Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:21, реферат
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта
теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:
какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
Введение …………………………………………..3-5
Основные этапы становления
и развития экономической теории…….. 6-14
2. Предмет экономической теории ……………15-18
3. Функции экономической теории …………..19-23
Заключение……………………………………….. 24
Список литературы……………………………….25
Содержание
Введение …………………………………………..3-5
и развития экономической теории…….. 6-14
2. Предмет экономической теории ……………15-18
3. Функции экономической теории …………..19-23
Заключение……………………………………….. 24
Список литературы……………………………….
Введение
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта
теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:
какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
В прошлом люди, начинающие
изучать экономическую
требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение
этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал
недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности,
связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть
или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд,
товары производственного назначения,
технические знания) для производства различных товаров (таких
как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и
распределения их между
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой
жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к
существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество
справляется со своими задачами в области потребления и
производства.
5. Экономическая теория есть
Этот перечень достаточно
соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах охватываемым этим предметом, – дело весьма нелегкое.
Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы,
указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в
более длинный перечень.
Если заставить специалиста
лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на
второй.
Экономическая теория есть наука о том, какие из редких
производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления
экономическими процессами. Многие важные экономические процессы
рассматривались
учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем
и т.д. Однако эти исследования формировались
как отдельные элементы экономических
знаний в рамках единой, еще не расчлененной
науки. Значительно позже произошел
процесс расчленения науки, и возникла
политическая экономия. Причем
она возникла в период зарождения
капиталистического способа производства
и представляла собой науку для удовлетворения
потребностей теории процесса победа
капитализма над феодализмом.
Экономическая Теория
экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их
использования.
1.Основные
этапы становления и
развития экономической
теории
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей
древнего мира. Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV – III в. до н.э.)
отмечается существование общественного разделения труда, отношений
господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.) мы
обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по
убеждению мыслителя, первый – монополия высших слоев общества, второй – удел простолюдинов.
Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта
(430 – 345 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля
(384 – 322 гг. до н.э.) – можно охарактеризовать как исходные пункты
современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения:
. идея о полезности как основе ценности благ,
. оценка стоимости продукта
. рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.
Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем,
исследовавшим рабовладельческие хозяйства. «Ойкос» – дом, хозяйство;
«номос» – учение, закон. Сегодня в русском языке понятие «экономия»
используется в другом значении, оно замещено термином «экономика»,
используемым в следующих значениях:
a) хозяйство (страны, района, группы стран);
b) научная дисциплина, изучающая хозяйство;
c) исторически определенная совокупность экономических отношений,
складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и
потребления и образующих
Все древние мыслители физический, производительный труд считали
неприличным занятием для свободного гражданина.
Христианство совершило переворот в общественном взгляде на
хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд – необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.
Как наука экономическая
период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития
общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (меркантильный – денежный).
Сущность их учения – в специфическом определении источника
происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.
Наиболее известные меркантилисты – Томас Ман (1571 – 1641 гг.) и
Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.). Последний ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.
Англия XVII века была самым экономически развитым европейским
государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей – экономистов, среди них – Вильям Петти (1623 – 1686 гг.). Важнейшие его работы: «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), «Политическая арифметика» (1646 г.), «Кое-что о деньгах» (1682 г.). Знаменитый афоризм Петти: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».
Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), современник В. Петти,
впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег.
Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.
Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) – глава школы
физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis – природа, kratos –
власть). В центре теоретической системы физиократов – сельское хозяйство,
производительным они считали лишь земледельческий труд. «Экономические таблицы» (1758 г.) Ф. Кенэ – попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.
Анн Робер Жак Тюрго – французский экономист, финансист, представитель
школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность «закон убывающего
плодородия», который расширительно сегодня трактуется как «закон убывающей производительности (отдачи)». Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.
Основоположником классической школы в экономической науке является
Адам Смит (1729 – 1790 гг.). Основной его труд – «Исследование о природе и