Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Реформы для многих отраслей проходят неоднозначно. Автотранспортная отрасль в некоторых отношениях оказывается в более выгодных условиях в сопоставлении с другими отраслями: автотранспортники имеют возможность быстрее перестраивать технологию своих работ, связанных с перевозкой и обслуживанием клиентов, шире применять различные новшества, влияющие на совершенствование процессов управления и организацию перевозочного процесса, улучшение качества обслуживания клиентов и повышения эффективности использования подвижного состава.
Введение. 3
1.Сущность и экономическое значение арендных отношений. 5
1.1. Развитие арендных отношений. 5
1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды. 7
1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга. 9
2. Особенности аренды транспортных средств. 18
2.1.Правовое регулирование аренды транспортных средств. 18
2.2. Анализ состояния и перспектив развития специализированного автотранспортного подразделения "Белтрансгаз" 20
3. Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз". 27
3.1. Совершенствование деятельности автотранспортного предприятия на основе аренды. 27
3.2. Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия. 30
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендатора может быть возложена ответственность за вред, причиненный транспортному средству. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с договором аренды. Ответственность может быть возложена на арендатора, если вред, причиненный транспортному средству, произошел по его вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено договором аренды.).
Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других необходимых в процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов, несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды,
Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без экипажа, арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и осуществляет его техническую эксплуатацию,
Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное обслуживание и т.д.
В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства Гражданский кодекс устанавливает, что состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора ( либо, если такие правила и условия не установлены, то требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.). Члены экипажа находятся в трудовых отношениях с арендодателем и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации. По вопросам коммерческой эксплуатации транспортного средства распоряжения членам экипажа дает арендатор. Так как члены экипажа являются работниками Арендодателя, то он несет расхода по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание, если иное не предусмотрено договором. Как правило, арендодатель включает эти расходы в состав арендных платежей.
При аренде автомобильного транспорта у юридического лица предприятие- арендатор относит арендную плату на себестоимость производимых товаров работ, услуг в обычном порядке. Согласно Письму Госналогслужбы "По отдельным вопросам учета и отчетности " расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автотранспорта ( при условии, что арендованное имущество используется для целей производства или реализации работ) в том числе расходы на ремонт, предусмотренный условиями договора аренды, также относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Однако, если договор аренды заключен между предприятием и частным лицом, например, водителем, нанятым предприятием для работы на собственном автомобиле, то на себестоимость арендатор может относить только расходы на горюче-смазочные материалы (в пределах установленных норм) и текущий ремонт автомобиля (если последнее предусмотрено договором аренды).
Вне зависимости от разновидности договора аренды транспортного средства, положения ГК наделяет арендатора правами без согласия Арендодателя сдавать имущество в субаренду, а также заключать от своего имени с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства либо назначению транспортного средства.
Специализированное автотранспортное подразделение (САТП) ОАО "Белтрансгаз” как обособленная структура - действует на оснований Положения о филиале открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Минской области.
CATП является подразделением,
созданным для организации
На САТП как автотранспортное подразделение возложено решение следующих задач:
- оказание транспортных и сервисных услуг;
- проведение единой технической
политики и комплексного
-организация сервисного
технического обслуживания, проведение
а/м капитального ремонта и
обеспечение безаварийной
- монтаж, ремонт и наладка
электротехнического оборудован
- ремонт, наладка подъемно-
- монтаж, ремонт и обслуживание
автомобильные газобалонных
- организация поставок запчастей, оборудования, автотракторной техники;
- научно-техническая и инвестиционная деятельность;
- выполнение всех видов
работ в области автоматизации
управления перевозками и
- участие в проведении ярмарок, выставок, аукционной торговли;
- организация арендных (лизинговых) отношений;
- разработка и внедрение прогрессивных форм и методов организации, управления и технологии технического обслуживания и ремонта, проведение информационных семинаров и т.п.
Для выполнения вышеперечисленных задач САТП осуществляет следующие функции:
- разработка нормативно-
- осуществление мероприятий
по рациональному
- обеспечение сбора и хранения отработанных деталей с дальнейшим их восстановительным ремонтом;
- расширение номенклатуры
ремонтируемых составных
- организация работы службы
безопасности движения и
- организация и проведенное
совместно с сотрудниками ГАИ
годового технического
- проведение мероприятий
по обеспечению высокой
- осуществление контроля
за качеством выполнения
- подведение ежемесячных итогов деятельности CATП согласно отчету всех Филиалов ОАО " Белтрансгаз ", определение эффективности использования подвижного состава.
Согласно Положению о Филиале, САТП осуществляет два вида деятельности.
Основная деятельность связана с обслуживанием службы сетевого и жидкого газа, региональных отделений ОАО " Белтрансгаз " в соответствии с договором аренды. К категории "прочая деятельность " относится деятельность CATП, связанная с обслуживанием сторонних организаций (не входящих в структуру ОАО " Белтрансгаз ") и населения.
К сожалению CATП не имеет возможности в полном объеме осуществлять самостоятельно транспортные и сервисные ycлуги сторонним организациям из-за ограниченного правового статуса подразделения. Не получили развития арендные отношения с предприятиями области испытывающими потребность арендовать транспорт, но находящимися в иной ведомственной подчиненности (либо приватизированными предприятиями). Материальной основой для оказания подобных услуг, является наличие у САТП весьма диверсифицированного и крупного парка подвижного состава, часть которого не связана непосредственно с обслуживанием газового хозяйства и зачастую просто простаивает.
Легковые автомобили |
164 |
25.6% |
Автобусы |
9 |
1.4% |
Специализированная техника (компрессорные установки) |
48 |
7.5% |
Грузовые автомобили |
270 |
42.1% |
Тягачи |
50 |
7.8% |
Тракторная техника (экскаваторы,тракторы) |
100 |
15.6% |
Итого |
641 |
Большая часть подвижного состава (70%) задействована в процессе обслуживания эксплуатации газового хозяйства (специализированная автотехника, компрессорные установки, специализированные фургоны).
Остальная часта автотракторного парка большая часть бортовые грузовые автомобили, автофургонов, самосвалы, дорожная и строительная техника используется нерегулярно от случая к случаю имея сравнительно меньший среднегодовой пробег (оценочно - на 15-20%) и выполняя меньший объем работ, что снижает интенсивность использования техники, удорожает ее эксплуатацию. Между тем налаживание арендных отношений с потенциальными пользователями этой техники, оказание транспортных и сервисных услуг помогло бы задействовать часть подвижного состава САТП в различных секторах экономики (строительство, коммунальное хозяйство, сфера частных услуг и др.) и приобрести дополнительную прибыль автохозяйству
Не отрегулированы взаимоотношения CATO с головной структурой ОАО " Белтрансгаз ", что серьезно тормозит развитие арендных отношений в деятельности автотракторного хозяйства. Без решения вопроса о целесообразной юридической форме автотранспортного предприятия не могут решаться вопросы организации нормальной хозяйственной, деятельности, в т. ч, налаживания полноценных партнерских отношений с клиентами и поставщиками, банковскими структурами, кредиторами и инвесторами.
В настоящее время САТП не является юридическим лицом. Подразделение имеет имущество, переданное ему ОАО «Белтрансгаз» на праве оперативного управления. Филиал (подразделение) имеет право по согласованию с Правлением ОАО приобретать имущество за счет прибыли, получаемой не от основной деятельности и остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Руководство филиала осуществляет директор, назначенный на должность и освобождаемый от занимаемой должности по контракту, заключенному с ОАО в лице генерального директора. Директор непосредственно отвечает за осуществление совместной деятельности филиала с рабочим аппаратом ОАО «Белтрансгаз» и другими филиалами в части обеспечения надежного и безаварийного газоснабжения газифицированных объектов (города, района). В соответствии с доверенностью, выданной ОАО, директор имеет право:
- заключать от своего
имени хозяйственные договора(
- осуществлять расчеты с акционерным обществом, подрядчиками, поставщиками, покупателями, бюджетом;
- иметь расчетно-кассовые
отношения с учреждениями
- представлять ОАО в
регионе дислокации филиала
- предъявлять и рассматривать претензии, предъявлять иски и участвовать в судебных и арбитражных процессах по спорам, возникающим при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям;
- заключать и расторгать трудовые договора с рабочими, служащими, специалистами, кроме высших категорий ИТР и АУП, которые назначаются генеральным директором ОАО.
В случае, если директор филиала имеет финансовую заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть АО или филиал и при наличии несовпадения (противоречия) интересов АО и филиала по условиям существующей или предполагаемой сделки, директор обязан сообщить о своей заинтересованности Совету директоров или Правлению ОАО до момента принятия речениям заключения сделки). В этом случае сделка должна быть одобрена большинством членов Совета директоров или Правления ОАО.
Планы хозяйственной
деятельности филиала
К проблемам, затрудняющим деятельность CATП в условиях рынка, относится недостаточное знание рыночного спроса на транспортные и арендные услуги, со стороны потенциальных "коммерческих" потребителей в регионе - предприятий различных форм собственности и населения. В подразделении отсутствует маркетинговая служба, могущая отслеживать и выявлять привлекательные сегменты рынка (потребителей услуг транспортной компании), которые бы предъявляли спрос на ее услуги, отсутствует рекламная деятельность, которая могла бы сформировать такой спрос. Данное положение вызвано опять-таки "скованностью маневра " CATO даже в отношении временно свободного подвижного состава из-за Особенности его правового - статуса.
Информация о работе Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз"