Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Возникновение экономической теории…………………………………..7
1.1. История экономики как науки………………………………………..7
1.2. Первый этап – экономия………………………………………………10
1.3. Классическая политическая экономия……………………………….11
1.4. Экономикс………………………………………………………………..13
2. Предмет экономической теории…………………………………………..16
2.1. Зарождение и развитие экономической теории……………………...16
2.2. Экономические законы и экономические категории……………….21
2.3. Предмет исследования экономической теории…………………...…23
2.4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………30
2.5. Типы экономических отношений………………………………...……32
2.6. Два рода экономических законов……………………………...………35
3. Основные функции и методы исследования экономической теории..38
3.1. Функции экономической теории………………………………………38
3.2. Методы экономических исследований……………………………......41
4. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории…………46
4.1. Современные аспекты развития экономической теории…………..47
4.2. Кризис экономической науки………………………………………….48
4.3. Влияние экономической теории на современную экономику России……………………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Курсовая по э.т. (сдана).doc

— 314.00 Кб (Скачать)

    . В соответствии с положениями  марксистской экономической теории  цели производства обусловлены основными экономическими законами способов производства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма — максимально возможное удовлетворение потребностей.

    И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

    Из  общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

    • стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);

    • стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;

    • высокий уровень занятости;

    • поддержание равновесного внешнеторгового  баланса и др.

    Реальный  ход микро - и макроразвития порождает  дерево целей. Они классифицируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отечественные экономисты, — цель экономического роста — удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

    Общая экономическая теория выступает  в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).

    В то же время общая экономическая  теория тесно соприкасается и  учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

    В общей системе наук общая экономическая  теория осуществляет определенные функции.

    Прежде  всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать  и объяснять процессы и явления  экономической жизни общества. Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих законов в практической деятельности.

    Поэтому вторая функция общей экономической  теории — практическая (прагматическая) — разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д.

    Третья  функция общей экономической  теории — прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление  научных прогнозов и перспектив общественного развития.

    Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

    2.4. Различные подходы  к анализу экономической  динамики

    В науке к настоящему времени сложились  два подхода в анализе экономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного подхода и исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста. Еще недавно утверждалось, что воспроизводственный подход — это марксистская теория экономического роста, а экономический рост—это буржуазная теория, альтернатива воспроизводству.

    Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важнейших экономических процессов.

    Общественное  воспроизводство и экономический  рост имеют общие и различные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они используют общие категории и показатели в исследовании, такие как средства производства, рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и др.

    Но  между ними есть и различия.

    Во-первых, теория воспроизводства рассматривает  динамику производства, абстрагируясь от темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схем взаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь — пропорции связей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из них выводятся темпы.

    Экономический рост предполагает, что темпы —  исходны и они определяют пропорции. Объективную основу их образует потребность общества. Следовательно, в теории экономического роста причинно-следственные связи имеют обратный характер.

    Во-вторых, для прогнозируемого горизонта  в основу воспроизводства берется  годовой период динамики. Именно так  определяется совокупный общественный продукт как сумма благ, созданных  в годовой цикл.

    Для экономического роста основу расчета  образует «длинная волна». Она включает несколько годовых циклов воспроизводства. На ее протяжении общая тенденция  темпов имеет тот же или менее  устойчивый характер.

    Третье  отличие состоит в том, что  в системе экономического роста свободное время выступает как резерв, как составная часть потенциала роста. Свободное время — это пространство, необходимое для развития человеческого капитала.

    При анализе воспроизводства игнорируется свободное время, считается, что чем меньше свободного времени, тем больше степень эксплуатации работника.

