Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

2) Экономический рост  определяется следующими факторами:  природные ресурсы, трудовые ресурсы,  капитал, технологии.

3) При экстенсивном  экономическом росте достигается  сокращение уровня безработицы,  достижения полной занятости,  которая позволяет увеличить  темпы роста. Но это явление  временно, т.к. состояние полной  занятости не может восполняться  ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.

4) При экстенсивном  типе развития многие работники  не являются высококвалифицированными.

5) Экстенсивный путь  развития носит застойный характер, фактически нет технического  прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

6) Государство может  играть значительную роль в  экономическом росте при правильной  налоговой политике и политике  инвестирования.

Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношения он ведет только в тупик, не давая никаких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития – интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

 

Литература

 

    1. «Курс экономической теории», под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., «АСА», Киров, 1997 г.
    2. «Основы экономического анализа», Издательство Удмуртского университета, Ижевск, 1996 г.
    3. «Экономическая теория», Борисов Е.Ф., М., 1990 г.

 

 

ТЕМА 5. РЫНОК: СУТЬ, ФУНКЦИИ И УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА.

 

План

    1. Сущность и функции рынка.

а) сущность рынка

б) функции рынка

    1. Рыночное равновесие.
    2. Факторы изменения равновесной цены.
    3. Условия функционирования рынка.
    4. Классификация рынков.
    5. Рыночные требования к экономическим субъектам.
    6. Вывод.

Сущность рынка

Понятие «рынок» используется в  разных значениях. Так, практически  в каждом населенном пункте есть место, которое называют рынком: жителям известно, что там происходят регулярные встречи продавцов и покупателей. Экономисты, однако, «рынок» вкладывают несколько иное содержание, не акцентируют внимание на географических координатах обмена.

Рынок – прежде всего  категория обмена, его характеристика. Но этого еще мало для определения сущности рынка. Ведь обмен формы, характер, порядок существенно отличаются. В централизованно-плановой экономике основные параметры обмена регламентируются государством. Такую связь рыночной никак не назовешь.

Рынок – это способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм координации  экономических действий.

Рыночная связь, устанавливаемая  между продавцом и покупателем, имеет ряд отличительных черт:

1) равноправное положение участников. Это означает, что ни продавец, ни покупатель не должны обладать возможностями внеэкономического принуждения контрагента к вступлению отношения обмена. Конечно, сделка может принести кому большую, а кому и меньшую выгоду или даже убытки, но вступление в нее носит добровольный, свободный характер;

2) применение принципа экономической  выгоды в качестве основного  критерия целесообразности вступления  в рыночную связь. Обмен должен  приносить выгоду, каждый стремится  совершить сделку с возможно большей выгодой для себя, лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от нее;

3) полная экономическая ответственность  участников за свои действия. Если свобода – это одна  сторона рыночного положения  субъекта, то полная самоответственность – другая. Когда экономический субъект выбирает контрагента отношений без принуждения, по собственной воле, то, естественно, сам должен нести ответственность за правильность своего выбора, за всю совокупность своих действий.


         труд.капитал.земля


         потребительские


 ресурсы       способности


 

 

   издержки  доходы


 

 

 


выручка   потребительские

от реализации  расходы

 

 


конечные        конечные товары

товары и  услуги       и услуги

 

 

4) Правовые гарантии и правовая защита со стороны государства. Цивилизованное общество, как правило, закрепляет в юридических нормах основные принципы своего функционирования. Современное государство устанавливает правовые нормы отношений экономических субъектов, формирует «правила игры». Оно же и обеспечивает реальную действенность таких норм, создавая для этого контрольные и судебные органы.

Сферу обмена можно представить  как движение двух встречных потоков: товаров и денег. В качестве товаров  могут выступать как конечные продукты и услуги, так и ресурсы. Поэтому рынок регулирует движение конечных товаров и услуг, потребителями которых выступают домохозяйства, а производителями – предприятия, и товаров-ресурсов-труда, капитала, земли, предпринимательских способностей, которые поставляют на рынок домохозяйства, а покупают предприятия.

Функции рынка

Уже при рассмотрении кругооборота товаров и денег можно обнаружить те функции, которые свойственны  рынку:

а) доведение конечных товаров до потребителей. Поскольку  современное производство основано на разделении труда, то абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребления. Именно рынок служит тем мостом, через который продукт поступает от производителя к его потребителю;

б) обеспечение производства ресурсами. Домохозяйства, будучи собственниками большинства трудовых ресурсов, капитала, земли и предпринимательских способностей, реализуют все право на рынке, что приносит им соответствующие доходы. Предприятия, приобретая ресурсы, несут издержки;

в) установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям. Поскольку производитель работает, как правило, не на заказ, а ориентируется на свои собственные представления о том, что необходимо производить и сколько, он всегда рискует. Только после того, как товар приобретен покупателем и продавец полностью компенсировал свои издержки, он может с уверенностью сказать: «Мой выбор был правильным». Если в предложениях допущена ошибка, рынок или не принимает такое количество товара или не возмещает производителю всех затрат. Поэтому положение товаропроизводителя в обществе во многом определяется положением его товара на рынке;

г) распределение ресурсов и конечных товаров. Неблагоприятное  положение товара на рынке, отражающие не соответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать использование ресурсов на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок служит перераспределением ресурсов между производствами, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей. Рынок также является определенным порядком распределения конечных товаров.

 

2. Рыночное равновесие

Рыночный спрос и рыночное предложение  молока на городских рынках

Цена 1 л молока, ДЕ

Рыночный спрос на молоко, тыс.л.

Рыночное предложение  молока, тыс.л.

25

50

75

100

200

150

110

80

60

150

200

220


Начнем свой анализ с  самой высокой цены за 1 л. – 100 ДЕ. Если на рынке действительно сложится такая цена, то она создаст условия  заинтересованности молокозаводу предложить к продаже 220 тыс. ну по такой цене покупатель согласный приобрести лишь 80 тыс.л. это создает избыточное предложение в 140 тыс.л. перед производителями возникает угроза нереализации значительной части своего продукта. Конкурентная борьба между ними вынуждает снижать цены. Следовательно, избыточное предложение порождает уменьшение цены.

Снижение цены за 1 л. до 75 ДЕ несколько улучшает рыночную ситуацию, но не приводит к равновесию спроса и предложения. Такая цена делает невыгодным производить прежние объемы молока, полная компенсация затрат возможна при величине предложения 200 тыс. л. Одновременно, при такой цене желание и возможности покупателей, выраженные в спросе, возрастут до 110 тыс.л. Избыток предложения сократится до 90 тыс.л., но все еще будет значительным. Это подталкивает к новому снижению цен.

Возможно, стремясь продать  товар, продавцы согласятся сразу на очень низкую цену – 25Д за 1 л. Но тогда возникает противоположная  ситуация. Производители могут предложить лишь 60 тыс.л., тогда как покупатели готовы приобрести 200 тыс. л. Возникает положение, известное под названием дефицит товаров. Тогда на первый план выдвигается конкуренция между покупателями. Некоторые из них соглашаются согласить больше, лишь бы получить нужное количество молока, избыточный спрос на товар ведет к росту цен за его единицу.

Колебание цен в конечном счете приводит к установлению такой  цены, при которой спрос и предложение  совпадают. Для нашего примера такая  цена 50 Д за 1 л. молока. По этой цене производители в состоянии произвести и поставить на рынок 150 тыс. л. Ровно столько же хотели бы и в состоянии купить и покупатели. Цену единицы продукции, при которой совпадает спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающее спрос и предложение, называют равновесным количеством.

Равновесная цена – это  единственная цена из всех возможных, при которой отсутствует как  избыточное предложение, так и избыточный спрос. Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будут стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по такой цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары.

Аналогичные выводы мы получим  при графическом изображении. Цена равновесия и равновесный объем  – это координаты точки пересечения  кривых спроса и предложения.

Учитывая характер кривых, такая точка может быть лишь одна. Это подтверждает вывод о существовании единственного устойчивого положения на рынке и стремлении такому состоянию в случае отклонения цены от равновесной.

Проекция отрезка ВС на ось Q дает избыточное предложение при цене 75 ДЕ за 1 л., а отрезка MN – избыточный спрос при цене 25 ДЕ за 1 л.

Конкурентная борьба, изменяя цены будет способствовать достижению рыночного равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы изменения  равновесной цены

Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому все факторы, которые могут сместить эти кривые, изменяют цену равновесия и равновесное количество товара.

1) изменение спроса:

а) увеличение спроса. В  главе 6 выяснены те факторы, которые  могут привести к увеличению спроса. Если, например, товар входит в моду, кривая спроса сдвигается вверх и вправо. Тогда точка пересечения смещается вверх и вправо. Это означает, что преувеличение спроса и неизменности других условий цена равновесия и равновесное количество возрастают;

б) уменьшение спроса. Складывается прямо противоположно ситуация. Ожидание снижения цен уменьшает спрос, сдвигая  кривую влево. Точка пересечения  опускается вниз и сдвигается влево, поэтому приуменьшение спроса уменьшаются  цена равновесия и равновесное количество.

2) изменение предложения

а) увеличение предложения. Смещение кривой предложения вправо (а именно, такое следствие увеличения предложения) снижает цену равновесия, но увеличивает равновесное количество;

б) уменьшение предложения. При смещении кривой предложения влево увеличивается цена равновесия и одновременно уменьшается равновесный объем.

3) одновременное изменение  спроса и предложения

ответить однозначно, что произойдет в этом случае, нельзя. Все будет зависеть от эластичности реагирования на эти факторы продавцов и покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение цены равновесия и равновесного количества под воздействием: а – увеличение б - уменьшение спроса в - увеличение г - уменьшения предложения.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию массового повышения заработной платы.

С одной стороны, увеличение заработной платы означает возрастание  доходов покупателей. Это приведет к увеличению спроса на товары высшей категории качества и переместит кривую спроса вправо. Вследствие этого, цена равновесия повысится с Р1 до Р2, а равновесный объем увеличится с Q1 до Q2. Но, с другой стороны, заработная плата – это цена ресурса труда. Удорожание одного из ресурсов уменьшит предложение, сместит кривую предложения влево. Произойдет дальнейшее повышение равновесной цены до уровня Р3, а равновесный объем уменьшится Q2 до Q3. Трудно прогнозировать соотношение равновесных объемов Q1 и Q3. Если коэффициент эластичности спроса доходом больше коэффициент эластичности предложения по ценам на ресурс труда, то Q1>Q3.

Информация о работе Политэкономия