Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды[10; 116].
Введение……………………………………………………………………………… 3
Институт конкуренции в системе рыночных институтов
Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка……………… 4
Виды конкуренции……………………………………………………… 8
Методы и формы конкуренции………………………………………… 11
Влияние конкуренции на рынок……………………………………….. 12
Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды………………………………………………………….. 15
Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке……………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………………………….. 27
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка Республики Беларусь, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.
Причинами отсутствия конкуренции в Республике Беларусь являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. [15; 207-217].
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
Государственное регулирование рынка необходимо по двум основным направлениям: защита конкуренции и препятствие монополизму и регулирование деятельности естественных монополий.
Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает:
- анализ сложившихся товарных
рынков, поведения на них предприятий
и различных их объединений, не
являющихся субъектами
- формирование необходимых
- установление и поддержание
единого экономического
- создание системы
- создание правовых и
- учет структуры рынка при
приватизации предприятий в
- развитие предпринимательства.
Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Республики Беларусь предусматривает учет следующих общих требований:
- ориентация на создание
- комплексность решения задач
демонополизации, приватизации и
структурной перестройки
- дифференцированный подход к
объектам демонополизации с
- взаимосвязанность решения
- учет факторов интеграции
- мониторинг изменения
- обеспечение гласности
Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального
Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий (энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль над обоснованностью цен и тарифов.
Однако наблюдаются и случаи злоупотребления органов. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозяйственными субъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.
Министерство также разработало проект закона ’’О государственной поддержке малых предприятий’’. Он предусматривает предоставление дополнительных правовых гарантий для предпринимательской деятельности, содержит нормы и положения, стимулирующие развитие малых предприятий, а значит стимулирующие развитие и конкуренции, определяет систему и исполнителей государственной политики в области поддержки предпринимательства.
Такое государственное регулирование рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В то же время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование [14; 162-178].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в настоящей курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.
Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.
Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Белоруссией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому
Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении белорусского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в Белоруссии рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на белорусский рынок иностранных компаний – все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
В Республике Беларусь сложился уникальный тип монополизма: государственной собственности, власти и управления. Господствуют так называемая чистая монополия и олигополия. Монопольная сущность экономической системы обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм отношений. В Республике Беларусь не возникло полноправной конкуренции в сфере материального производства, но появились ’’теневые’’ её разновидности между монопольными структурами и группами ’’дельцов’’. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь остаётся единственным источником развития конкуренции, хотя и оно во многом несовершенно и не может решить всех проблем.
Список использованных источников
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика М.: центр экономики и маркетинга, 1996. – 208с.
Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития Краснодар.: Куб. гос. ун-т, 2002г. – 276с.
Долан Э. Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель – СПб.: Автокомп, 1992. – 496с.
История экономических учений: Учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 340 с. – (Экономическое образование).
Конкуренция и антимонопольное регулирование. Уч. пос. / С.Б. Авдамева и др. Под ред. А.Г. Цыганова М.: Логос, 1999г. – 298с.
Лобкович Э.И. переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XXXIV, 974с.
Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993. – 463с.
Портер М. Международная конкуренция. М.:1994. – 887с.
Праневич А.А. Конкурентная среда: институциональные основы формирования и развития Мн.: БГЭУ, 2004. – 215с.
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции – М.: Прогресс, 1986. – 375с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. – 487с.
Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь – Минск, 2005. – 609с.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь, 2009 (Стат. сб.)Национальный статистический комитет РБ – Минск, 2009. – 86 с., 90с.
Хашупаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики Н. Новгород.: Изд-во ВВАГС, 2002г. – 342с.
Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1991. – 256 с.
17) Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика, — 2-е изд., М.: Тандем, ГНОМПРЕСС, 1998. – 384с.
Приложение А
Таблица 1. Характеристика различных типов рынка
Параметры Совершенная конкуренция Монополистическая
конкуренция Олигополия
Количество фирм производящих продукт Много независимых фирм; нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары/услуги Несколько фирм, производящих товары/услуги Один продукт и одна фирма
Контроль над ценами Нет.
Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние ценового лидера Практически полный контроль
Товарная дифференциация Нет.
Продукты не различимы по свойству и качеству Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных Нет
Лёгкость входа Относительный лёгкий вход и выход Относительный лёгкий вход и выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Очень трудный
Пример Рынок ценных бумаг Наиболее распространенный вид конкурентной среды Автомобили, бензин Электроэнергия, газ
Приложение Б
Таблица 2 Маркетинговые методы управления фирмой.
Метод маркетинговой политики % компаний поставивших фактор на 1-ое место
Разработка и выпуск новых товаров 79
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга 73
Организация работы торгового аппарата 59
Реклама и стимулирование сбыта 56
Усовершенствование выпускаемой продукции 52
Политика цен 50
Совершенствование организационной структуры 44
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения 41
Сокращение издержек обращения 17
Кредитная политика и финансирование 14
Таблица 3 Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отраслям экономики (в процентах), без учета малых предприятий.
2000 2001 2002 2003 2004
Всего
в том числе: 13,1 7,8 8,5 9,1 13,4
промышленность 15,8 10,9 10,5
сельское хозяйство 6,2 -5,3 -2,3 -0,4
транспорт 23,7 15,0 16,7 12,6
связь 23,6 12,3 17,0 13,3 23,
строительство 12,3 8,3 8,7 9,
торговля и общественное питание 11,3 5,2 5,7 4,9 11,1
материально-техническое снабжение и
сбыт 19,1 6,1 4,0 1,3 15,4 26,
жилищно-коммунальное хозяйство -11,4 -9,0 -,79 -6,
Приложение В
Таблица 4 Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по областям (в процентах), без учета малых предприятий.
2000 2001 2002 2003 2004 2006
Республика Беларусь
области: 13,1 7,8 8,5 9,1 13,
Брестская 6,9 4,2 4,8 5,9 9,4
Витебская 9,5 4,9 6,0 8,9 12,
Гомельская 21,4 11,7 13,7 15,
Информация о работе Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке