в корне изменилась экономическая роль многих монополий. Традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями  и в течении более короткого срока используют патентное право для обновления технологии.

Вторая тенденция – изменение взаимоотношений участников рынка – обострение конкуренции. Научно-техническая революция значительно ускорила совершенствование технологической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество в странах с новой экономикой, особенно в области внедрения последних достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, подготовке научных и инженерных кадров, а так же обеспечивает их  другими экономическими преимуществами.

В современный период появилось нечто необычное – синтез  (соединение, сочетание) монополии и конкуренции.

Основными формами выступают монополистическая конкуренция и олигополия.

 

                                                                                                                 Таблица 3

Формы сочетания конкуренции и монополии1

Состояние рынка

 

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Барьеры входа на рынок

и выхода из него

Дифференциация продукта

Участие фирм в контроле

над ценами

 

Много

Нет

 

Есть

Контроль над ценами индивидуализированного продукта

Мало

Обычно есть

 

Возможна

Нелегальный контроль

 

 

 

   1см. Экономическая теория : 4-е изд., - М.: Высшее образование, 2006, с. 137

         В монополистической конкуренции органически сочетаются две разные стороны:

- фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им индивидуальных свойств.

- на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.

По своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополии нередко различными путями стремятся обходить антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен, по крайней мере, поддерживают выгодные им единые цены.

В результате этого в ход идет неценовая конкуренция. При этом учитываются совершенствование качества выпускаемых изделий за счет внедрения научных достижений.

Неценовая конкуренция предполагает, что производитель добивается конкурентного превосходства путем:
        - повышения технического уровня и качества продукции;
        - выпуска новой продукции;
        - создания товаров-заменителей;
        - предложения послепродажного обслуживания;
        - рекламы.
        Следует отметить, что в современном мире неценовая конкуренция приобретает все большее значение.

Процесс развития конкуренции и монополии в новой экономике определяет современное состояние взаимоотношений участников рынка. Оно включает следующие элементы.

1.      сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции;

2.      острое противоборство монополий с аутсайдерами;

3.      соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках;

4.      монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии;

5.      государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в её цивилизованных формах.

 

 

 

 

 

 

 

Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России.

 

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

В странах Запада популярность приобретает теория  и практика «социального рыночного хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Что бы в нашей стране перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – развитыми конкурентным рынком дистанция огромного размера.

Переход к рыночной модели экономического развития России был начат правительством России в октябре 1991г. В это же время была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ. Основные направления программы:

- переход к свободному ценообразованию;                                                                                                         

- разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.

С помощью этой программы правительство рассчитывало ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, создать класс собственников. На первом этапе введения реформ правительство столкнулось с

рядом проблем:

          - формирования у граждан определенных качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка;

          - резкое снижение уровня жизни (либерализация цен).

          Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности приватизации программы  разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития негосударственных форм собственности. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Формы приватизации:

          - бесплатная раздача гражданам части государственной собственности;
          -  аренда с последующим выкупом;

          -  преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

          -  выкуп предприятий на конкурентной основе.

Однако, цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране – пока не достигнута. Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стане рыночной инфраструктуры, то есть сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которых нормальное функционирование рыночной экономики невозможно.

Как и любая другая страна, Россия не только может, но и обязана использовать рыночные рычаги в развитии своей экономики и становлении демократического общества только при глубоко взвешенном и математически смоделированном учёте всех своих специфических особенностей.

Остановимся на некоторых специфических чертах российских условий в конце ХХ века для рыночного развития.

Прежде всего важно подчеркнуть, что Россия начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Не с чистого листа, а обладая громадным потенциалом, страна выставила себе рыночные ориентиры.

          По многим параметрам стартовая позиция России вполне вписывалась в рыночные вызовы новой эпохи, эпохи глобализации рыночных принципов экономического развития.

Между тем Россия – единственная в мире страна, обладающая самой большой территорией, которая покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в экономический оборот было одним из результатов советского периода развития. Для страны характерен также многонациональный состав населения.

Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А это невозможно достичь без учёта территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую не подвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей. Снять такие противоречия возможно путём гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий. Одномоментный переход на ориентацию только на частные интересы неизбежно приводит (о чём свидетельствует опыт российского переходного периода) к формированию угрозы целостности страны, созданию основ для противоречий между 89 российскими регионами, появлению признаков рыночной дезинтеграции.

Нельзя забывать также, что структура экономики и хозяйствующих субъектов допереходной России носили смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики. Тем самым объективно ставилась задача, адекватная не условиям ХIХ века, а реалиям конца ХХ века, когда все развитые страны фактически имели смешанную экономику на прочной рыночной основе.

Информация о работе Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России