Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

Известный консервативный экономист Мартин Фелдстайн объясняет  ухудшение функционирования экономики Соединенных Штатов расширением государственного сектора. Он считает, что «… усиление роли правительства представляет собой самую серьезную причину ухудшения экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и быстрому росту инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, макроэкономической политики правительства и расширения программ социального страхования.

…Отрицательные результаты правительственной политики оказались  в значительной степени непредусмотренным  и неожиданным побочным продуктом  основанной на самых благих побуждениях политики, которая была разработана без заглядывания вперед,  с учетом лишь ближайших целей или без осознания масштабов ее негативных долгосрочных последствий. За истекшие пятнадцать лет проводилась политика денежной и бюджетной экспансии в надежде на снижение уровня безработицы, но без учета неизбежности эвентуального повышения темпов роста инфляции. Были введены высокие ставки налога на доход от инвестиций, увеличены размеры пенсий на основе системы социального страхования, причем опять-таки без учета последующего воздействия этих мер на уровни инвестиций и сбережений. Были утверждены правила охраны здоровья и техники безопасности, и снова без учета снижения производительности труда, как неизбежного результата введения таких правил. Правительство не предусмотрело также возможное влияние политики регулирования на долгосрочные программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма экономику Соединенных Штатов лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Японская модель экономики  отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

В результате исторических, географических и других факторов, Японии сложилась уникальная структура экономики: высоко интенсивная энерго- и ресурсосберегающая, научно-технологическая, ориентированная на экспорт.

Большое значение в эффективности  функционирования японской экономической  системы играет уникальная модель организации производства и управления. Она объединяет передовой зарубежный опыт и традиционные национальные особенности. Как важная составляющая экономической системы, позволяет создавать материальные и моральные стимулы, которые втягивают работников в интересы «процветания» предприятий, фирм или компаний.

В Германии характерной  особенностью экономической системы  является  разумное объединение  социальной защиты человека с чувством ее социальной ответственности, и это  выступает движущей силой общественного прогресса. В условиях рынка всем гражданам создаются условия стать самостоятельными предпринимателями. При этом гарантирована поставка товаров по сниженным ценам и хорошо налаженное производство. В государстве создан надежный механизм социальной защиты безработных, старых и больных людей.

Занимая центральное  положение в Европе, Германия является одной из наиболее развитых стран  континента. По объему ВВП она занимает первую позицию в Европе и третью – в мире. Развитый производственный потенциал страны имеет ярко выраженный экспортный характер. Четыре ведущие отрасли – химическая, машиностроительная, транспортная и электротехническая – создают почти половину общей стоимости промышленной продукции и больше 50% немецкого экспорта.

Основной зарубежный регион прямого немецкого инвестирования – Западная Европа (74% всех иностранных  инвестиций), а также некоторые  страны СНГ, в том числе и Украина. В этом процессе значительную роль играют банковская система. В отличие  от американских немецкие банки сосредотачивают преимущественную часть инвестиционных капиталов для промышленности, что является следствия высокой нормы сбережений. Собственники капитала в большинстве отдают предпочтение банковским сбережениям чем вложению средств в акции и облигации.

Французская модель рыночной экономики характеризуется разнообразием  экономических инструментов, включая  стратегическое планирование, стимулирование конкуренции, регулирование. Отличительной  особенностью этой модели рынка является включение стратегического планирования в рыночной механизм. Французская модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем. Не решает проблемы социальной защиты населения; не обеспечивает проведение фундаментальных научных исследований; принимает слабое участие в создании и развитии социальной инфраструктуры.

Поэтому в разработанный  индикативный план, который имеет  рекомендательный характер, включают заказы для решения приоритетных социальных проблем. Заказы стимулируются  льготным налогообложением и ценообразованием. Государство противостоит заключению большими фирмами и компаниями соглашений, которые касаются уровня цен (относительно их повышения или снижения) и этим самым препятствует монополизации рынка и ослаблению конкуренции. Государство контролирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, а также на товары и услуги, которые имеют важное социальное значение.

Наиболее активным инструментом регулирования рыночной экономики  во Франции выступает налоговая  система, которая обеспечивает ежегодное поступление более 90% дохода национального бюджета.

Большую роль в преобразовании французской дефицитной экономики  в стабильную социально развитую рыночную экономику после окончания  второй мировой войны сыграло  общеэкономическое планирование.

Южнокорейская модель объединяет план и рынок, т.е. систему жесткого государственного планирования и рыночного механизма.

Государство планомерно создавало рыночное хозяйство, частный  сектор был отдан под власть рынка. В государственной собственности  остались те сферы экономики, которые были «неподъемными» для частного сектора, поскольку требовали больших первичных капиталовложений, а доходы поступали не сразу (производственная и социальная инфраструктура, энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроение).

Шведская система характеризуется  энергичным участием государства в  обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного  ее проведения установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% валового национального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения.

Смешанная экономика  диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Таким образом, мы видим, что рыночный механизм не в состоянии  решить все проблемы экономического развития, в частности, научно-технического прогресса, регулирования социальных отношений, проблем занятости, экологии, межгосударственной интеграции и т.д. поэтому большинство развитых стран, решающих экономические проблемы на основе капиталистических отношений, используют систему смешанной экономики.

 

 

 

 

    1. Преимущества и недостатки рыночной системы.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем  применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Производятся только те продукты, производство которых  приносит общий доход, покрывающий  все издержки, включая нормальную прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит нормальной прибыли, производить не станут.

В конкурентной рыночной экономике существует суверенитет  потребителя. Угроза убытков и соблазн  получать прибыли заставляют предприятия  и поставщиков ресурсов руководствоваться в своей деятельности требованиями потребителей.

Конкуренция вынуждает  фирмы применять требующую наименьших издержек, а поэтому и экономически самую эффективную, наиболее производительную технологию.

Конкурентная рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в распределении ресурсов экономики. Создаются также условия, стимулирующие технический прогресс и накопление капитала.

Конкуренция, как главный  механизм контроля в рыночной экономике, благоприятствует возникновению тождества  личных и общественных интересов. Как  бы направляемая «невидимой рукой», конкуренция  управляет корыстными мотивами предприятий  и поставщиков ресурсов таким образом, чтобы стимулировать заинтересованность общества в эффективном использовании редких ресурсов.

Недостатками рыночной системы является несколько факторов: а) ее контрольный механизм и конкуренция  с течением времени ослабевают; б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу; в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный  механизм, а возникающее на его  основе распределение дохода может  порождать большее неравенство, чем обществу желательно.

 Рыночная система  приносит очень крупные доходы  тем, чей труд высоко оплачивается  в силу природных способностей  и благоприобретенного образования  и мастерства. Равным образом  и те, кто владеет значительным  капиталом и земельными площадями,  заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них больших доходы. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые, лица с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., ХаГар, 1998. – 785 с.
    2. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш.учеб.заведений /Под ред. В.Д.Камаева.-М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. –640 с.
    3. За загальною редакцією Ю.В.Ніколенка. Політекономія: Підручник.- Київ: ЦУЛ, 2003. – 412 с.
    4. «Профиль». Международный деловой журнал. №48 (63), 6 декабря 2004 г. Эмили Торнтон. «Больше не значит лучше».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕГО
ТИПЫ И ФАКТОРЫ

План

    1. Понятие экономического роста.
    2. Типы экономического роста:

а) интенсивный;

б) экстенсивный.

    1. Факторы экономического роста.
    2. Государственное регулирование экономического роста.
    3. Заключение.
    4. Литература.

 

 

Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рос или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Информация о работе Политэкономия