Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

нализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ
ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ.
«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

к.р.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

1. Сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

3. Способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежною этапа  является его направленность на осуществление  перехода от системы бесплатной раздачи  собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной») приватизации. В интересах привлечения (стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее - «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ: общее число приватизированных  предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных  предприятий в начале приватизации.

В 2000-2002 гг. значительно выросла доля ОАО, имеющих пакет акций в федеральной, региональной и муниципальной собственности (37,6% в 2000-2002 гг. против 29,4% в 1997-1999 гг.), хотя абсолютное количество таких предприятий сократилось почти вдвое (169 ед. за 2000-2002 гг. против 327 ед. в 1997-1999 гг.). Наблюдается очевидная тенденция к резкому сокращению применения использования специального права «Золотая акция». Если в 1997-1999 гг. таких ОАО было 128, то в 2000-2002 гг. - только 11, В результате совокупная доля предприятий, где после формальной корпоратизации государство сохранило в том или ином виде имущественный контроль по сравнению с 1997-1999 гг. осталась практически неизменной (40%).

Доля предприятий (объектов), приватизированных иными способами  была мизерна.

К основным результатам денежкой приватизации следует отнести:

1. выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;

2. формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.

Денежная приватизация имела положительное значение с  точки зрения привлечения иностранных  инвесторов. Положительные результаты денежной приватизации состоят также  в ее бюджетном эффекте: в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия. Вообще, на макроуровне в доходной части консолидированного бюджета поступление средств от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, 2002 г. составило 157,3 млрд. руб., или 1,4 % ВВП. Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий  и менеджментом. Конфликт заключается  в том, что значительная часть  директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника.

Следует отметить, что социально-экономические ситуация, в которой оказалась Российская Федерация после 17 августа 1998 г., затрудняет оценку достигнутых результатов приватизации. Естественное в этих обстоятельствах сокращение инвестиций в основной капитал, объема производства, рост цен и неплатежей, падение котировок ценных бумаг не способствуют развитию процесса приватизации и достижению целей ее современного этапа.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.

 

 

  • «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ.

Анализ организации  приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

Основные негативные черты:

  • Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции». Игнорирование региональных особенностей приватизации.
  • Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  • Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
  • Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие  институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных  уровней; инвестиционные фонды и  инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее  время в России складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной  модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий в рыночную среду.

Выработка общей  стратегии приватизационных мероприятий  стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового  коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).

Передача собственности  на государственное имущество сложившимся  коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат - долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

Преобразование  предприятий в открытые акционерные  общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация  муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые  в Государственной программе  приватизации, становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

Приватизация  сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно  планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ.

Применение  приватизации для развития экономики  в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных  финансовых институтов.

Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах.

 

 

 

 

 

  • ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ.

Принимая во внимание недостатки этапов чековой  и денежной приватизации и критически их оценивая, следует отметить, что в сложившихся социально-экономических условиях назрела острая необходимость в смене приоритетов при реализации государственной политики в сфере приватизации госимущества. Сегодня на основе эффективного управления государственной собственностью необходимо достичь следующих основных результата:

1. Максимизации доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

2. Оптимизации структуры собственности (с точки зрения народнохозяйственных пропорций и на микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Использования всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

В основу государственной  политики в сфере приватизации в  ближайшей перспективе должны быть положены:

  • Новая цель приватизации;

     2. Новые задачи, вытекающие из цели приватизации;

     3. Обновленные принципы проведения приватизационных процессов;

     4. Комплекс новых мер, направленных на достижение цели и решение задач приватизации;

     5. Усиление государственного контроля на всех этапах процесса приватизации.

В отличие от целевых ориентиров предыдущих этапов приватизации, состоявших в основном в достижении количественных показателей (числу приватизированных предприятий, доходы федерального бюджета от пропажи государственного имущества и др.), цель государственной политики в области приватизации в ближайшей перспективе должна состоять в кардинальном повышении эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

Все приватизационные решения (включая такие их элементы, как состав приватизируемых предприятий, сроки проведения приватизации, требования к потенциальным инвесторам, параметры  инвестиционных и иных условий при  продаже объектов государственной собственности, необходимость закрепления пакетов акций в государственной собственности к использования специального права в управлении открытыми акционерными обществами -- («золотой акции») должны впредь определяться в основном с тех позиций, насколько они будут способствовать повышению эффективности функционирования; реального сектора российской экономики, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и т.п.

При оценке целесообразности принятия конкретных решений по управлению объектами государственной собственности (приватизация, передача в доверительное управление, сдача в аренду и др.) исходя из вышеуказанной цели прежде всего необходимо оценивать, в какой степени эти решения позволят:

1. Создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

2. Оптимизировать структуру государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных обществах;

Информация о работе Приватизация в России