Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды[10; 116].
Введение……………………………………………………………………………… 3
Институт конкуренции в системе рыночных институтов
Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка……………… 4
Виды конкуренции……………………………………………………… 8
Методы и формы конкуренции………………………………………… 11
Влияние конкуренции на рынок……………………………………….. 12
Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды………………………………………………………….. 15
Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке……………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………………………….. 27
1.3 Методы конкуренции
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (конкуренцию на основе
качества потребительной
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Дело в том, что «война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их
-для проникновения на рынки с новыми товарами;
-для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара. К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена в Приложение Б, табл. 2.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Еще один вид неценовой конкуренции — дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, и покупки будут занимать много времени [8; 267-279].
Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.
Усовершенствование выпускаемой продукции дает фирме долговременное преимущество. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный (экономический) шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
-выпуск поддельных товаров, внешне
ничем не отличающихся от
- махинации с деловой
- сокрытие дефектов и т.д.
С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. Все лучшее перенимают у соперников и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана [5;1].
1.4. Влияние конкуренции на рынок
Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность.
Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, т.к., используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом [1; 136].
Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого отражается в таких негативных чертах, как:
единая общенародная зависимость;
централизованная плановая система;
малосубъектная система хозяйствования;
централизованное распределение всех ресурсов;
регламентированные связи по отраслевому признаку;
централизованная система установления фиксированных цен;
единство номенклатуры продукции во внешней торговле;
Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая, проведя модернизацию и обновление, сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка [16; 148-183].
2. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.
Политика правительства США была политикой сильной страны с увеличивающимися национальными преимуществами. Прямое вмешательство в дела промышленности было самым незначительным. Общественная собственность была редким явлением в противоположность странам с социалистической ориентацией, что было особенно характерно для Европы.
Правительство косвенно участвовало в делах промышленности. Одной из форм участия был фактор создания. Федеральное правительство, а также правительства штатов и местные власти щедро инвестировали образование, науку и инфраструктуру. Другой важной ролью правительства была защита конкуренции. Америка сохраняла жесткую антитрестовскую политику, поощряла открытую и свободную торговлю и обмен и приняла важные меры по уменьшению картелизации и экономической концентрации за рубежом, особенно в Германии и Японии.
Раньше других стран американское правительство также активно содействовало решению различных проблем и в этом процессе создало благоприятные условия для промышленности с помощью космических исследований, отстаивания принципа равных возможностей, обеспечения заботы о здоровье и защите окружающей среды. Правительство также стремилось защищать интересы страны и демократию за рубежом. Эти меры, которые приобретают большее значение по прошествии десятилетий, были направлены на то, чтобы промышленность могла лучше справиться со своими задачами.
Наконец, широкомасштабная оборонная программа способствовала развитию науки и спроса на внутреннем рынке. В 40, 50 и 60-х годах научные исследования этого профиля были сконцентрированы на ключевых технологиях таких как электроника, компьютеры и космос. Коммерческие побочные продукты были многочисленны. Имея большое технологическое превосходство в областях, обслуживающих оборону и космос, американские компании часто использовали свои знания и опыт для удовлетворения лидерства на гражданских рынках.
Однако необходимо отметить, что явно выраженное внимание к промышленности было довольно скромным, а связанные с этим выгоды редко были основной мотивацией [9; 332-333].
В первый послевоенный период США представляли собой мощную самоусиливающуюся систему создания и совершенствования конкурентных условий в широком диапазоне отраслей, которые сложились много лет назад. Совершенствование экономики было постоянным, прямые инвестиции за рубеж, преобразовывая малопродуктивную деятельность в других странах, приносили увеличивающийся приток прибылей из-за границы.
Результатом было повышение жизненного уровня, накопление национального богатства, низкий уровень безработицы и возможность больших социальных инвестиций в иностранную помощь, оборону, космические исследования, культурную жизнь и развитие равных возможностей. Эти действия в свою очередь, стимулировали еще больший спрос на новые усовершенствованные товары и услуги.
В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:
созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
Информация о работе Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке