Предложение. Величина предложения. Функция предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:39, лекция

Краткое описание

Предложение (от англ. supplu, S) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов предложить к продаже в течение некоторого промежутка времени.
В данном определении не дается ни качественной ни количественной оценки упомянутой зависимости.

Файлы: 1 файл

4-tvdymzpmcvrebzzttlioda (1).doc

— 225.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Предложение (от англ. supplu, S) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов предложить к продаже в течение некоторого промежутка времени.

В данном определении не дается ни качественной ни количественной оценки упомянутой зависимости. Подчеркивается лишь необходимость наличия у производителей желания продать на рынке некоторое благо и готовности это сделать. Конкретизировать количественную сторону рассматриваемой зависимости можно, если задать производителям один из следующих вопросов:

  • «Какое максимальное количество блага вы готовы продать при данном значении цены?»
  • «При каком минимальном значении цены вы готовы продать данное количество блага?»

В качестве ответов на данные вопросы  мы получим то, что в экономической  теории называется величиной прёдложения  и ценой предложения соответственно.

Величина предложения - максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.

Цена предложения - минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.

Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных  значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах (Q - количество, Р - цена), то кривая. соединяющая полученные точки, называется кривой предложения.

Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, то есть существует положительная зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Математически закон предложения  можно выразить функцией предложения. 

 

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Функцию предложения можно представить  следующим образом:

QSA =F(PA, PB, ,L ,T ,N,…)

где QSA - объем предложения товара А в определенный период времени

РА - цена товара А,

Рв ...  PZ - цены других товаров,

L- величина, характеризующая технический прогресс,

Т - величина, характеризующая налоги и дотации /

N - величина, характеризующая природно-климатические условия,

... - прочие факторы, влияющие на предложение.

Если представить, что все факторы, определяющие предложение товара, кроме цены самого товара, не изменяются, то функция предложения примет вид функции предложения товара от его цены.

QSA =Q(PA)

Функцию предложения от цены, как  и функцию спроса от цены, можно  представить следующими способами.

Табличный способ.

С помощью шкалы предложения.

Шкала предложения - таблица, которая показывает какое количество товара будет предложено к продаже по различным ценам в течение определенного периода времени.

Аналитический способ.

Если между ценой и величиной  предложения Qs существует взаимно-однозначное соответствие, то имеется как прямая, так и обратная функции предложения.

Прямая функция предложения Q=Q(P) показывает минимальное количество товара, которое продавец согласен продать по определенной цене.

Обратная функция предложения P=P(Q) показывает минимальную цену, по которой продавец готов продать определенное количество товара.

 

Если существует линейная зависимость  между QS и Р, то формула предложения от цены будет иметь вид QS = а + bР., где b>0.

Например, математическая формула  функции, описывающей зависимость QS и Р, приведенных в шкале предложения, имеет вид:

QS = 3Р-2, где (QS - объем предложения товара; Р - цена этого товара.

Если функция предложения задана в виде

Графический  способ

Кривая предложения - кривая, каждая точка которой показывает значение:

  • величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;
  • цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.

Наклон линии предложения отражает закон предложения: с ростом цены увеличивается объем предложения. Поэтому, для большинства товаров и услуг линия предложения имеет положительный наклон.

График предложения может быть получен при помощи данных шкалы предложения или путем построения графика функции предложения от цены.

В данном случае, линия предложения демонстрирует, что при цене Р = 6 денежных единиц объем предложения товара : составит QS = 16 тысяч единиц в месяц; такому состоянию рынка соответствует точка А линии S.

Если цена на рынке понизится до Р=3 денежных единиц, объем предложения сократится до QS = 7 тысяч единиц в месяц. Эту ситуацию на рынке отражает точка В линии предложения.

Рис.1

Примеры кривой предложения

 

При изучении данной темы очень важно  не путать такие понятия, как «предложение» и «величина предложения». Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения. Величина предложения - это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены, представляет собой одну точку на графике кривой предложения.

Увеличение предложения означает, что при каждом уровне цены производители  готовы продать больший объем товара, чем прежде. При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо - вниз.

Снижение предложения означает, что при каждом уровне цены производители  готовы продать меньший объем товара, чем прежде. При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево - вверх.

Зная уравнение или график кривой предложения, можно определить объем предложения при любой цене. Таким образом:

  • изменение предложения - это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;
  • изменение величины предложения - это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага.

При снижении цены товара производители  будут склонны предлагать на продажу  меньшее его количество. При повышении  цены товара последствия прямо противоположные (рис. 2).

 

                                    Рис.2 Последствия изменения цены экономического блага

 

Рассмотрим теперь неценовые факторы  предложения, то есть параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения.

Неценовые факторы предложения:

• цены ресурсов;

• технология;

• налоги;

• субсидии;

• количество производителей;

• ожидания производителей;

• другие факторы.

Цены ресурсов

Производителю, для того чтобы произвести какой-либо товар, необходимо использовать экономические ресурсы. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. Изменение цены экономических ресурсов при прочих равных условиях приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет.

Следовательно, при данном уровне цены производитель не получит ожидаемой  прибыли или же вообще не покроет  затраты на его производство. Таким  образом, при повышении цен ресурсов производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения при каждом из уровней количества товара, либо сократить объем предложения при каждом из возможных уровней цены. В любом случае переложение данного товара на рынке сокращается и кривая предложения сдвигается влево - вверх. Падение цен ресурсов сопровождается обратными последствиями.

                                    

                                 Увеличение цен ресурсов            Снижение цен ресурсов             

 

                                        Рис. 3 Последствия изменения цен ресурсов

 

Технология

Под технологией можно понимать определенный способ организации процесса использования экономических ресурсов для получения определенного  товара или услуги. Таким образом, улучшением технологии можно считать создание нового способа производства, который даст возможность при тех же количествах ресурсов произвести больший объем продукции или, соответственно, возможность произвести тот же объем продукции при меньших количествах ресурсов. При этом производитель, естественно, сможет предложить больший объем товара на рынок при любом из возможных уровней цены. Таким образом, при улучшении технологии производства товара предложение товара растет, а график кривой предложения сдвигается вправо - вниз.

 

Рис. 4. Последствия изменения цен  ресурсов

 

Может показаться, что в современном мире, в обстановке постоянного научно-технического прогресса невозможны ситуации ухудшения технологий. Это не так. Можно привести довольно простые примеры:

  • стихийное бедствие серьезно повреждает линии электропередач и сами электростанции, тем самым вынуждая значительную часть производств вернуться к использованию ручного труда вместо станков;
  • одна компания возбуждает и выигрывает судебное дело против другой, обвинив ее в незаконном использовании запатентованных современных технологий, что приводит виновную фирму к необходимости возврата к устаревшим технологиям до момента покупки лицензии или разработки собственных решений.

При ухудшении технологии производства товара предложение товара снижается.

 

 

Налоги на производителей

Цена, получаемая производителем за товар, является для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода производителя, поскольку теперь он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Таким образом, введение налога равносильно для производителя тому, что он должен будет получать за каждую продаваемую единицу товара меньшую цену. Введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение же или отмена налога приводит к росту предложения товара.

Рис. 5 Последствия изменения действия налогов

 

Субсидии (трансферты) производителям

Трансферты увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь государство доплачивает ему  некоторую сумму за каждую единицу  товара. Таким образом, введение или  увеличение трансферта приводит к росту предложения товара, а снижение или отмена - к падению предложения товара.

Рис. 6. Последствия изменения действия трансфертов

 

 

Количество  производителей

Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна при одном и том  же уровне цены. Таким образом, чем  больше число производителей, тем  выше рыночное предложение (при снижении числа производителей предложение  товара сокращается).

 

 

 

 

 

Рис. 7. Последствия изменения количества производителей

 

Ожидания  производителей

Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в настоящий  момент времени. Если, например, салон  связи ожидает, что цена на мобильные телефоны данной модели в будущем вырастет, то каким образом он изменит их предложение в текущий момент времени? Скорее всего, продавец предпочтет продать больше товара в будущем, получив за него боле высокую цену. Таким образом, предложение данного товара сегодня снизится.

Рис. 8. Последствия ожидания изменения цены товара в будущем

 

Если же производитель предполагает, что в скором времени будет  выпущена новая, улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, предложение  старой модели в текущий момент увеличится, безусловно, вы сталкивались с таким явлением, как сезонные распродажи, когда фирмы активно стараются сбыть, пусть и по сниженным ценам, остатки старых партий продукции. Таким образом, различные ожидания производителей оказывают разное влияние на предложение/

 Другие факторы

Информация о работе Предложение. Величина предложения. Функция предложения