    Таковы  различия двух методов анализа экономической  среды и ее динамики. Они отражают позиции различных "школ: марксистской и неоклассической. Игнорировать эти  различия не следует, но можно использовать в исследовании, если исходить из того, что воспроизводство — это исходная основа экономического роста. Годовой цикл образует ступеньку в общей динамике роста. Исходя из этого, авторы при определении предмета исследования экономической теории считают, что экономический рост — содержание экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнктурное состояние национального хозяйства. Измеряется он двумя способами: увеличением валового национального продукта, или чистого национального продукта на душу населения, и годовыми темпами роста производства. Оба они показывают возрастание материального изобилия при минимизации издержек. Экономический рост ведет к повышению благосостояния, заработной платы, осуществлению программ борьбы с бедностью. Это показатели эффективности функционирования национальной экономики и удовлетворения личных потребностей.

    2.5. Типы экономических отношений

    Преодолевать  односторонность, несимметричность предмета экономической теории можно посредством синтеза двух типов хозяйственных отношений-социально-экономических и организационно-экономических. Что они представляют собой?

    Собственность и социально-экономические связи - это отношения между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающее положение в этих экономических взаимоотношениях принадлежит тому, кто присваивает факторы производства и основные его результаты. Поэтому социально-экономические отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия и результаты производства. Такое присвоение предопределяет главное содержание и направленность развития социально-экономических отношений, ибо всегда и везде подобное развитие идет в интересах собственников. Примечательно, что в качестве одного из решающих признаков, по которому различаются экономические системы мира, профессора К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю назвали форму собственности на средства производства1.

    Организационно-экономические  отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, в их головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ и объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством.

    В связи с этим организационно-экономические  отношения подразделяются на три  крупных вида:

    • разделение труда и производства (их дробление между отраслями хозяйства, между предприятиями и внутренними их подразделениями) и их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение);
    • организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);
    • управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

    Все типы и виды экономических отношений  можно схематически представить  на рис. 1. 

 Рис. 1. Структура экономических  отношений 

    Основные  типы экономических отношений решительно отличаются друг от друга.

    Так, социально-экономические связи являются специфическими: они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытному, рабовладельческому, феодализму). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой. Такой переход означает смену экономической власти, вследствие чего меняются отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.

    В противовес такому характеру организационно-экономические  связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя, они  являются, по существу, общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории. Например, может одинаково  успешно применяться одна и та же организация торговых заведений (например, специализированные магазины и универсамы), общие достижения научной организации труда и управления и др. Вместе с факторами производства организационно-экономические отношения образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем, к кооперации и разделению труда, товарному производству).

    Достаточно  полное знание предмета экономической  теории позволяет нам сейчас рассмотреть ее функции.

    2.6. Два рода экономических законов

    Прежде  всего, выясним, что подразумевается  под экономическими законами.

    Между хозяйственными явлениями существуют определенные связи. Последние могут  быть случайными, несущественными и  неповторяющимися. Экономические законы выражают необходимые, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между процессами в сфере производства, распределения, обмена и потребления благ.

    В зависимости от того, какие причины  приводят в действие хозяйственные  явления, различают два рода законов: объективные и субъективно-психологические.

    Еще классики политической экономии установили, что производство развивается под  воздействием законов, которые имеют  объективный характер. То есть они  осуществляются подобно законам природы - независимо от воли и желания людей. Стало быть, участники стихийно протекающей хозяйственной деятельности вынуждены следовать той объективной необходимости, которую выражают законы. В таком случае они не в состоянии предотвратить или изменить течение, скажем, экономических кризисов (периодически повторяющихся спадов производства). В качестве объективно необходимой закономерной связи было также признано изменение уровня рыночной цены в зависимости от динамики величины затрат ресурсов в производстве товаров.

    В отличие от этого новоклассики изучали  субъективно-психологические экономические  законы.

    Как известно, психология выражает душевное состояние человека, в котором  проявляются, прежде всего, его сознание, воля, потребности, мотивы и другие черты активного поведения. Большинство людей свыше половины жизненного времени отдает хозяйственной деятельности (на предприятиях, организациях, в семье). Поэтому в массе людей вырабатывается особая экономическая психология. В нее входят экономическое сознание и мышление, мотивы хозяйственной деятельности и интересы, являющиеся реальными причинами участия людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг.

Информация о работе Представления о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования