Понятие структурной политики и её содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Структурная политика— проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта

Файлы: 1 файл

ФОНТ(реферат).docx

— 113.10 Кб (Скачать)

1)Стратегии развития традиционных  секторов экономики или стратегии  повышения конкурентоспособности  секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

2)Стратегии развития инновационных  секторов, определяющие переход  от сырьевого к инновационному  развитию и формирующие новые  двигатели экономического роста.  Их дополнительный вклад в  прирост валового внутреннего  продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в  ускорение экономического роста  наукоемкой продукции и "экономики  знаний" сравняется с вкладом  традиционных секторов;

3)Стратегии развития человеческого  капитала, предусматривающие в том  числе формирование рынка жилья  и развитие жилищного строительства,  модернизацию образования, здравоохранения  и социально-трудовой сферы. Макроэкономический  эффект от реализации указанных  стратегий будет оказывать влияние  на развитие традиционных и  высокотехнологичных секторов.

Новый этап структурной перестройки  должен будет расширить спрос  на инвестиции и расширить участие  отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка  будет опираться на собственные  финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового  рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации  экономики будут федеральные  целевые программы. Основной целью  развития промышленности в таких  условиях будет повышение конкурентоспособности  продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста.

Все чаще в публикациях говорится  о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании  в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области  развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую пер-спективу», но пока нет реальных сдвигов в  формировании национальной инно-вационной  системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение  высокотехнологического промышленного  роста.

В динамике отраслевой структуры промышленного  производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения  конкурентоспособности бизнеса  прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно  ожидать значительного повышения  роли автомобилестроения и высокотехнологичных  производств на основе роста отечественных  и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.

Таким образом, добиваясь более  эффективного взаимодействия формируемых  отраслевых и региональных звеньев  экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и  приблизится к структуре развитых европейских стран.

4.Механизмы реализации структурной политики

Определяющим критерием  государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских  характеристик продукции и организация  ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений.

Селективность структурных  сдвигов диктует необходимость  выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной  деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных  изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение  приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость  достижения вполне определенных целей.

Составным элементом реализации селективной государственной структурной  политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной  собственности (предприятия, приватизация которых запрещена законодательством  России). Поэтому, наряду с реализацией  программ коммерциализации государственных  предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в  производство, продукция которого оказывает  благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.

Другим механизмом активной структурной политики выступает  система закупок продукции для  государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и  новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие  общегосударственные потребности  в тех или иных товарах и  услугах, но и косвенным образом  формировать новые кооперативные  технико-производственные и экономические  связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками  и субподрядчиками. Это может  предопределить образование крупных  межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

Чтобы воздействовать на структуру  национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

Проведение целостной  государственной структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная  поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия  и производства, тем не менее, в  ней сохраняется принцип отраслевого  отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями  функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий  может привести к дискредитации  самой идеи селективной структурной  политики.

Концепция структурной перестройки  в России исходит из сохранения отраслевого  разнообразия народнохозяйственного  комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

- топливно-энергетический  комплекс. Эти отрасли сохраняют  свою конкурентоспособность и  могут привлекать иностранные  инвестиции;

- отрасли обрабатывающей  промышленности, способные поставлять  продукцию на экспорт (авиакосмическая,  энергетическое машиностроение, отчасти  станкостроение). Они нуждаются в  государственной поддержке на  внутреннем и внешнем рынках;

- отрасли обрабатывающей  промышленности, которые могут быть  конкурентоспособными на внутреннем  рынке (автомобильная, сельскохозяйственное  машиностроение, пищевая). Развитие  этих отраслей напрямую зависит  от умеренно протекционистских  мер и стимулирования внутреннего  спроса на их продукцию путем  лизинга и потребительского кредита. 

В России за годы реформ в  структуре ВВП резко выросла  доля услуг, что отражает быстрое  развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или  бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Таким образом, основной целью  структурной политики государства  на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности  производства отечественных товаров  и услуг на внутреннем и мировых  рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения  доли отраслей, производящих продукцию  с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

5.Российская структурная политика

Положение в российской экономике  крайне противоречиво. С одной стороны, в последние годы высокими темпами  увеличиваются валовые показатели экономического роста. Среднегодовые  темпы прироста ВВП в 1999-2007 гг. составили 7%, объема промышленного производства - 6, 1, сельскохозяйственного производства - 3, 7, инвестиций в основной капитал - 11, 9% (1) . Такая динамика скорее всего сохранится как минимум до 2010 г. На этой базе удалось восстановить докризисный (1991 г.) уровень среднедушевых реально располагаемых доходов населения.

Восемь лет подряд в  стране фиксируется профицит федерального бюджета, который в отдельные  годы приближался к 10% ВВП. Резко  снизился объем государственного внешнего долга - со 154, 7 млрд. долл. на конец 1998 г. до 39, 6 млрд. долл. - на конец III квартала 2007 г. Не является пока чрезмерным и  государственный внутренний долг. Правда, снижение общей величины государственного долга, к сожалению, замещается ростом долгов, прежде всего внешних, крупных  корпораций и банков, в том числе  с государственным участием(2). Так, объем внешней задолженности  банков увеличился с 10, 9 млрд. долл. на 1 января 1999 г. до 147, 7 млрд. долл. на конец III квартала 2007 г., а прочих секторов - соответственно с 19, 6 млрд. до 230, 4 млрд. долл. (3)

Растет доверие к финансовой системе страны. Ежегодно наблюдается  заметный прирост банковских депозитов  населения (они увеличились с 453, 2 млрд. руб. на начало 2001 г. до 4806, 8 млрд. руб. - на конец III квартала 2007 г.) при  уменьшении доли наличных денег в  общей денежной массе (в 2000-2007 гг. она  сократилась с 36, 3 до 27, 9%), что свидетельствует  о массовом переводе личных сбережений из "домашнего хранения" в банки(4).

Есть, однако, и другая сторона. Основные ее характеристики: сильная  зависимость экономики от энергосырьевых отраслей; примитивизация промышленности; отсутствие реального прогресса  в становлении инновационных  секторов; острые проблемы в развитии социальной сферы. Отметим и скачок инфляции в конце прошлого года. Иначе говоря, достигнутая стабильность зиждется на шаткой основе. Ее может нарушить любой сильный негативный шок как в мировой, так и во внутренней экономике.

В последние три года индекс промышленного производства стабильно  отстает от динамики ВВП (соответственно 104 - 106 против 106 - 108%). Несмотря на, казалось бы, позитивную динамику инвестиций в  основной капитал (рост на 21% в 2007 г.), их объемов явно недостаточно для модернизации экономики. Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности (в середине 2000-х годов он превышал 47%). В области массовой продукции  обрабатывающей промышленности Россия теряет не только зарубежные рынки, но и национальный.

В 2000-е годы впервые за долгое время наметилась тенденция  к повышению доли производственного  оборудования со сроком службы до 5 лет (8, 6% в 2004 г. по сравнению с 4, 7% - в 2000 г.). Вместе с тем к середине нынешнего  десятилетия более половины производственного  оборудования промышленности работало свыше 20 лет, и средний его возраст  продолжает увеличиваться (с 18, 7 года в 2000 г. до 21, 2 года - в 2004 г.)(5).

Как следствие, в стране ухудшаются перспективы перехода к инновационному типу развития: инновации внутри страны не востребованы; исчезают отрасли, способные  трансформировать их в продукцию  конечного потребления. Наконец, неизбежно  возникновение технологической  несовместимости российской экономики  с индустриально развитыми странами. Сегодня Россия вплотную приблизилась к опасной черте - утрате собственной  технологической базы машиностроения и промышленности, выпускающей товары народного потребления. По имеющимся  расчетам, в перспективе наша страна будет вынуждена приобретать  за рубежом до 60% технологий(6).

Материальной предпосылкой примитивизации промышленности является сложившаяся структура инвестиций в основной капитал. Самая яркая  его черта - кризис машиностроительного  комплекса, в результате которого оказывается  под угрозой существование его  общей технологической базы. Снижение технологического уровня российской экономики - одно из следствий продолжающегося  недофинансирования главного источника  инновационного роста - науки. Хотя доля средств, выделяемых на науку, выросла  по сравнению с пиком кризиса (1998 г.) более чем вдвое (с 0, 38 до 0, 8% ВВП), но она все еще меньше, чем  даже в начале 1990-х годов (0, 94-0, 91% ВВП)(7).

Модернизация страны в  решающей степени зависит от структурной  перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального  производства нельзя вернуть Россию в "клуб" развитых стран. При этом модернизация экономики, диверсификация ее реального сектора не могут  быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного  саморегулирования. Ставка на эти механизмы  в 1990-е годы оказалась ошибочной. Она не только не привела Россию в "постиндустриальную цивилизацию" и не просто заблокировала решение  задач позднеиндустриальной модернизации, но и предопределила стремительную  деиндустриализацию одной из ведущих  промышленных держав XX в.

В сложившихся обстоятельствах  у страны еще есть выбор между  двумя вариантами дальнейшего развития.

Первый - это продолжение  тренда качественного застоя ("рост без развития") с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности.

Информация о работе Понятие структурной политики и её содержание