Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа
Структурная политика— проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта
Второй - государство принимает
на себя функции субъекта целенаправленной
и динамичной структурной модернизации
и пытается, используя определенную
систему мер, преодолеть эти системные
недостатки и сформировать необходимые
экономические и
Проверенный способ обновления материальной базы экономики - структурная политика, суть которой сводится к установлению государством приоритетных направлений экономического развития и применению адекватных средств их реализации. Страны, которым удалось совершить экономический прорыв и превратиться из развивающихся в экономически развитые, осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Тайвань).
Как показывает международный
опыт, необходимость проведения активной
государственной структурной
- недостаточной экономической
(рыночной) мотивацией сложившихся
хозяйственных структур к
- слабостью или отсутствием
хозяйствующих субъектов,
Для современной России актуальны
обе причины. С одной стороны,
крупные хозяйствующие субъекты
сырьевой специализации (нефтегазовый
комплекс) и первичной переработки
сырья (металлургия, химия) не имеют
достаточной экономической
Российское руководство, судя по всему, начинает осознавать угрозы происходящей примитивизации и технологической деградации экономики как для конкурентоспособности страны, так и для ее безопасности. Отрадно, что появились национальные проекты и приняты долгосрочные стратегии восстановления и развития ряда сегментов отечественного научно-технического сектора на среднесрочную перспективу. Но есть опасность, что они не будут подкреплены эффективными механизмами реализации. Главное - нет признаков действительного изменения общего вектора экономической политики, по-прежнему нацеленной исключительно на финансовую стабилизацию.
В этой связи дискуссия о целесообразности проведения в России активной промышленной политики(8) должна быть переведена из идеологической в конструктивную, практическую плоскость и ориентирована на поиск реальных управленческих технологий, направленных на эффективное решение конкретных проблем экономики.
На концептуальном уровне структурная политика как минимум должна ответить на следующие принципиальные для экономического развития страны вопросы:
- на каких региональных
рынках должен преимущественно
осуществляться экономический
- каким должно быть
товарное наполнение (отраслевая
структура) экономического
- за счет каких источников
должен происходить
- кто будет основным
субъектом модернизации
- каким должен быть
экономический механизм, обеспечивающий
заинтересованность
Говоря о промышленной политике на конкретно-оперативном уровне, необходимо определиться не только с ее содержанием, но и с критериями отбора приоритетов.
Во-первых, вряд ли существует
совершенный и не зависящий от
субъективных устремлений механизм
определения приоритетов
Хуже всего, если государство вообще отказывается от выстраивания структурных приоритетов по соображениям ложно понятой экономической свободы. Тогда за счет средств налогоплательщиков зачастую реализуются, в сущности, ошибочные предпочтения, формируемые главным образом в соответствии с лоббистским потенциалом представителей тех или иных групповых либо в буквальном смысле частных интересов.
Во-вторых, к числу приоритетов
структурной и промышленной политики
следует относить те направления
развития, применительно к которым
Россия еще сохраняет конкурентные
преимущества - реальные или теперь
уже в большей мере потенциальные.
Часть таких приоритетов
В-третьих, Россия имеет шанс выстоять в глобальной конкуренции, лишь одновременно развивая два укрупненных, "интегральных" приоритетных направления, связанных с "новой", или "инновационной", экономикой, с одной стороны, и "старой", сырьевой экономикой - с другой. Пропорции между ними должны целенаправленно регулироваться, исходя из долгосрочных национальных интересов.
Разумеется, инновационный сектор не может быть лишь некоей "пристройкой" к сырьевому. За счет ограниченных бюджетных вливаний не удастся обеспечить требуемые масштабы его развития. Придется формировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. С учетом инерционности и политического "веса" сырьевого сектора задача не простая, но решаемая. Для ее выполнения необходимо разработать применительно к национальной экономике в целом перспективные (на 5 - 10 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР, а в рамках этих направлений - выявить актуальные проблемы, подлежащие решению с использованием бюджетных ресурсов. Важно также составлять индикативные планы и немногочисленные, но ресурсно обеспеченные федеральные целевые программы с соответствующими стимулами и гарантиями для предприятий-участников.
В-четвертых, ряд приоритетов
современной промышленной политики
должен носить не отраслевой, а межотраслевой
характер, в связи с чем должны
быть выделены направления техники,
технологии и НИОКР, объединяющие более
или менее однородные классы технических
средств и технологий того или
иного поколения. Используя эффект
кооперации организаций разных отраслей,
современная промышленность проектирует,
создает и тиражирует сложные
технико-технологические
Роль государства в проведении структурной политики заключается не в управлении конкретными предприятиями или их опеке, а в разработке приоритетов и "коридоров" роста для формирования долговременной политики, ориентированной на достижение устойчивого развития на основе обеспечения продовольственной, энергетической и экономической безопасности страны. При этом необходимо учитывать наличие двух достаточно автономных сфер хозяйственного бытия с несовпадающими критериями отбора конкретных приоритетов структурной политики.
Первое. Когда рассматриваются
так называемые обычные товары и
услуги, не имеющие прямого отношения
ни к фундаментальным потребностям
жизнедеятельности общества, ни к
обеспечению его безопасности, независимая
экспертиза должна давать объективные
оценки состояния соответствующих
секторов и отраслей национального
хозяйства. После оценки и ранжирования
их потенциала по степени конкурентоспособности
на внутреннем и международном рынках
(соответствие международным стандартам
конкурентоспособности, состоянию
производственных мощностей, наличию
сырьевого и кадрового
Второе. Когда речь идет о
товарах и услугах, составляющих
основу жизнедеятельности общества
и его безопасности, критерий конкурентоспособности
в сравнении с мировым уровнем
утрачивает свое значение. В этом случае
приоритеты структурной политики определяются
иерархией иных целей и критериев,
которые еще в меньшей степени
поддаются квалификации. Здесь целенаправленная
государственная поддержка
Риски проведения глубокой
структурной перестройки
К сожалению, "либеральная
мысль" так и не сумела придумать
ничего иного, кроме "свободы рынка"
и тотальной демонизации
Либеральная догма как раз и предлагает ради спасения российской экономики в ходе наступающего мирового экономического кризиса потратить Стабилизационный фонд на... спасение экономики США, ничего для России не обещая. В то же время создание крупных госкорпораций в ключевых отраслях - единственный способ для нас быстро выйти на мировой рынок современного машиностроения и начать равноправно конкурировать с подобными зарубежными предприятиями-гигантами. Приветствуются, конечно, и значительные вложения частного капитала в обрабатывающую промышленность, но таких предложений сегодня практически нет, как, впрочем, нет и надежды на приток сюда иностранного капитала, который наравне с отечественным ждет гарантий доходности от того же государства. Выход на мировые рынки с продукцией космической, атомной, судостроительной и других отраслей будет способствовать оздоровлению структуры национального хозяйства и торгового баланса, что создаст прочный фундамент для развития российской экономики, а также укрепит внешнеполитический потенциал страны. В результате удастся решить задачи, которые безуспешно ставятся вот уже который год: обеспечить формирование инновационных отраслей, рост малого и среднего бизнеса, появление в стране устойчивого и многочисленного среднего класса.
Информация о работе Понятие структурной политики и её содержание