Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций
Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.
Известный консервативный экономист Мартин Фелдстайн объясняет ухудшение функционирования экономики Соединенных Штатов расширением государственного сектора. Он считает, что «… усиление роли правительства представляет собой самую серьезную причину ухудшения экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и быстрому росту инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, макроэкономической политики правительства и расширения программ социального страхования.
…Отрицательные результаты правительственной политики оказались в значительной степени непредусмотренным и неожиданным побочным продуктом основанной на самых благих побуждениях политики, которая была разработана без заглядывания вперед, с учетом лишь ближайших целей или без осознания масштабов ее негативных долгосрочных последствий. За истекшие пятнадцать лет проводилась политика денежной и бюджетной экспансии в надежде на снижение уровня безработицы, но без учета неизбежности эвентуального повышения темпов роста инфляции. Были введены высокие ставки налога на доход от инвестиций, увеличены размеры пенсий на основе системы социального страхования, причем опять-таки без учета последующего воздействия этих мер на уровни инвестиций и сбережений. Были утверждены правила охраны здоровья и техники безопасности, и снова без учета снижения производительности труда, как неизбежного результата введения таких правил. Правительство не предусмотрело также возможное влияние политики регулирования на долгосрочные программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».
Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма экономику Соединенных Штатов лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.
В результате исторических, географических и других факторов, Японии сложилась уникальная структура экономики: высоко интенсивная энерго- и ресурсосберегающая, научно-технологическая, ориентированная на экспорт.
Большое значение в эффективности функционирования японской экономической системы играет уникальная модель организации производства и управления. Она объединяет передовой зарубежный опыт и традиционные национальные особенности. Как важная составляющая экономической системы, позволяет создавать материальные и моральные стимулы, которые втягивают работников в интересы «процветания» предприятий, фирм или компаний.
В Германии характерной особенностью экономической системы является разумное объединение социальной защиты человека с чувством ее социальной ответственности, и это выступает движущей силой общественного прогресса. В условиях рынка всем гражданам создаются условия стать самостоятельными предпринимателями. При этом гарантирована поставка товаров по сниженным ценам и хорошо налаженное производство. В государстве создан надежный механизм социальной защиты безработных, старых и больных людей.
Занимая центральное положение в Европе, Германия является одной из наиболее развитых стран континента. По объему ВВП она занимает первую позицию в Европе и третью – в мире. Развитый производственный потенциал страны имеет ярко выраженный экспортный характер. Четыре ведущие отрасли – химическая, машиностроительная, транспортная и электротехническая – создают почти половину общей стоимости промышленной продукции и больше 50% немецкого экспорта.
Основной зарубежный
регион прямого немецкого
Французская модель рыночной
экономики характеризуется
Поэтому в разработанный индикативный план, который имеет рекомендательный характер, включают заказы для решения приоритетных социальных проблем. Заказы стимулируются льготным налогообложением и ценообразованием. Государство противостоит заключению большими фирмами и компаниями соглашений, которые касаются уровня цен (относительно их повышения или снижения) и этим самым препятствует монополизации рынка и ослаблению конкуренции. Государство контролирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, а также на товары и услуги, которые имеют важное социальное значение.
Наиболее активным инструментом регулирования рыночной экономики во Франции выступает налоговая система, которая обеспечивает ежегодное поступление более 90% дохода национального бюджета.
Большую роль в преобразовании
французской дефицитной экономики
в стабильную социально развитую
рыночную экономику после окончания
второй мировой войны сыграло
общеэкономическое
Южнокорейская модель объединяет план и рынок, т.е. систему жесткого государственного планирования и рыночного механизма.
Государство планомерно
создавало рыночное хозяйство, частный
сектор был отдан под власть рынка.
В государственной
Шведская система
Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.
Таким образом, мы видим, что рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического развития, в частности, научно-технического прогресса, регулирования социальных отношений, проблем занятости, экологии, межгосударственной интеграции и т.д. поэтому большинство развитых стран, решающих экономические проблемы на основе капиталистических отношений, используют систему смешанной экономики.
Основное экономическое
Производятся только те продукты, производство которых приносит общий доход, покрывающий все издержки, включая нормальную прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит нормальной прибыли, производить не станут.
В конкурентной рыночной экономике существует суверенитет потребителя. Угроза убытков и соблазн получать прибыли заставляют предприятия и поставщиков ресурсов руководствоваться в своей деятельности требованиями потребителей.
Конкуренция вынуждает
фирмы применять требующую
Конкурентная рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в распределении ресурсов экономики. Создаются также условия, стимулирующие технический прогресс и накопление капитала.
Конкуренция, как главный механизм контроля в рыночной экономике, благоприятствует возникновению тождества личных и общественных интересов. Как бы направляемая «невидимой рукой», конкуренция управляет корыстными мотивами предприятий и поставщиков ресурсов таким образом, чтобы стимулировать заинтересованность общества в эффективном использовании редких ресурсов.
Недостатками рыночной системы является несколько факторов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают; б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу; в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно.
Рыночная система
приносит очень крупные доходы
тем, чей труд высоко
а) интенсивный;
б) экстенсивный.
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рос или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.