Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды[10; 116].

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………… 3
Институт конкуренции в системе рыночных институтов


Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка……………… 4
Виды конкуренции……………………………………………………… 8
Методы и формы конкуренции………………………………………… 11
Влияние конкуренции на рынок……………………………………….. 12
Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды………………………………………………………….. 15
Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке……………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

1 .docx

— 62.83 Кб (Скачать)

 

Отдельные потребители, не имеющие возможности оказывать влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.

 

Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано существующими барьерами:

 

- экономия, обусловленная ростом  масштабов производства: современная  технология в некоторых отраслях  производства такова, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка.

 

- естественные монополии: обычно  этим отраслям государство предоставляет  какие-либо привилегии. Но в обмен  на это исключительное право  оно оставляет за собой право  регулировать действия таких  монополий, чтобы не допустить  злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Примерами  естественных монополий могут  служить так называемые предприятия  общественного пользования —  электрические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятия водоснабжения  и связи.

 

- государство может также выдавать  патенты и лицензии, создавая  легальные барьеры для вступления  в отрасль. Прибыли, обеспеченные  одним важным патентом, могут  быть использованы для того, чтобы  финансировать научно-исследовательскую  работу, требуемую для разработки  пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая  благодаря патентам, вполне может  усиливаться. Также вступление в  отрасль могут быть ограничены  государством путем выдачи лицензий. Например, лицензии радио- и телевизионным  станциям, учебным заведениям.

 

Однако барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, могут оказаться преодолимыми в долгосрочном периоде. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья.

 

Распространенным типом несовершенной конкуренции, существующей во всех развитых странах, является, так называемая, монополистическая конкуренция. В известной, мере, она напоминает совершенную конкуренцию:

 

- большое количество потребителей  и производителей;

 

- барьеры для входа на рынок  и выхода с него минимальны;

 

- каждая фирма воспринимает  цены других фирм как заданные  и регулирует только свою цену.

 

В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе — товары одной товарной группы. Это, как правило, товары (или услуги) одного назначения –прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

 

Наличие большого количества производителей приводит к тому, что каждая фирма обладает небольшой долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, практически исключается тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.

 

Дифференциация продукта при монополистической конкуренции может принимать ряд различных форм:

 

Качество продукта. «Реальные различия», включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работ, являются крайне важными сторонами дифференциации.

 

Услуги. Услуги и условия — важные аспекты дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

 

Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности.

 

Дифференциация продукта может быть создана посредством рекламы, упаковки использования торговой марки и торгового знака.

 

Из описания дифференцированности продукта следует, что в условиях монополистической конкуренции ценовой конкуренцию сопутствует неценовая.

 

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. Некоторую трудность могут создать потребность получения продукта, отличного от продукта конкурента, и необходимость рекламы.

 

Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде встречается в розничной торговле, легкой промышленности.

 

Структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей, обычно называется олигополией. Число фирм колеблется между двумя полюсами — монополией и монопольной конкуренцией: 2-20. Поэтому поведение каждой из них оказывает заметное влияние на положение других фирм на рынке. Каждая из них осознает свою зависимость от других и это, а также возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в поведении на рынке олигополии.

 

По типу продукции обычно различают чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия – производящая однородный продукт. В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п.

 

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, является дифференцированной. Цены товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластерам – группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.

 

Причина существования олигополий: экономия издержек, барьеры для вступления и слияния. Наблюдается дифференциация по оказанию дополнительных услуг . Наблюдается ценовая конкуренция [7; 501-588].

 

 

 

1.2. Виды конкуренции

 

 

 

Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

 

1. Соперничество среди конкурирующих  продавцов. Прибыль побуждает конкурирующие  фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных  взаимодействий. Черты конкурентных  взаимодействий фирм можно охарактеризовать  следующим образом:

 

- Фирмы борются за более выгодную  рыночную позицию, которая проявляется, в конечном счёте, в стремлении  каждого завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную  долю);

 

- Конкурирующие стратегии фирм  и пути реализации этих стратегий  различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями о том, что  и как будет работать на  этом рынке (реакция покупателей  и т.п.), и что вообще юридически  законно.

