Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:22, доклад
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно - денежного обращения. В XIX в. этот термин употребляется также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.
Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Во-вторых, сильные
профсоюзные организации в
В-третьих, монополия фирм. В условиях экономического подъема фирмы могут все свои финансовые ресурсы использовать для обновления производственной базы, т. е. для приобретения нового оборудования. В связи с этим наблюдается повышение спроса, но теперь не на потребительском рынке, а на другом сегменте национального рынка — рынке средств производства. Если под подобный рост спроса на этом рынке нет соответствующего роста предложения, то экономика столкнется с ростом цен на средства производства.
Прежде чем исследовать, как указанные три фактора — монополия профсоюзов и монополия фирм — могут породить инфляцию предложения или инфляцию издержек, необходимо сделать некоторые комментарии относительно природы подобной инфляции. Суть инфляции предложения состоит в том, что обусловлена она ростом затрат фирм на выпуск единицы продукции. При этом происходит снижение прибыли в расчете на единицу продукции, и предприниматели начинают сокращать объемы выпуска.
Государство, проводя кредитно-денежную политику, может увеличить ставку процента по кредитам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам (учетную ставку процента). Коммерческие банки, в свою очередь, тоже повышают ставки кредитования для предпринимателей. Плата за кредит для последних является издержками, которые в данном случае будут возрастать и, следовательно, будет возрастать и цена производимой продукции. Как уже отмечалось, профсоюзы борются за повышение заработной платы. Выплата заработной платы наемным работникам, с точки зрения предпринимателя, является издержками. Если профсоюзные организации достигают своей цели, т. е. добиваются увеличения заработной платы, они тем самым инициируют и рост издержек. Кроме того, в современных рыночных экономиках фирмы (особенно это характерно для монополизированных отраслей) могут постепенно в течение года повышать цену на свою продукцию на несколько процентов, что остается практически незамеченным потребителями.
Реакция экономики на инфляцию, вызванную как со стороны спроса, так и со стороны предложения, может быть различной в зависимости от поведения экономических субъектов, особенно от характера их инфляционных ожиданий. При определенных условиях инфляционные ожидания экономических субъектов могут сыграть роль запускающего механизма развертывания инфляционного процесса, сочетающего взаимодействие как инфляции спроса, так и инфляции предложения, получившего название «инфляционной спирали». Инфляционная спираль — ситуация, в которой инфляция попеременно поддерживается как инфляционными факторами спроса, так и инфляционными факторами предложения, причем действие каждого из этих факторов будет вызвано действием противоположного фактора. Поясним. В условиях инфляции население обычно предполагает, что в будущем стабилизации или снижения цен не будет. Люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени, теряя надежду на их снижение, начинают делать запасы, приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Это приводит к дополнительному росту спроса на потребительском рынке. Одновременно население требует повышения номинальной заработной платы, продолжая подталкивать текущий потребительский спрос к расширению. Производители в условиях такого ажиотажного Спроса начинают придерживать товары, ожидая дополнительного роста цен на них, а это, в свою очередь, подстегивает спрос. Кроме того, в условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности предполагаемого роста цен на сырье и материалы. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, комплектующие детали еще более подорожают. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цену, подстегивая тем самым инфляцию. Кроме того, в условиях инфляции потребители для закупки товаров впрок тратят почти все свои сбережения, а это усугубляет общее экономическое положение, ведь сбережения населения представляют собой один из источников инвестиций, которые будут теперь сокращаться. Раскручивание инфляционной спирали связано с так называемыми адаптивными инфляционными ожиданиями, которые обусловлены деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. Возникновение инфляционной спирали возможно по причине любого случайного изменения в спросе или в предложении на национальном рынке.
К сведению. В качестве причин этих изменений, помимо уже рассмотренных, можно указать следующие:
• Расходы на милитаризацию экономики, которые ложатся тяжелым бременем на расходную часть государственного бюджета, могут породить или усугубить проблему дефицита госбюджета. С другой стороны, развитие ВПК предполагает отвлечение средств из гражданского сектора, что приведет к недопроизводству и дефициту гражданской продукции, а следовательно, будет подстегивать развитие инфляционных явлений. Кроме того, за- пятые я ВПК предъявляют спрос на потребительские товары без всякого дополнительного увеличения предложении потребительских благ, которые, как известно, в ВПК не производятся. И здесь экономика сталкивается с мощным фактором повышения цен.
• Раздутый государственный аппарат — высокая заработная плата чиновников подталкивает спрос в экономике без какого-то ни было дополнительного предложения.
• Структурные диспропорции в экономике, связанные с недопроизводством предметов потребления. Это порождает дефицит на потребительском рынке и, как следствие, инфляцию.
• Структура внешней торговли — импорт относительно дорогой конечной, готовой продукции и экспорт относительно дешевых сырья, материалов, энергоносителей может стать еще одной причиной инфляции.
• Колебания валютного курса, приводящие к девальвации национальной валюты (т. е. снижение цены национальное валюты по отношению к валютам других стран).
• Рост капитало-, энерго-, фондоёмкости производства, т. е. показателей, отражающих объемы потребления ресурсов в процессе производства материальных благ, обуславливают рост издержек и, естественно, рост цен.
• Налоговая инфляция,
которая обычно связана с неверными действиями
государства в области налогов. Так, если
ставки налога на прибыль оказываются
непомерно высокими, то начинается торможение
роста производства и продаж, предложение
на национальном рынке сокращается, что
сопровождается ростом цен.