Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:22, доклад
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно - денежного обращения. В XIX в. этот термин употребляется также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.
Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно - денежного обращения. В XIX в. этот термин употребляется также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.
Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Причины инфляции
Есть
множество причин инфляции, однако,
в каждой стране складываются свои
социально-экономические
Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.
К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.
2. Мировые
экономические кризисы. Так,
Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:
Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.
Расходы на военные цели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
Расход на социальные цели на адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице , различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию.
Инфляционные
ожидания, являющиеся одним из основных
факторов инфляции. Когда начинается
инфляция, население планирует свое
поведение в ожидании дальнейшего
роста цен. Оно начинает приобретать
товары сверх своих текущих
Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.
Структурные
нарушения в экономике –
Причины инфляции в 2011 году
рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году ожидается повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране на 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
рост цен на сахар (на мировом рынке);
рост цен на говядину и свинину;
рост цен на продукты (гречка, картофель);
рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
увеличение бюджетных расходов;
рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт)
Причины снижения инфляции в 2011 году
низкий потребительский спрос;
укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления).
По данным Росстата, инфляция в России за неделю с 24 по 30 мая 2011 года составила 0,1%, при этом с начала месяца инфляция увеличилась на 0,5%, а с начала года – на 4,8%. Таким образом, темп среднесуточного прироста цен в мае составлял 0,016%.
С 24 по 30 мая 2011 года подорожали пшено (0,5%), мороженая неразделанная рыба и баранина (0,3%). Одновременно снизились цены на яйца (4,3%), сахар-песок (1%), муку, рис и сыры (0,2-0,3%). Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 0,5%: капуста – на 4,1%, лук – на 1,1%, картофель – на 0,9%. Яблоки при этом подорожали на 0,4%.
За ту же неделю цены на автомобильный бензин выросли на 0,6%, на дизельное топливо рост цен составил 0,4%.
Виды инфляции
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.
В зависимости от темпов роста различают:
Ползучую (умеренную) инфляцию
Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.
По признаку
ожидаемости можно выделить
По масштабу
охвата можно выделить локальную
По характеру протекания различают открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен, и подавленную, возникающую при твердых “замороженных” розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на “черном рынке”.
Открытая
инфляция присуща странам с рыночной
экономикой, где свободное взаимодействие
спроса и предложения способствует
Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется “подавленной” что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает “подпольный” характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства. При подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами, тогда как другая, неотоваренная часть, немедленно превращается в лжеденьги, при этом никто не знает, чем же он располагает – деньгами или лжеденьгами? Такая загадочность по-разному влияет на поведение покупателей и продавцов.
Методы измерения инфляции
Используются несколько основных методов:
Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
Паритет
покупательной способности наци
Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.
Из самого определения инфляции как дисбаланса спроса и предложения можно предположить, что существуют два возможных варианта подобного дисбаланса:
1) спровоцированного
изменением спроса (в частности,
его ростом, ведь рост спроса
будет сопровождаться
2) спровоцированного со стороны предложения, в частности его снижением, — речь идет об инфляции предложения, которая имеет еще одно название — инфляция издержек.
Несколько в упрощенном варианте можно дать графическую интерпретацию инфляции спроса и инфляции предложения.
В мировой экономической литературе выделяют три основные причины, приводящие к дисбалансу спроса и предложения на национальном рынке и порождающие инфляцию.
Во-первых, значительная
экономическая роль государства, связанная
с выполнением его