Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Возникновение экономической теории…………………………………..7
1.1. История экономики как науки………………………………………..7
1.2. Первый этап – экономия………………………………………………10
1.3. Классическая политическая экономия……………………………….11
1.4. Экономикс………………………………………………………………..13
2. Предмет экономической теории…………………………………………..16
2.1. Зарождение и развитие экономической теории……………………...16
2.2. Экономические законы и экономические категории……………….21
2.3. Предмет исследования экономической теории…………………...…23
2.4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………30
2.5. Типы экономических отношений………………………………...……32
2.6. Два рода экономических законов……………………………...………35
3. Основные функции и методы исследования экономической теории..38
3.1. Функции экономической теории………………………………………38
3.2. Методы экономических исследований……………………………......41
4. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории…………46
4.1. Современные аспекты развития экономической теории…………..47
4.2. Кризис экономической науки………………………………………….48
4.3. Влияние экономической теории на современную экономику России……………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Курсовая по э.т. (сдана).doc

— 314.00 Кб (Скачать)

       Экономика – искусство ведения домашнего хозяйства. Под экономикой понимается:

    • совокупность производственных отношений, экономический базис общества.
    • народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли.
    • основа всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;
    • отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

       В то же время экономика характеризуется  теснейшей связью с политикой и, наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.

       Цивилизация (от латинского «civilis») – гражданский, государственный;

    1. Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры.
    2. Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современная цивилизация).
    3. Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

       Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.

       Так, Н. Я. Данилевский сформулировал  теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которой  не существует всемирной истории, а  есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый  характер.

       В концепции О. Шпенглера, цивилизация  – это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии  и техники, деградация искусства  и литературы, возникновение огромного  скопления людей в больших  городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

       Культура (от латинского «cultika» – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях.

       Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

       История (от греческого «historia» – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

       Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты  прошлого и настоящего. Собирание  фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

       Истинная  наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю  совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу факторов, без единого  исключения.

       Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

       Единство  этих двух сторон исторической науки  неразрывно. Его нарушение в той  или иной мере всегда ведет к искажению  процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д.

       Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ. 
 

1.2. Первый этап - экономия.

       Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу».

       Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное  знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

       Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др. странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал. «мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

       Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название «политическая экономия» (где определение  «политическая» образовано от греческого «политика» – искусство управлять  государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

       Физиократы. Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах физиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этого направления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.

1.3. Классическая политическая экономия.

     Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например, обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

       Выдающимся  основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

       В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного  устройства, в котором развитие хозяйства  идет в соответствии с объективными законами экономики. Естественным порядком в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

       Классическая  политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она  установила, что природа, образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английский экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

       Идеи  А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Давидом Риккардо (1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

       Близким к представителям классической политической экономии является английский экономист  Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение  можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

       Английская  политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

       Французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». В нем он полностью  отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

       Марксизм. Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

       В конце 19 столетия сама хозяйственная  жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления  политэкономии.

       Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной  конкуренции и невмешательства  государства в экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

       Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс  глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

       Продолжателем идей К. Маркса и его сподвижника  Ф. Энгельса в области экономической теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

       Неоклассическое направление. В последней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый). Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ: австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл и лозаннской – Л. Вальрас.

       Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Информация о работе Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования