Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Возникновение экономической теории…………………………………..7
1.1. История экономики как науки………………………………………..7
1.2. Первый этап – экономия………………………………………………10
1.3. Классическая политическая экономия……………………………….11
1.4. Экономикс………………………………………………………………..13
2. Предмет экономической теории…………………………………………..16
2.1. Зарождение и развитие экономической теории……………………...16
2.2. Экономические законы и экономические категории……………….21
2.3. Предмет исследования экономической теории…………………...…23
2.4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………30
2.5. Типы экономических отношений………………………………...……32
2.6. Два рода экономических законов……………………………...………35
3. Основные функции и методы исследования экономической теории..38
3.1. Функции экономической теории………………………………………38
3.2. Методы экономических исследований……………………………......41
4. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории…………46
4.1. Современные аспекты развития экономической теории…………..47
4.2. Кризис экономической науки………………………………………….48
4.3. Влияние экономической теории на современную экономику России……………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Курсовая по э.т. (сдана).doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Осознание факта кризиса экономической  теории и понимание его природы  особенно важно для России. Российское общество и в 1917, и в 1992 гг. отчасти  стало жертвой естественнонаучной формы экономического знания, веры в то, что есть источник, где найден точный и правильный ответ. Теперь наступило разочарование. Впрочем, и сейчас еще приходится слышать ссылки на несуществующие теоретические доказательства, например, отрицательной связи между инфляцией и ростом. Для России, ищущей выхода из кризиса, особенно важно сбалансированное отношение к экономической теории. Экономисты сами должны заботиться об этом и не создавать завышенных ожиданий.

     История теоретических поисков учит осторожности в осуществлении экономических преобразований. Радикальные преобразования, как правило, должны оставлять возможности для корректировки и, следовательно, быть протяженными во времени.

     Другой  аспект проблемы связан с глубокой отсталостью экономической науки  в России. Мы привычно говорим об отсталости технологии, а о науке вспоминаем лишь в связи с ее тяжелым финансовым положением. Нужно признать, что в течение восьмидесяти лет разрыв между западными и российскими технологиями экономических исследований увеличивался. Сейчас есть надежда на его сокращение. Обновляется экономическое образование, публикуются переводы западных учебников, появляются молодые люди, получившие дипломы в западных университетах высокого уровня. Совершенствуется, хотя и медленно, статистическая служба. Это движение в правильном направлении. Российская экономика представляет собой гигантскую лабораторию, где в течение нескольких лет происходят институциональные преобразования, требовавшие в иных странах и в иное время десятилетий. Мы можем и должны облегчить бремя этих преобразований, а для этого необходимо понимать их насколько это позволяет имеющийся инструментарий. Синтез институционализма и современной теории экономического роста - захватывающее направление исследований, которое, возможно, позволит раздвинуть рамки существующей методологии.

     Из  вышесказанного об  экономической  теории  не следует вывод о  ее бесполезности, или о том, что  надо искать свои пути, не обращая внимание на достигнутое. Такой подход неизбежно  приведет к бессмысленному повторению пройденного. С другой стороны, мы не должны всего лишь догонять экспресс, мчащийся в неведомую даль. Необходимо искать свои пути в сотрудничестве с мировым сообществом экономистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Объектом  изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

     Микроэкономика  исследует поведение отдельных  производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

     Микроэкономика  и макроэкономика взаимообусловлены  в реальной экономической среде  и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

     Следовательно, общая экономическая теория выступает  в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

     Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и  конкретные товары и услуги.

     Проблемы  экономики можно изучать на различных  уровнях: во-первых, на уровне отдельных  хозяйственных единиц, таких как  фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного  хозяйства и его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.

     Между микро - и макроанализом нет непреодолимой  границы. Обе сферы человеческой деятельности - на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

     Экономическая теория как наука занимается изучением  того, как люди существуют, развиваются  и о чем они думают в своей  повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом  те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

     Однако  побудительным мотивом выступает  определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

       Итак, экономика – это наука о  том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди  различных групп людей.

       Экономическая теория выполняет следующие функции:

    • теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;
    • практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;
    • методологическая - экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;
    • социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

       Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть, основана на фактах реальной жизни, но в то же время  ей присущи определенные методы исследования:

      1. Общемировоззренческие – предполагают изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).
      2. Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
    • метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;
    • метод анализа и синтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементов системы в целом;
    • метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция – наоборот;
    • системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

3) Частные методы  включают в себя следующие  методы: графический; статистический; метод экономико-математического  моделирования; метод сравнительного  анализа; экономический эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Банки и биржи, 2002.
  2. Аллэ М. Экономика как наука / Пер. с фр. М., 1995. С. 67
  3. Бартенев С.А. "Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций". - М.: Издательство Бек, 1996. - 352с.
  4. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: новая волна, 2004.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. Тема 2. – М., 1999.
  6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. С. 287.
  7. Булгакова Д.А. Теория государства и права. М.: Знание, 2003
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 3-е изд. - М., 2003
  9. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.
  10. Глазьев С.Ю. Поддержка науки - приоритет экономической политики России. М., 2000.
  11. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2002.
  12. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2002.
  13. Дудич З.З. и др. Экономическая теория: Учеб. пособие. Ч. 1., тема 1. – Мн.: БГПА, 1995.
  14. Зубко Н.М. Экономическая теория. Тема 1. – Мн.,1999.
  15. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. Тема 1. – М., 1997.
  16. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. – М.: Экономика, 2002
  17. Клепач А. Особенности экономической теории // Правительственный вестник. 2002. № 24
  18. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002.
  19. Кудряшова Р.П., Матвеев Ю.В. Основы экономической теории. Самара, 2008.
  20. Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика / Пер. с англ. М., 1990. С. 111.

    21.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999

   22.Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003

    23.Маршал А. Принципы экономической науки. – М. 1993. – Т.1

    24.Носова С.С. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 519 с. – (Учебник для вузов).

    25.Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Экономика, 1999. - 793 с. - (Системные проблемы России).

    26.Предпринимательство. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я.        Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

    27.Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика М., 1992.

   28.Райзберг Б.А. "Курс экономики". М: Инфра-М, 1999

    29.Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2003.

    30.Сергеев М. Парадокс экономической политики. М., 2002.

    31.Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. – М.: Перспектива, 2001.

    32.Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. - М., 1997. С. 49.

    33.Стенлек Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. М., 1994, и др.

    34.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993

    35.Хрестоматия по экономической теории. М., 1997. С. 418-499.

    36.Шеремет В. П. «Потребитель в современных условиях» \\ Вопросы экономики, № 11, 2002.

    37.Экономическая теория. Учебник для вузов. / под ред. В.Д.Камаева–М., 2000

    38.Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК,2002.

    39.Экономика и бизнес. / Под ред. В. В. Кашаева. – М.: МКТУ им. Баумана. 2002.

    40.Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. В. М. Семенов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.

    41.Экономическая теория. Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002.

Информация о работе Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования