Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:29, курсовая работа
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. Именно экономико-политической, так как еще не создана политическая доктрина, в которой экономика рассматривалась бы отдельно от политики. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства.
Но, как правило, в прямом подчинении правительству находится один центральный банк, к примеру, Федеральный Банк ФРГ, а остальные банки только руководствуются его рекомендациями. И федеральное Германское правительство не может напрямую воздействовать на все банки Германии. Воздействие на них возможно через правительство той земли, к которой они "прикреплены". Таким образом, правительство не может жестко диктовать свои условия (часто руководствуемые политическими мотивами правящей партии) банкам.
До недавнего времени у нас банковская деятельность целиком и полностью определялась внутренней политикой КПСС. Но, в связи с политико-экономическими преобразованиями, в нашей стране появилось множество негосударственных банков, деятельность которых регулируется с одной стороны - объективными экономическими законами, а с другой - письмами Центробанка и несовершенным пока законодательством.
Современные российские банки развиваются очень высокими темпами, если учесть, что первые негосударственные финансовые институты появились в 1988 г., то появление в 1993 г. кредитных карточек как на магнитных, так и на электронных носителях, можно рассматривать как большой прогресс.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и роль банковской системы в экономике России.. 4
Сущность и основные функции банков………………………. 4
Понятие банковской системы и ее элементы…………………. 6
1.2.1. Сущность и механизм депозитного (банковского)
мультипликатора. Денежный мультипликатор. ........................ 8
Глава 2. Банковская реформа в России и становление
современной банковской системы……………………............ 27
2.1. Особенности построения банковской системы России......... 27
2.2. Развитие современной банковской системы………………… 32
2.3. Проблемы и перспективы развития банковской системы…… 42
Заключение……………………………………………………………. 47
Список используемой литературы…………………………………... 50
По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являются финансово-стабильными, и они способны работать без государственной поддержки. 441 банк, или 30%, отнесены к проблемным, поскольку у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса. 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков определяется Банком России в 75 млрд. руб. Дифференциация финансового состояния банков требует также и дифференцированного подхода к решению их проблем.
Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая - срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача - на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита. Назовем некоторые направления реформирования банковской системы, намеченные правительством. Центральным банком России и Ассоциацией российских банков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобы банковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающих потребностям экономики.
Для
оперативного восстановления банков с
целью продолжения ими
Важным
элементом оперативных мер
Кризис банковской системы августа 1998 г. отразил накопившиеся недостатки в деятельности банков, в банковском законодательстве, в государственной экономической политике, в банковском надзоре. Понимая это, Центральный банк РФ уже с сентября 1998 г. начал принимать энергичные меры по первичному восстановлению работы банковской системы. Эти меры были направлены на решение трех основных задач: быстрое восстановление работы платежной системы, предотвращение банкротства банковской системы в целом и восстановление макроэкономических основ стабилизации. В 1999 г. была создана государственная корпорация - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - один из самых крупных проектов правительства в 1999 г. Целью деятельности АРКО является реструктуризация кредитных организаций, для осуществления которой ведется многообразная деятельность. АРКО принимает под свое управление кредитные организации, участвует в формировании их органов управления, осуществляет соответствующие мероприятия по реструктуризации, привлекает необходимые ресурсы, чтобы реализовать намеченные мероприятия, создает организации, в том числе и кредитные, необходимые для выполнения поставленных задач.
В
июле 1999 г. был принят федеральный
закон «О реструктуризации кредитных
организаций». Реструктуризация, понимаемая
как ликвидация, санация и слияния банков,
является целью современного этапа развития
банковской системы. Под реструктуризацией
понимается комплекс мер, примененных
к кредитной организации и направленных
на преодоление финансовой неустойчивости,
восстановление платежеспособности либо
на осуществление процедуры ликвидации
кредитной организации в соответствии
с российским законодательством. На втором
этапе процесса реструктуризации стоят
задачи: выход банковского сектора на
траекторию устойчивого роста реальных
объемов операций и капитальной базы,
сведение к минимуму влияния проблемных
банков на состояние банковской системы
в целом, а также обеспечение экономически
обоснованного кредитования нефинансового
сектора экономики. К 2000 г. кризисный период
в развитии банковской системы в основном
завершился.
2.3.
Проблемы и перспективы
развития банковской
системы
В настоящее время коммерческие банки преодолели последствия финансового кризиса, увеличили капиталы, расширили спектр и качество банковских операций.
Банк
России оказал значительную помощь
в восстановлении до кризисного потенциала
банковской системы и его дальнейшего
развития. Прежде всего стоит задача
повышения капитализации
Вместе с тем, в 2004 год российские коммерческие банки вступили с оптимизмом. К концу 2004 года активы действующих банков в реальном выражении достигли 140% до кризисного уровня, а капитал в реальном выражении превысил 120%. Стало более стабильным и финансовое положение российских коммерческих банков. Удельный вес финансово нестабильных банков составляет сегодня 6%. Рекордны и доходы за 2002 год. Объем совокупной чистой прибыли, заработанной крупнейшими банками России в 2002 году, по сравнению с 2000 годом увеличился с 44 до 55 млрд руб., причем источники доходов российских банков сегодня иные, чем в докризисном периоде.19 Современное относительное благополучие банков основывается на росте кредитования при сохранении высокого качества кредитов (в течение всего 2001 года доля сомнительной задолженности в кредитном портфеле банков находилась на уровне 5-7%, что почти вдвое ниже, чем в докризисный период). Тем не менее, хотя банки и стали проявлять активность по наращиванию кредитования экономики в после кризисный период (кредиты банков реальному сектору экономики превысили 1 трлн руб.), но в целом объемы кредитования реального сектора еще не соответствуют потребностям развития российской экономики.
Коммерческие банки заинтересованы в кредитовании реального сектора. Это классическая банковская операция с хорошо изученными рисками. Но здесь есть две проблемы, связанные с недостаточной защищенностью банков в отношениях кредитор-заемщик и краткосрочностью пассивов. Банки не могут расширить кредитование, потому что государство не обеспечивает защиту их интересов в случае возникновения проблем с возвращением ссуд.
В качестве положительной тенденции можно отметить восстановление доверия к банкам со стороны их клиентуры, в том числе населения и иностранных инвесторов. Тем не менее проблема доверия остается весьма актуальной. Повышению доверия к банкам будет способствовать активное включение их в борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Основные направления этой работы заданы Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», принятым в июле 2001 г., и пакетом указаний Банка России по этому вопросу. Практическое использование этих правовых норм повысит рейтинг российских банков, в том числе за рубежом, позволит им активнее работать на внешних рынках. Возрастет доверие к банкам и у отечественных инвесторов.
Этому же будет способствовать и совершенствование надзорной деятельности Банка России, повышение ее качества в соответствии с Базельскими принципами эффективного банковского надзора. А именно: развитие практики осуществления банковского надзора на основе внедрения международно признанных подходов, совершенствование инструментов банковского надзора в соответствии с международной практикой, включая систему лицензирования, текущего надзора, в том числе систему раннего предупреждения и процедуру отзыва лицензий, совершенствование процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций, обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе применения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В рамках задачи по развитию платежной системы страны, обеспечению бесперебойности расчетов в рамках национальной экономики Банк России продолжает достаточно успешно реализовывать стратегию развития платежной системы России, формирует современную автоматизированную систему расчетов, работающую преимущественно в режиме реального времени. Для достижения качественно нового уровня в банковской технологии осуществления расчетов проводится соответствующая методологическая, нормативно-правовая, техническая и организационная работа.
В этой связи осуществляются меры по определению статуса отдельных подсистем проведения платежей, обеспечению кредитным организациям возможности более точно управлять своей ликвидностью, созданию и внедрению форматов электронных платежных документов, развитию условий для внедрения банковских платежных карт в целях сокращения наличных денег в обращении, разработке нормативных актов по соответствующим направлениям.
Вместе с тем состояние банковского сектора не соответствует в должной мере стоящим перед экономикой России задачам.
Основные мероприятия Банка России направленные на совершенствование банковской
системы и банковского надзора в 2005 г. одобрены Советом директоров Банка России 15 ноября 2004 г.
В целях повышения эффективности работы банковской системы Банк России в 2005 г. продолжает работу по развитию инструментов регулирования ликвидности , а именно:
«в 2005 г. Банк РФ будет проводить операции рефинансирования путем проведения ломбардных кредитных аукционов, предоставление кредитов « овернайт», а так же осуществления операций « валютный своп», проведения сделок прямого РЕПО на срок от 1 до 90 дней,
в 2005 г. Банк РФ намерен осуществлять постепенную замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с ОБР,
которые должны сыграть значительную роль в среднесрочном связывании свободных денежных средств,
Банк РФ сохранит тенденцию к относительному снижению обязательных резервов
кредитных организаций , в том числе путем повышения коэффициента усреднения,
важнейшей задачей процентной политики будет сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам в национальной и иностранной валютах, что должно предотвратить дополнительный приток и отток капитала и не препятствовать кредитованию реального сектора экономики. Для этого Банк РФ сохранит тенденцию к последовательному снижению ставки рефинансирования, совершенствование нормативной базы, способствующей дальнейшему расширению безналичных расчетов, в том числе с использованием платежных банковских карт на основе применения расчетных документов в электронной форме при безналичных расчетах и других современных информационных технологий.»20
В целом в 2005 г. ЦБР продолжает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора, защиту интересов вкладчиков и кредиторов , методологическое и организационное совершенствование системы банковского надзора в соответствии с задачами определенными «Совместной стратегией развития банковского сектора Российской Федерации», рассчитанным на среднесрочную перспективу. Первостепенное значение ЦБР придает вопросам отбора в систему страхования вкладов только финансово устойчивых банков. Будут реализованы меры по снижению неоправданной административной нагрузки на кредитные организации.
В 2005 г. Банк России реализует следующие меры:
кредитования, секьюритизации банковских активов;
Банковская система в любой развитой экономике играет важнейшую роль. Эффективная и устойчивая банковская система может обеспечить долгосрочный рост промышленности, в то время как проблемы в банковской системе неминуемо отражаются на всех отраслях экономики.
Информация о работе Понятие и роль банковской системы в экономике России