Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа
Структурная политика— проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта
1)Стратегии развития
2)Стратегии развития
3)Стратегии развития
Новый этап структурной перестройки
должен будет расширить спрос
на инвестиции и расширить участие
отечественных производителей оборудования
в осуществлении инвестиционных
проектов. Во многом структурная перестройка
будет опираться на собственные
финансы предприятий, но также на
более активное использование банковских
и финансовых институтов, фондового
рынка. Одним из важных инструментов
осуществления структурной
Все чаще в публикациях говорится о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую пер-спективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инно-вационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.
В динамике отраслевой структуры промышленного
производства с учетом эффекта реализации
стратегий и общего повышения
конкурентоспособности бизнеса
прогнозируется опережающий рост отраслей,
выпускающих инвестиционную и конечную
продукцию. После 2008-2009 годов можно
ожидать значительного
Таким образом, добиваясь более
эффективного взаимодействия формируемых
отраслевых и региональных звеньев
экономики, структура российской промышленности
станет более прогрессивной и
приблизится к структуре
4.Механизмы реализации структурной политики
Определяющим критерием
государственной селективной
Селективность структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне определенных целей.
Составным элементом реализации
селективной государственной
Другим механизмом активной
структурной политики выступает
система закупок продукции для
государственных нужд. Целенаправленная
государственная политика размещения
заказов на заранее определенную
номенклатуру уже выпускаемой и
новой продукции позволяет не
только удовлетворить назревшие
общегосударственные
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.
Проведение целостной
государственной структурной
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
- топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
- отрасли обрабатывающей
промышленности, способные поставлять
продукцию на экспорт (
- отрасли обрабатывающей
промышленности, которые могут быть
конкурентоспособными на
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Таким образом, основной целью
структурной политики государства
на следующее десятилетие должно
стать содействие повышению
5.Российская структурная политика
Положение в российской экономике
крайне противоречиво. С одной стороны,
в последние годы высокими темпами
увеличиваются валовые
Восемь лет подряд в стране фиксируется профицит федерального бюджета, который в отдельные годы приближался к 10% ВВП. Резко снизился объем государственного внешнего долга - со 154, 7 млрд. долл. на конец 1998 г. до 39, 6 млрд. долл. - на конец III квартала 2007 г. Не является пока чрезмерным и государственный внутренний долг. Правда, снижение общей величины государственного долга, к сожалению, замещается ростом долгов, прежде всего внешних, крупных корпораций и банков, в том числе с государственным участием(2). Так, объем внешней задолженности банков увеличился с 10, 9 млрд. долл. на 1 января 1999 г. до 147, 7 млрд. долл. на конец III квартала 2007 г., а прочих секторов - соответственно с 19, 6 млрд. до 230, 4 млрд. долл. (3)
Растет доверие к финансовой системе страны. Ежегодно наблюдается заметный прирост банковских депозитов населения (они увеличились с 453, 2 млрд. руб. на начало 2001 г. до 4806, 8 млрд. руб. - на конец III квартала 2007 г.) при уменьшении доли наличных денег в общей денежной массе (в 2000-2007 гг. она сократилась с 36, 3 до 27, 9%), что свидетельствует о массовом переводе личных сбережений из "домашнего хранения" в банки(4).
Есть, однако, и другая сторона. Основные ее характеристики: сильная зависимость экономики от энергосырьевых отраслей; примитивизация промышленности; отсутствие реального прогресса в становлении инновационных секторов; острые проблемы в развитии социальной сферы. Отметим и скачок инфляции в конце прошлого года. Иначе говоря, достигнутая стабильность зиждется на шаткой основе. Ее может нарушить любой сильный негативный шок как в мировой, так и во внутренней экономике.
В последние три года индекс промышленного производства стабильно отстает от динамики ВВП (соответственно 104 - 106 против 106 - 108%). Несмотря на, казалось бы, позитивную динамику инвестиций в основной капитал (рост на 21% в 2007 г.), их объемов явно недостаточно для модернизации экономики. Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности (в середине 2000-х годов он превышал 47%). В области массовой продукции обрабатывающей промышленности Россия теряет не только зарубежные рынки, но и национальный.
В 2000-е годы впервые за долгое время наметилась тенденция к повышению доли производственного оборудования со сроком службы до 5 лет (8, 6% в 2004 г. по сравнению с 4, 7% - в 2000 г.). Вместе с тем к середине нынешнего десятилетия более половины производственного оборудования промышленности работало свыше 20 лет, и средний его возраст продолжает увеличиваться (с 18, 7 года в 2000 г. до 21, 2 года - в 2004 г.)(5).
Как следствие, в стране ухудшаются
перспективы перехода к инновационному
типу развития: инновации внутри страны
не востребованы; исчезают отрасли, способные
трансформировать их в продукцию
конечного потребления. Наконец, неизбежно
возникновение технологической
несовместимости российской экономики
с индустриально развитыми
Материальной предпосылкой
примитивизации промышленности является
сложившаяся структура
Модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя вернуть Россию в "клуб" развитых стран. При этом модернизация экономики, диверсификация ее реального сектора не могут быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Ставка на эти механизмы в 1990-е годы оказалась ошибочной. Она не только не привела Россию в "постиндустриальную цивилизацию" и не просто заблокировала решение задач позднеиндустриальной модернизации, но и предопределила стремительную деиндустриализацию одной из ведущих промышленных держав XX в.
В сложившихся обстоятельствах у страны еще есть выбор между двумя вариантами дальнейшего развития.
Первый - это продолжение тренда качественного застоя ("рост без развития") с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности.
Информация о работе Понятие структурной политики и её содержание