Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что проблема инфляции всерьез волнует россиян. А инфляция все более и более уверенно набирает обороты. Что происходит? Проблемы, создаваемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределённостью. Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, который
Введение
1 Теоретические основы развития гиперинфляции
1.1 Инфляция, виды и причины инфляции
1.2 Механизмы развития гиперинфляционного процесса
1.3 Антиинфляционное регулирование экономики
2 Основные направления устранения гиперинфляции в России
2.1 Анализ гиперинфляции в России
2.2 Способы устранения гиперинфляции в России
Заключение
Список использованных источников и литературы
С теоретической точки зрения автоматическая индексация доходов представляет собой идеальный катализатор раскручивания маховика инфляции издержек. Начиная с некоторого порогового уровня открытой инфляции, индексация способна самостоятельно генерировать резонансные эффекты в системе «цены – доходы», переводящие экономику в разрушительный гиперинфляционный режим.
Понятно, что, начиная с некоторого порогового уровня инфляции ее развитие, будет поддерживаться также и «бегством от денег». В итоге темп инфляции будет складываться как произведение двух величин: стремящегося к 100% бюджетного дефицита и неограниченно растущей СОД. Возвращаясь к индексации, можно заметить, что ее введение как раз и способно стать причиной значительного увеличения разрыва в доходах и расходах госбюджета. Действительно, при некотором постоянном уровне бюджетного дефицита доходы потребителей в среднем растут, грубо говоря, в меру роста цен. Если в обществе ощущается потребность индексировать какую-то часть доходов, то значит, есть и такая категория доходополучателей, доходы которых повышаются быстрее, чем цены. Привязывая минимальный рост доходов к сложившемуся темпу роста цен, мы тем самым заставим средние доходы расти еще быстрее. А это неизбежно поведет к нарастанию дефицита госбюджета и нарушению сложившегося инфляционного равновесия. В принципе, если индексация будет неполной, равновесие может и восстановиться на некотором более высоком уровне инфляции и бюджетного дефицита. Но вполне вероятно, что до тех пор успеют включиться какие-нибудь из обозначенных выше резонансных эффектов и произойдет срыв в гиперинфляцию.
Какие же конкретные механизмы способны дать импульс развитию этого процесса? Как видно из приведенных выше зависимостей, это, прежде всего катастрофическое увеличение скорости обращения денег, «бегство» от них.
Ожидая повышения цен, потенциальные покупатели будут стремиться минимизировать свои денежные остатки, что приведет к увеличению спроса и фактическому росту цен: возникнет, таким образом, самоподдерживающийся процесс ускоряющейся инфляции. Роль «пусковой кнопки» здесь может сыграть, например, размораживание цен, если до этого инфляция протекала в подавленной форме (за счет принудительного снижения СОД), или обещание такого размораживания в ближайшем будущем, или даже просто общее осознание того факта, что это должно произойти.
Исследования Ф.Кейгена показали, что для развития гиперинфляционного процесса по этой схеме в принципе даже не обязательно включение механизма роста бюджетного дефицита и связанные с этим денежные «накачки». Если реакция СОД на рост цен достаточно чувствительна, а прогнозы хозяйственных агентов в отношении прекращения инфляции не страдают, излишним оптимизмом, то гиперинфляция может развиться и без увеличения номинальной денежной массы. Гиперинфляция этого типа является чисто психологическим феноменом, нечто вроде биржевой паники. В данном случае, очевидно, никакие фискальные или монетарные меры уже не способны стабилизировать денежное обращение.
Другой механизм, способный запустить гиперинфляцию, – это внезапно возникший в силу тех или иных причин существенный разрыв в доходах и расходах госбюджета. В дальнейшем этот процесс также может стать самоподдерживающимся – из-за разрыва во времени правительство должно будет оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из налоговых поступлений сформированных на базе цен предыдущего периода. В условиях острой инфляции уже одно это может стать причиной значительного и увеличивающегося бюджетного дефицита, который придется покрывать дополнительной эмиссией. Исследования показывают, что именно таков механизм, послуживший причиной гиперинфляции уже в наше время в ряде латиноамериканских стран. Понятно, что, начиная с некоторого порогового уровня инфляции ее развитие, будет поддерживаться также и «бегством от денег». В итоге темп инфляции будет складываться как произведение двух величин: стремящегося к 100% бюджетного дефицита и неограниченно растущей СОД.
1.3 Антиинфляционное регулирование экономики
В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях сильной инфляции. Её отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов. Она включает индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и финансовых активов, изменения налоговых ставок и другие. Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органов. Воздействие индексации на будущей темп инфляции зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства. Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы, не доступные для государственного контроля. Однако снижение издержек, вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем проводить инфляционную экономическую политику.
Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любыми возможными инструментами государственного урегулирования. Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику. Различают прямые и косвенные способы снижение темпов инфляции.
Прямые методы регулирования получили название политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и роста цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адоптивных инфляционных ожиданий инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.
Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же возрастают насколько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены.
Контроль обычно осуществляется путем принятия законов об одновременном «замораживание» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены.
Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению «перегрева» экономики помогал «топор». Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран использовалась политика «таргетирования» Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов – МО, М1. Эти ориентиры достаточно часто превышались. Слабый контроль за предложением денег маскировался установлением новых ориентиров, для более широких показателей де нежной базы – М2, М3. С одной стороны, уменьшение предложения денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсироваться ростом скорости их обращения.
Кроме ограничения количества
денег в обращении государство
может уменьшить объем совокупн
Для замедления роста
цен могут применяться и инстру
Сторонники шоковой терапии считают, что ее последователь применение приводит к усилению доверия населения к желанию правительства бороться с инфляцией. Это изменяет характер инфляционных ожиданий экономических субъектов и уничтожает инфляционную инерцию. В результате темпы роста цен будут снижаться. Отрицательные последствия резкого сокращения денежной массы, бюджетных расходов заключается в сильном спаде производства, роста безработицы, снижении материального положения людей.
В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к непоследовательному исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали быстрых положительных результатов.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к гиперинфляции через поиск дополнительных источников дохода. Работники пытаются защитить себя от гиперинфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях гиперинфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить в банке.
В условиях гиперинфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой – ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. нашего века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», то есть крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе новой политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане, но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Различают административные и экономические методы борьбы с инфляцией. К административным методам относят установленные государством ограничения на повышение цен и заработной платы. С помощью этих методов можно достаточно эффективно сдерживать рост общего уровня цен. Следует учитывать, однако, что центра-линованный контроль над ценами, во-первых, создает основу для развертывания подавленной инфляции, а во-вторых, и это главное, блокирует рыночные механизмы и, тем самым, препятствует становлению рыночной экономики, тормозит процесс преодоления кризисных явлений переходного этапа. В этом плаке предпочтительнее выглядят экономические методы, заключающиеся в создании экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены.
Экономические методы регулирования позволяют воздействовать как на инфляцию спроса, так и на инфляцию издержек. Экономические методы сдерживания инфляции можно подразделить на две группы. Первая – это совокупность мер антимонопольной политики. Известно, что чем выше степень конкурентности рынка, тем выше, при прочих равных условиях, объем предложения и ниже уровень цен. Борьба с монополизмом, таким образом, способствует росту совокупного предложения и, следовательно, сдерживает инфляцию издержек. Вторая группа – это совокупность мер, способствующих сокращению удельных издержек производства. Сюда входят: сокращение налогов на бизнес, понижение импортных пошлин на ввозимые средства производства, а также весь комплекс мероприятий по стимулированию технического прогресса. Заметим, однако, что влияние экономической политики на динамику издержек и совокупного предложения относительно невелико.
Как показано выше, высокие темпы роста цен в переходной экономике связаны со взаимодействием инфляции издержек и инфляции спроса, причем повышение совокупного спроса является как бы питательной средой инфляции издержек. Если предотвратить или жестоко ограничить повышение совокупного спроса, то механизм инфляции издержек начинает работать на самоуничтожение. Спад производства и рост безработицы, вызванные стагфляцией, ограничивают рост спроса, а следовательно, и цен на сырьевые ресурсы, и рост номинальной заработной платы.