Значение предмета экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

Оглавление

Ведение 3
1. Значение предмета экономической теории 4
2. Экономическая эффективность 7
Заключение 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

ПЕРВЫЙ Р.doc

— 74.00 Кб (Скачать)


План

 

Введение

С развитием экономической  теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие – проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи – проблемы создания и распределения богатства; четвертые – проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

1 Значение предмета экономической теории

Что изучает экономическая  теория? Самой простой ответ на этот вопрос есть такая: экономическая  теория изучает экономику. Однако тут  возникает новый вопрос: а что  такое экономика? Если исходить из буквального  значения этого слова, то оно образовалось из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, то есть экономика – это законы ведения домашнего хозяйства. Однако современное понимание экономики значительно шире и богаче. Это прежде народное хозяйство страны, т.е. всего общества. Иначе говоря, экономика – это чрезвычайно сложное и многоплановое понятие.1

Материальные потребности  и экономические ресурсы. Жизнь  общества требует удовлетворения его  материальных потребностей, то есть товаров  и услуг. Среди них выделяют предметы первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье) и предметы роскоши (драгоценные украшения, собственные средства передвижения). Закономерно, что с развитием экономики то, что некогда было предметом роскоши, становится необходимостью. Именно такую метаморфозу осуществили радиоприемники, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и много других товаров.

Важной закономерностью  является то, что с развитием общества роль услуг в удовлетворении потребностей людей опережает потребление  материальных благ. И это понятно, ведь потребление, например, продуктов питания имеет определенные пределы. Человек не может съесть больше, чем позволяет ее желудок. Определенные границы имеет и потребления одежды, обеспечения жильем. А вот потребности человека в образовании все время растут. То же самое можно сказать о культурных запросах (телевидение, кино, книги, журналы, газеты), потребности в здравоохранении и многих других услугах. Именно это и определяет более быстрое развитие сферы услуг по сравнению с материальным производством.

Наконец, важно подчеркнуть, что потребности общества безграничны, а следовательно, полностью удовлетворить  потребности и общества в целом, и отдельных индивидов или  институтов невозможно. Дело в том, что потребности растут и приумножаются, и удовлетворение одной из них порождает другую.

Для создания материальных благ и услуг необходимы определенные экономические ресурсы. Экономические  ресурсы – это природные богатства, которые являются сырьем для производства товаров и услуг, и люди, которые с помощью различных средств труда перерабатывают сырье, производят продукцию.2 Экономические ресурсы имеют такую структуру: прежде всего, это материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы и капитал, то есть то, посредством чего перерабатывается сырье или обрабатывается земля и производятся товары. Это означает, что помимо потребительских товаров существуют инвестиционные, то есть такие, которые обеспечивают развитие производства (средства производства). Отдельной важной частью ресурсов являются человеческие ресурсы, т.е. труд людей и их предпринимательские способности.

Труд – это физические и умственные способности человека, с помощью которых он приводит в действие средства производства. Предпринимательские способности  занимают особое место в понятии «человеческие ресурсы». Ведь именно предприниматель объединяет материальные ресурсы с трудом людей, организует производство товаров и услуг. К тому же именно он принимает решения относительно организации и совершенствования производства, проявляет новаторство, внедряя новые технику и технологию, организацию производства. Принимая решение, предприниматель неизбежно рискует, стремясь получить большую прибыль.

Все экономические ресурсы, то есть факторы производства, имеют  одну главную особенность – они  редки и существуют в ограниченном количестве. Пахотные земли, полезные ископаемые, оборудование, рабочая сила всегда в определенной степени ограничены или редки. Отсюда реальное противоречие экономики: в то время как потребности общества безграничны, экономические ресурсы, с помощью которых производятся товары и услуги для удовлетворения потребностей, ограничены и редки.

Призвание экономической  науки заключается в том, чтобы  обеспечить лучшее, наиболее эффективно использование производственных ресурсов с целью удовлетворения различных материальных потребностей общества, которые быстро растут, всех его индивидов и институтов. Именно поэтому предметом науки економики, как ее принято называть на Западе, является эффективное применение того, что располагает общество, наиболее рационально использование ресурсов. «Економикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов ... Економикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека »3.

 

2 Экономическая эффективность

Экономическая эффективность  измеряется соотношение использованных ресурсов и эффективным результатом, то есть соотношение «затраты–выпуск». Чем больше получено продукции на единицу ресурсов, тем выше эффективность экономики. Однако эта зависимость не такая уж простая. Ограниченность ресурсов неизбежно обусловливает при прочих одинаковых условиях ограниченности выпуска продукции. Однако человек, например, может посеять те культуры и там, где для них лучшие условия, и добиться гораздо лучших результатов. Она может применить более эффективные современные технологии, что также обеспечит рост конечного результата, эффективности производства.

Важным показателем  эффективности использования человеческих ресурсов является обеспечение полной занятости трудоспособного населения. В бывшем Советском Союзе при  формальной полной занятости населения в производстве фактически существовало скрытая безработица, когда люди считались на работе, но потенциал их труда использовался далеко не полно, что находило выражение в значительно более низкой производительности труда по сравнению с развитыми странами мира.

Эффективное использование ресурсов – это действенный фактор не только уменьшение расходов валюты на закупку  энергоресурсов, внешнеэкономической  независимости страны, но и выхода ее на передовые позиции современной  энергосберегающей технологии.

Все это свидетельствует, что экономика – общественная наука, наука об эффективности использования редких и ограниченных ресурсов в интересах самого, максимального удовлетворения безграничных потребностей общества.4

Такой подход к определению предмета экономической теории является обоснованный и существенный, поскольку обеспечивает решения коренных проблем жизнедеятельности общества. Однако он реалистичный и действенный для общества, которое уже сформировалось и развивается на прогрессивных экономических и политических принципах.

Вместе с тем нельзя не видеть, что для осуществления социально–экономических  преобразований следует четко представлять, какие стороны общества и в  каких направлениях должны перестраиваться. Здесь требуется гораздо более  полное понимание структуры экономики страны и общества в целом. С этой точки зрения крайне важно раскрыть сущность и основные черты методологического подхода к определению предмета экономической теории. Производительные силы и производственные отношения общества. Классическая методология исходит из того, что общество и его экономика имеют сложную структуру. Она включает производительные силы, производственные отношения и надстройку. Эти элементы глубоко взаимосвязаны и взаимодействуют. Раскрыв составляющие элементы общества и экономики, можно определить предмет экономической теории.

Личные и материально–вещественные факторы производства в своей  совокупности и взаимодействия составляют производительные силы общества. Это  означает, что «костно – мускульная система» (производственное оборудование), «сосудистая система» (транспорт, трубопроводы), энергетическая и информационная системы, производственная и социальная инфраструктура, наконец, многомиллионные и многогранная по своей специализацией и квалификацией рабочая сила в совокупности составляют производительные силы общества. Содержание производительных сил нельзя упрощать. их развитие характеризует степень овладения человеком силами и явлениями природы. Уровень развития производительных сил находит выражение в производительности общественного труда, которая означает увеличение массы полученного продукта по сравнению с затратами труда на его изготовление. Вот почему уровень развития производительных сил, производительности общественного труда является важным критерием и показателем общественного прогресса.

Развитие производительных сил – это единственный процесс  исторического развития человечества. Каждый новый степень общественного  прогресса, опираясь на достижения предыдущего  этапа, преподносит производительные силы на новый более высокий уровень развития. Именно производительные силы воплощают в себе общечеловеческие ценности, которые характеризуют преемственность, преемственность в общественном развитии. Производительные силы, отражая отношение человека и общества к природе, характеризуют важную, но лишь одну сторону общественного производства. Ведь продуктивные силы, отношение человека к природе определяются отношениями между людьми.5

А это означает, что  производительные силы всегда имеют определенную общественную форму, которую образуют отношения между людьми в процессе производства, т.е. производственные отношения. Люди производят жизненные блага не изолированно, не поодиночке, а сотрудничая в процессе производства. Поэтому производственные отношения – это вторая органическая составляющая общественного производства.

Производственные отношения  имеют сложную структуру. Прежде всего, это единство организационно–экономических и социально–экономических отношений. Организационно–экономические и социально–экономические отношения. Длительное время производственные отношения сводились исключительно к социально – экономическим. Это было связано с господством методологии, которая основывалась на игнорировании общего, общечеловеческого и абсолютизация особенного, классового, специфического. Односторонность в трактовке производственных отношений и зауженное понимание их не могли не привести к негативным последствиям.

Известно, что обобщение производства на основе углубления общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства охватывает не только развитие производительных сил, технологического способа производства, но и формы организации производства и труда, систему отношений совместной работы и взаимного обмена деятельностью в самом процессе производства. Организационно–экономические отношения и формы характеризуют собственно процесс производства, комбинацию факторов производства, независимо от социально–экономической формы производства. Эти отношения являются тем общим, что присуще различным способам производства и, как и производительные силы, обеспечивающие преемственность и преемственность в развитии экономики и общества в целом.

Социально–экономические отношения – это отношения  между людьми по поводу присвоения ими средств и результатов производства, общественный способ сочетания работника со средствами производства. Ядром социально–экономических отношений являются отношения собственности на средства производства. Они определяют характер экономических отношений между людьми в процессе производства, формы распределения общественного продукта, его обмена и потребления. Организационно–экономические отношения и формы, специализация и кооперация труда, концентрация производства неразрывно связаны с социально–экономическими отношениями, с отношениями производства, распределения, обмена и потребления как с отношениями присвоения средств и результатов производства.6

В совокупности они представляют собой диалектическое единство, которая  нередко выступает в одних  категориях и понятиях. Именно это было основанием для отождествления организационно–экономических и социально–экономических отношений, для возведения экономической системы в совокупности социально–экономических отношений. Действительно социально–экономическим отношениям принадлежит определяющая роль в характеристике экономической системы. Казалось бы, что такой подход методологически оправдан. Однако опыт показывает, что ограничение сферы производственных отношений их социально–экономическим аспектом, хотя и главным и определяющим, не проявляет структуры экономики в полной мере и к тому же приводит к излишней идеологизации производственных отношений. Вследствие этого игнорируется общий характер организационно–экономических отношений и форм, общность их для различных способов производства. Многие их элементов необоснованно относилось в специфических социально–экономических отношений и форм, что влекло ошибочные выводы в теории и неоправданные действия на практике.

Информация о работе Значение предмета экономической теории