Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды[10; 116].

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………… 3
Институт конкуренции в системе рыночных институтов


Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка……………… 4
Виды конкуренции……………………………………………………… 8
Методы и формы конкуренции………………………………………… 11
Влияние конкуренции на рынок……………………………………….. 12
Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды………………………………………………………….. 15
Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке……………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

1 .docx

— 62.83 Кб (Скачать)

 

Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка Республики Беларусь, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.

 

Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.

 

Причинами отсутствия конкуренции в Республике Беларусь являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).

 

К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. [15; 207-217].

 

Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.

 

Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.

 

Государственное регулирование рынка необходимо по двум основным направлениям: защита конкуренции и препятствие монополизму и регулирование деятельности естественных монополий.

 

Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает:

 

- анализ сложившихся товарных  рынков, поведения на них предприятий  и различных их объединений, не  являющихся субъектами естественной  монополии;

 

- формирование необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной  конкуренции на рынках Республики  Беларусь;

 

- установление и поддержание  единого экономического пространства  на территории Республики Беларусь;

 

- создание системы государственного  контроля и регулирования деятельности  субъектов естественной и государственной  монополии;

 

- создание правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных  механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

 

- учет структуры рынка при  приватизации предприятий в целях  повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

 

- развитие предпринимательства.

 

Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Республики Беларусь предусматривает учет следующих общих требований:

 

- ориентация на создание конкурентного  рынка, защиту прав и интересов  потребителей;

 

- комплексность решения задач  демонополизации, приватизации и  структурной перестройки экономики;

 

- дифференцированный подход к  объектам демонополизации с учетом  социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

 

- взаимосвязанность решения проблем  демонополизации и развития конкуренции  на федеральном, отраслевом и  региональном уровнях;

 

- учет факторов интеграции белорусской  экономики в мировую систему  хозяйства, открытости товарных  рынков для международной конкуренции  в сочетании с мерами по  защите отечественных товаропроизводителей;

 

- мониторинг изменения структуры  рынка;

 

- обеспечение гласности проводимых  мероприятий и их результатов [15].

 

Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

 

- ценовое регулирование, осуществляемое  посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного  уровня;

 

- определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня  их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме  потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной  монополии, с учетом необходимости  защиты прав и законных интересов  граждан, обеспечения безопасности  государства, охраны природы и  культурных ценностей.

 

Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий (энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль над обоснованностью цен и тарифов.

 

Однако наблюдаются и случаи злоупотребления органов. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозяйственными субъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.

 

Министерство также разработало проект закона ’’О государственной поддержке малых предприятий’’. Он предусматривает предоставление дополнительных правовых гарантий для предпринимательской деятельности, содержит нормы и положения, стимулирующие развитие малых предприятий, а значит стимулирующие развитие и конкуренции, определяет систему и исполнителей государственной политики в области поддержки предпринимательства.

 

Такое государственное регулирование рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В то же время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование [14; 162-178].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенный в настоящей курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

 

Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.

 

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.

 

Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Белоруссией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому

 

Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении белорусского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в Белоруссии рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

 

Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на белорусский рынок иностранных компаний – все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

 

В Республике Беларусь сложился уникальный тип монополизма: государственной собственности, власти и управления. Господствуют так называемая чистая монополия и олигополия. Монопольная сущность экономической системы обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм отношений. В Республике Беларусь не возникло полноправной конкуренции в сфере материального производства, но появились ’’теневые’’ её разновидности между монопольными структурами и группами ’’дельцов’’. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь остаётся единственным источником развития конкуренции, хотя и оно во многом несовершенно и не может решить всех проблем.

 

Список использованных источников

 

 

Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика М.: центр экономики и маркетинга, 1996. – 208с.

 

Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития Краснодар.: Куб. гос. ун-т, 2002г. – 276с.

 

Долан Э. Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель – СПб.: Автокомп, 1992. – 496с.

 

История экономических учений: Учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 340 с. – (Экономическое образование).

 

Конкуренция и антимонопольное регулирование. Уч. пос. / С.Б. Авдамева и др. Под ред. А.Г. Цыганова М.: Логос, 1999г. – 298с.

 

Лобкович Э.И. переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.

 

Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XXXIV, 974с.

 

Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993. – 463с.

 

Портер М. Международная конкуренция. М.:1994. – 887с.

 

Праневич А.А. Конкурентная среда: институциональные основы формирования и развития Мн.: БГЭУ, 2004. – 215с.

 

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции – М.: Прогресс, 1986. – 375с.

 

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. – 487с.

 

Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь – Минск, 2005. – 609с.

 

Малое предпринимательство в Республике Беларусь, 2009 (Стат. сб.)Национальный статистический комитет РБ – Минск, 2009. – 86 с., 90с.

 

Хашупаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики Н. Новгород.: Изд-во ВВАГС, 2002г. – 342с.

 

Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1991. – 256 с.

 

17) Юданов А.Ю. Конкуренция: теория  и практика, — 2-е изд., М.: Тандем, ГНОМПРЕСС, 1998. – 384с.

 

Приложение А

 

 

Таблица 1. Характеристика различных типов рынка

Параметры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия

Количество фирм производящих продукт Много независимых фирм; нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары/услуги Несколько фирм, производящих товары/услуги Один продукт и одна фирма

Контроль над ценами Нет.

 

 

Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние ценового лидера Практически полный контроль

Товарная дифференциация Нет.

 

 

Продукты не различимы по свойству и качеству Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных Нет

Лёгкость входа Относительный лёгкий вход и выход Относительный лёгкий вход и выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Очень трудный

Пример Рынок ценных бумаг Наиболее распространенный вид конкурентной среды Автомобили, бензин Электроэнергия, газ

 

 

 

Приложение Б

 

 

Таблица 2 Маркетинговые методы управления фирмой.

Метод маркетинговой политики % компаний поставивших фактор на 1-ое место

Разработка и выпуск новых товаров 79

Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга 73

Организация работы торгового аппарата 59

Реклама и стимулирование сбыта 56

Усовершенствование выпускаемой продукции 52

Политика цен 50

Совершенствование организационной структуры 44

Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения 41

Сокращение издержек обращения 17

Кредитная политика и финансирование 14

 

 

 

Таблица 3 Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики (в процентах), без учета малых предприятий.

  2000 2001 2002 2003 2004 2006 2007 2008

Всего

 

 

в том числе: 13,1 7,8 8,5 9,1 13,4 13,6 12,0 14,2

промышленность 15,8 10,9 10,5 12,0 15,3 15,7 13,1 15,4

сельское хозяйство 6,2 -5,3 -2,3 -0,4 7,5 5,3 5,2 8,4

транспорт 23,7 15,0 16,7 12,6 18,6 13,9 16,1 16,2

связь 23,6 12,3 17,0 13,3 23,0 44,8 40,4 37,9

строительство 12,3 8,3 8,7 9,7 10,8 10,9 9,6 11,6

торговля и общественное питание 11,3 5,2 5,7 4,9 11,1 15,6 18,0 20,7

материально-техническое снабжение и сбыт 19,1 6,1 4,0 1,3 15,4 26,7 35,1 40,5

жилищно-коммунальное хозяйство -11,4 -9,0 -,79 -6,2 2,3 3,9 4,0 3,4

 

 

 

Приложение В

 

 

Таблица 4 Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по областям (в процентах), без учета малых предприятий.

2000 2001 2002 2003 2004 2006 2007 2008

Республика Беларусь

 

 

области: 13,1 7,8 8,5 9,1 13,4 13,6 12,0 14,2

Брестская 6,9 4,2 4,8 5,9 9,4 10,2 9,2 9,4

Витебская 9,5 4,9 6,0 8,9 12,3 13,2 7,3 7,8

Гомельская 21,4 11,7 13,7 15,0 21,1 18,3 12,4 13,6

Информация о работе Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке