Политэкономия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, курс лекций

Краткое описание

Ежедневно мы наблюдаем многое, что характеризует различные стороны экономической жизни. Однако обо всем увиденном судим порой с излишней легкостью и на основе лишь собственного опыта. Но при всем своем значении жизненный опыт каждого ограничен местом и временем. И это еще не все. Самое главное состоит в том, что непосредственно наблюдаемые явления, внешне простые, весьма обманчиво отражают действительность.
Приведем всем известный пример. В течение многих тысяч лет люди полагали, что Земля стоит на месте, а Солнце обращается вокруг нее. И видимость действительно такова. Лишь научным путем было установлено обратное: Земля вращается вокруг Солнца.

Файлы: 1 файл

М-политэкономия-лекции.doc

— 952.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА

 

План

    1. Экономические системы.
    2. Капитализм. Современный капитализм.
    3. Преимущества и недостатки рыночной системы.

 

    1. Экономические системы.

Экономическая система  составляет фундамент социальной системы, которую можно определить как высокоорганизованную целостность людей, их социальных групп, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями в процессе создания материальных и духовных благ.

составляющими элементами экономической системы являются:

    • продуктивные силы;
    • технико-экономические и организационно-экономические отношения;
    • отношения собственности;
    • хозяйственный механизм.

Конкретная историческая форма собственности и совокупность экономических отношений, которые отвечают данным продуктивным силам и взаимодействуют с ними, развиваются на основе действия объективных экономических законов. Такие взаимосвязи определяют сущности экономической системы.

Прогресс человечества органично соединен со становлением и усовершенствованием определенного типа экономической системы. Она обуславливается господствующей формой собственности и соответствующими социально-экономическими отношениями.

Содержательные признаки разных форм и видов собственности проявляются в экономических системах. Экономическая система отображает особенную структуру общества, которая возникает в процессе хозяйствования в конкретных социально-экономических условиях, уровень развития продуктивных сил, хозяйственные традиции, духовное состояние народа, господствующие ценности и присущее ему мировоззрение. Все это не допускает присутствия идентичных систем: они всегда конкретно-экономические.

Человеческое общество в своем развитии использовало и  использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

Это так называемые традиционные системы, которые действуют в  «слаборазвитых странах». Они основаны на обычаях и традициях, передающихся от поколения к поколению и определяющих, какие товары и услуги, как и для кого производить.

Это командная, или централизованно-плановая экономика, когда все решения  по основным экономическим проблемам  принимает государство. Все ресурсы  здесь составляют собственность государства, и их распределение определяется центральным планированием. Эта система функционировала раньше в СССР, странах Восточной Европы, в некоторых азиатских государствах. Ярким примером такой экономики на постсоветском пространстве является экономика Белоруссии.

И, наконец, рыночная экономика, в которой все ответы на основные экономические вопросы: что? Как? И  для кого? – определяет рынок: цены, прибыли и убытки.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель  сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как» решается производителем, стремящимся получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит  не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Конечно, такая классификация несколько условна, поскольку в реальности практически каждой экономической системе в процессе воспроизведения присущи как рыночные, так и административные регуляторы. Впрочем, соотношение между ними может существенно отличаться. Поэтому такое соотношение и следует брать как определяющий признак.

Специфика и особенности  экономической системы конкретного  государства зависит от доминирующей формы собственности, комбинаций природно-ресурсных, технико-технологичных, институциональных, юридических, морально-психологических факторов, которые закреплены в экономической национальной доктрине. Именно они формируют национальную модель экономической системы.

Наиболее эффективными и конкурентоспособными в конце 20-го столетия из всех сформированных национальных моделей экономических систем являются американская и японская модели.

Высокая эффективность  этих национальных моделей объясняется  такими факторами:

- инновационной структурой  капиталовложений и высоким уровнем  затрат на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

- наличием высококвалифицированной  рабочей силы;

- комплексом развитой  инфраструктуры;

- специфическими системами  стимулирования высокого качества  продукции;

    • оптимальной системой менеджмента.

 

 

    1. Капитализм. Современный капитализм.

Именно рыночная экономика является основой капиталистической системы. Строго говоря, в чистом виде капитализм никогда не существовал и, вероятно, никогда не будет существовать. Но понятия процесса чистого капитализма  позволяют понять сущность экономической системы современного капитализма.

Основными догмами и  принципами капиталистического строя  являются: 1) частная собственность, 2) свобода предпринимательства и  выбора, 3) личный интерес как главный  мотив поведения, 4) конкуренция, 5) опора  на систему цен, или рыночную систему, 6) ограниченная роль правительства.

Чистый капитализм характеризуется  частной собственностью на ресурсы  и использование системы рынков и цен для координации экономической  деятельности и управления ею. В  такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. К чистому капитализму применяют термин laissez faire, который в приблизительном переводе означает «пусть идет, как идет» ( «let it be»), то есть пусть правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Также характерными чертами капитализма, свойственными всем современным  экономическим системам, являются специализация  и передовая технология, основанные на широком использовании средств производства, и деньги, функционирующие в качестве средства обращения.

Общее представление о функционировании капиталистической системы может  дать кругооборот дохода. Эта упрощенная модель фиксирует продуктовые и  ресурсные рынки и демонстрирует важнейшие потоки «доходы – расходы» и потоки «ресурсы – продукция», образующие кровеносную систему капиталистической экономики (рис. 1).

Экономические системы современного капитализма располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. Они представляют собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства.

Экономики различных капиталистических  стран, т.е. основанных на принципах  рыночной экономики, в процессе решения  экономических задач в большей или меньшей степени используют государственное регулирование. Вообще, система смешанной экономики в современных условиях является доминирующей в мире. Ее основными чертами и  особенностями являются:

    • значительная, как правило, преимущественная, доля частной собственности (сосуществование разных форм собственности);
    • свободное предпринимательство;
    • желание в экономической деятельности реализовать экономический интерес;
    • функционирование рыночного координационного механизма;
    • развитие конкуренции.

 


Издержки     Денежный доход (заработная плата,


рента, процент, прибыль)


Ресурсы    Земля, труд, капитал,

Пре предпринимательская способность

 

      


 


 

 

 

 


 

 

 

 

  Товары и услуги   Товары и услуги






Выручка от продаж      Потребительские расходы

 

 

 

Рис. 1. Кругооборот ресурсов, продуктов  и дохода.

Рассмотрим экономические системы  наиболее развитых капиталистических  стран.

Экономика США ближе  к чистому капитализму, но с существенными  отличиями. Правительство играет активную роль, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов. В отличие от характерной для чистого капитализма широкой рассредоточенности экономической власти среди множества мелких единиц, американский капитализм породил могущественные экономические организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику.

Вместе с тем слияния компаний зачастую приносят клиентам массу разочарований. И на восстановление добрых отношений с ними может понадобиться несколько лет. Таков вывод специального исследования, проведенного по заказу Business Week. Более пяти лет в специальном разделе авторитетного Amerscan Customer Satisfaction Index аккумулировались данные о динамике отношения потребителей к 28 крупным компаниями, которые в 1997-2992 годах пережили слияния. И как оказалось, в среднем даже через два года после завершения слияния уровень удовлетворенности потребителей был значительно ниже, чем до него.

Индекс удовлетворенности потребителей рассчитывался исходя из их оценки тарифов компаний, качества их услуг и способности оправдать ожидания. И тут есть чему удивляться: в 50% случаев слияний потребители поставили появившимся в результате компаниями более низкие оценки по крайней мере в одной из категорий. И только в 29% случаев они отметили улучшение уровня сервиса или ценовой политики. Говорит Клэс Форнелл (Claes Fornell), руководитель исследований по этой теме для бизнес-школы Stephen M.Ross School of Business при University of Michigan и для American Society for Quality: «Потребители недовольны слияниями все больше, потому что у них возникает ощущение, что в результате у них почти не остается выбора».

Острее всего недовольство слияниями в отраслях, напрямую определяющих качество повседневной жизни американцев. Уровень удовлетворенности потребителей снижается в среднем на 5,3 – 7,4% при слиянии нефтяных компаний, компаний кабельного телевидения и магазинов розничной торговли. И такой эффект может сохраняться долго. Пять лет прошло с тех пор, как в 1999 году SBC Communications Inc. за $70млрд. купила Ameritech Corp., а ее клиенты все еще считают себя менее удовлетворенными, чем до слияния. По данным самой компании, качество сервиса сегодня лучше, чем до заключения сделки.

Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо  финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности.

Правительство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в американском обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остро нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. В свою очередь, программы социального обеспечения и «Медикэр» (одна из государственных программ страхования по болезни и бесплатной медицинской помощи) оказывают финансовую помощь больным пенсионерам и престарелым. Все эти программ осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы – наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода своеобразный «эффект Робин Гуда». Однако проведенные пересмотры личного подоходного налога существенно уменьшили его перераспределительное воздействие. Правда считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.

Информация о работе Политэкономия