 

Время от времени фирмы обновляют свои стратегии. Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой стороны, от действий фирм-соперников. Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.

 

Межфирменное соперничество может закончиться успехом или проигрышем. Стратегический успех может дать фирме возможность «контролировать» направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.

 

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных  с точки зрения цены. Часто  фирмы, принадлежащие к одной  отрасли, находятся в тесной конкурентной  борьбе с фирмами в других  отраслях из-за того, что их  продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие  вследствие наличия заменителей  товара, сталкивают продавцов.

 

Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли.

 

Во-вторых, производитель товаров и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей.

 

В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости «переключения» покупателя на товар-заменитель).

 

Наиболее часто упоминаемым индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж.

 

3. Угроза появления новых конкурентов. Конкурирующие силы, возникшие вследствие  угрозы появления новых конкурентов. Серьезность угрозы возможного  появления на рынке новых конкурентов  зависит от двух групп факторов:

 

- барьеры для входа;

 

- ожидаемая реакция фирм на  вновь входящих в отрасль.

 

Существуют следующие основные барьеры для входа:

 

- эффективный масштаб производства;

 

- предпочтения и преданность  потребителей к определенным  торговым маркам;

 

- потребность в капитале (чем  больше величина требуемых инвестиций  для обеспечения успешности входа  на рынок, тем меньше желающих  войти на этот рынок);

 

- препятствия в виде дополнительных  затрат, связанных с доступом  к более дешевым источникам  сырья, патенты и ноу-хау, опыт  производства, основной капитал, приобретенный  по более низким (в связи с  инфляцией) ценам, удобные места  расположения предприятия и т. п.;

 

- доступ к каналам распределения;

 

- государственные меры и политика.

 

Угроза появления конкурентов возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль.

 

Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента.

 

Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее, и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной.

 

4. Экономические возможности и  торговые способности поставщиков. Конкурирующие силы, возникшие вследствие  возможностей и торговых способностей  поставщиков. Конкурентное влияние  со стороны поставщиков главным  образом зависит от того, насколько  важными являются эти составляющие  затрат для покупателя. Влияние  поставщиков сильнее, если имеют  место следующие факторы:

 

- затраты на производство играют  важную роль для покупателя;

 

- поставщики представляют собой  несколько крупных фирм, не скованных  интенсивной конкуренцией;

 

- продукция поставщиков дифференцирована  настолько, что покупателю трудно  и дорого перейти от одного  поставщика к другому;

 

- покупатели не являются важными  клиентами для фирм-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на  определенную отрасль;

 

- поставщики не конкурируют  с производителями заменителей  в других отраслях;

 

- со стороны одного или нескольких  поставщиков существует реальная  угроза прямой интеграции в  бизнес отрасли покупателя.

 

- фирмы-покупатели не проявляют  склонности к интеграции в  рынки поставщиков.

 

5. Экономические возможности и  торговые способности покупателей.Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

 

- потребители значимы и их  немного, они покупают товар в  большом количестве;

 

- объем потребления представляет  собой значительную часть от  всех продаж в отрасли;

 

- отрасль, поставляющая товар на  рынок состоит из большого  числа относительно некрупных  продавцов;

 

- товары, предлагаемые на продажу  разными продавцами, относительно  хорошо стандартизированы, и потребители  легко могут найти альтернативный  вариант покупки, стоимость их  перехода к новому продавцу  практически равна нулю;

 

- покупаемые изделия не являются  важной составляющей комплектующих  изделий покупателя;

 

- экономически выгодной для  потребителя является практика  приобретения комплектующих у  нескольких продавцов по сравнению  с прикреплением к одному продавцу;

 

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может правильно оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества [9; 195-214].

Информация о работе Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке