Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Реформы для многих отраслей проходят неоднозначно. Автотранспортная отрасль в некоторых отношениях оказывается в более выгодных условиях в сопоставлении с другими отраслями: автотранспортники имеют возможность быстрее перестраивать технологию своих работ, связанных с перевозкой и обслуживанием клиентов, шире применять различные новшества, влияющие на совершенствование процессов управления и организацию перевозочного процесса, улучшение качества обслуживания клиентов и повышения эффективности использования подвижного состава.

Оглавление

Введение. 3
1.Сущность и экономическое значение арендных отношений. 5
1.1. Развитие арендных отношений. 5
1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды. 7
1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга. 9
2. Особенности аренды транспортных средств. 18
2.1.Правовое регулирование аренды транспортных средств. 18
2.2. Анализ состояния и перспектив развития специализированного автотранспортного подразделения "Белтрансгаз" 20
3. Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз". 27
3.1. Совершенствование деятельности автотранспортного предприятия на основе аренды. 27
3.2. Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия. 30
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Файлы: 1 файл

скач контрольная.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

По договору аренды транспортного средства с экипажем на арендатора может быть возложена ответственность за вред, причиненный транспортному средству. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что повреждения произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с договором аренды. Ответственность может быть возложена на арендатора, если вред, причиненный транспортному средству, произошел по его вине или по вине лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Риск случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (если иное не предусмотрено договором аренды.).

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других необходимых в процессе эксплуатации материалов, а также оплату сборов, несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды,

Кроме того, заключив договор аренды транспортного средства без экипажа, арендатор своими силами управляет арендованным транспортом и осуществляет его техническую эксплуатацию,

Услуги, которые арендодатель предоставляет арендатору по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями, указанными в договоре аренды транспортного средства с экипажем. Данным договором могут быть предусмотрены дополнительные услуги, например, экскурсионное обслуживание и т.д.

В целях обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства Гражданский кодекс устанавливает, что состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора ( либо, если такие правила и условия не установлены, то требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.). Члены экипажа находятся в трудовых отношениях с арендодателем и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации. По вопросам коммерческой эксплуатации транспортного средства распоряжения членам экипажа дает арендатор. Так как члены экипажа являются работниками Арендодателя, то он несет расхода по оплате услуг членов экипажа и расходы на их содержание, если иное не предусмотрено договором. Как правило, арендодатель включает эти расходы в состав арендных платежей.

При аренде автомобильного транспорта у юридического лица предприятие- арендатор относит арендную плату на себестоимость производимых товаров работ, услуг  в обычном порядке. Согласно Письму Госналогслужбы "По отдельным вопросам учета и отчетности " расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автотранспорта ( при условии, что арендованное имущество используется для целей производства или реализации работ) в том числе расходы на ремонт, предусмотренный условиями договора аренды, также относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Однако, если договор аренды заключен между предприятием и частным лицом, например, водителем, нанятым предприятием для работы на собственном автомобиле, то на себестоимость арендатор может относить только расходы на горюче-смазочные материалы (в пределах установленных норм) и текущий ремонт автомобиля (если последнее предусмотрено договором аренды).

Вне зависимости от разновидности договора аренды транспортного средства, положения ГК наделяет арендатора правами без согласия Арендодателя сдавать имущество в субаренду, а также заключать от своего имени с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства либо назначению транспортного средства.

 

 

2.2. Анализ состояния и перспектив  развития специализированного автотранспортного  подразделения "Белтрансгаз"

Специализированное автотранспортное подразделение (САТП) ОАО "Белтрансгаз” как обособленная структура - действует на оснований Положения о филиале открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства Минской области.

CATП является подразделением, созданным для организации эффективной  работы и ремонта автотракторной  техники всех филиалов ОАО " Белтрансгаз " и проведения единой учетной и технической политики.

На САТП как автотранспортное подразделение  возложено решение следующих задач:

- оказание транспортных  и сервисных услуг;

- проведение единой технической  политики и комплексного решения  вопросов, связанных с бесперебойным обеспечением сжиженным газом потребителей;

-организация сервисного  технического обслуживания, проведение  а/м капитального ремонта и  обеспечение безаварийной эксплуатации  автотракторной техники;

- монтаж, ремонт и наладка  электротехнического оборудования

- ремонт, наладка подъемно-транспортного  оборудования 

- монтаж, ремонт и обслуживание  автомобильные газобалонных установок;

- организация поставок  запчастей, оборудования, автотракторной  техники;

- научно-техническая и  инвестиционная деятельность;

- выполнение всех видов  работ в области автоматизации  управления перевозками и автохозяйством;

- участие в проведении  ярмарок, выставок, аукционной торговли;

- организация арендных (лизинговых) отношений;

- разработка и внедрение  прогрессивных форм и методов организации, управления и технологии технического обслуживания и ремонта, проведение информационных семинаров и т.п.

Для выполнения вышеперечисленных задач САТП осуществляет следующие функции:

- разработка нормативно-технической  документации и норм расхода запасных частей, материалов, автошин;

- осуществление мероприятий  по рациональному распределению  подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования;

- обеспечение сбора и  хранения отработанных деталей  с дальнейшим их восстановительным ремонтом;

- расширение номенклатуры  ремонтируемых составных частей  подвижного состава, а также перечня  восстанавливаемых деталей в  качестве товарной продукции;

- организация работы службы  безопасности движения и проведение  обучения водительского состава по перевозке опасных, негабаритных грузов, анализ и разбирательство ДТП;

- организация и проведенное  совместно с сотрудниками ГАИ  годового технического осмотрам;

- проведение мероприятий  по обеспечению высокой надежности  подвижного состава, снижению расхода топливно-энергетических ресурсов, повышению производительности труда при осуществлении технического обслуживания и ремонта;

- осуществление контроля  за качеством выполнения технического  обслуживания и ремонта;

- подведение ежемесячных итогов деятельности CATП согласно отчету всех Филиалов ОАО " Белтрансгаз ", определение эффективности использования подвижного состава.

Согласно Положению о Филиале, САТП осуществляет два вида деятельности.

Основная деятельность связана с обслуживанием службы сетевого и жидкого газа, региональных отделений ОАО " Белтрансгаз " в соответствии с договором аренды. К категории "прочая деятельность " относится деятельность CATП, связанная с обслуживанием сторонних организаций (не входящих в структуру ОАО " Белтрансгаз ") и населения.

К сожалению CATП не имеет возможности в полном объеме осуществлять самостоятельно транспортные и сервисные ycлуги сторонним организациям из-за ограниченного правового статуса подразделения. Не получили развития арендные отношения с предприятиями области испытывающими потребность арендовать транспорт, но находящимися в иной ведомственной подчиненности (либо приватизированными предприятиями). Материальной основой для оказания подобных услуг, является наличие у САТП весьма диверсифицированного и крупного парка подвижного состава, часть которого не связана непосредственно с обслуживанием газового хозяйства и зачастую просто простаивает.

Легковые автомобили

164

25.6%

Автобусы

9

1.4%

Специализированная техника

(компрессорные установки)

48

7.5%

Грузовые автомобили

270

42.1%

Тягачи

50

7.8%

Тракторная техника

(экскаваторы,тракторы)

100

15.6%

Итого

641

 

 

 

Большая часть подвижного состава (70%) задействована в процессе обслуживания эксплуатации газового хозяйства (специализированная автотехника, компрессорные установки, специализированные фургоны).

Остальная часта автотракторного парка большая часть бортовые грузовые автомобили, автофургонов, самосвалы, дорожная и строительная техника используется нерегулярно от случая к случаю имея сравнительно меньший среднегодовой пробег (оценочно - на 15-20%) и выполняя меньший объем работ, что снижает интенсивность использования техники, удорожает ее эксплуатацию. Между тем налаживание арендных отношений с потенциальными пользователями этой техники, оказание транспортных и сервисных услуг помогло бы задействовать часть подвижного состава САТП в различных секторах экономики (строительство, коммунальное хозяйство, сфера частных услуг и др.) и приобрести дополнительную прибыль автохозяйству

Не отрегулированы взаимоотношения CATO с головной структурой ОАО " Белтрансгаз ", что серьезно тормозит развитие арендных отношений в деятельности автотракторного хозяйства. Без решения вопроса о целесообразной юридической форме автотранспортного предприятия не могут решаться вопросы организации нормальной хозяйственной, деятельности, в т. ч, налаживания полноценных партнерских отношений с клиентами и поставщиками, банковскими структурами, кредиторами и инвесторами.

В настоящее время САТП не является юридическим лицом. Подразделение имеет имущество, переданное ему ОАО «Белтрансгаз» на праве оперативного управления. Филиал (подразделение) имеет право по согласованию с Правлением ОАО приобретать имущество за счет прибыли, получаемой не от основной деятельности и остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

Руководство филиала осуществляет директор, назначенный на должность и освобождаемый от занимаемой должности по контракту, заключенному с ОАО в лице генерального директора. Директор непосредственно отвечает за осуществление совместной деятельности филиала с рабочим аппаратом ОАО «Белтрансгаз» и другими филиалами в части обеспечения надежного и безаварийного газоснабжения газифицированных объектов (города, района). В соответствии с доверенностью, выданной ОАО, директор имеет право:

- заключать от своего  имени хозяйственные договора(приложение 1);

- осуществлять расчеты  с акционерным обществом, подрядчиками, поставщиками, покупателями, бюджетом;

- иметь расчетно-кассовые  отношения с учреждениями банков;

- представлять ОАО в  регионе дислокации филиала при  осуществлении коммерческих сделок;

- предъявлять и рассматривать  претензии, предъявлять иски и участвовать в судебных и арбитражных процессах по спорам, возникающим при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям;

- заключать и расторгать  трудовые договора с рабочими, служащими, специалистами, кроме высших  категорий ИТР и АУП, которые назначаются генеральным директором ОАО.

В случае, если директор филиала имеет финансовую заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть АО или филиал и при наличии несовпадения (противоречия) интересов АО и филиала по условиям существующей или предполагаемой сделки, директор обязан сообщить о своей заинтересованности Совету директоров или Правлению ОАО до момента принятия речениям заключения сделки). В этом случае сделка должна быть одобрена большинством членов Совета директоров или Правления ОАО.

 Планы хозяйственной  деятельности филиала составляются  на основе договоров с поставщиками  и потребителями продукции, а  также с учетом интересов потребители  газа. Предприятие реализует свою  продукцию (услуги) по договорным ценам. К сожалению, деятельность по обслуживанию службы сетевого и жидкого газа, т.е. газового хозяйства региона в основном является убыточной. Сокращение убытков в результате совершенствования методики расчетов, тарифной политики, организации перевозок » формирования рациональных режимов движения и схем грузопотоков, а также рационального распределения подвижного состава между маршрутами является предметом забот руководства CATП. Организация рациональной работы транспорта и автохозяйства в целом во многом способна минимизировать неблагоприятные результаты финансово-хозяйственной деятельности по этому направлению работы (сегменту потребителей) CATП. В совершенствовании нуждается и система документооборота CATП. Большая систематизация отчетного материала, переход на обеспечение " прозрачности " информации о текущем состоянии подразделения являются особенно необходимыми в условиях освоения новых арендных отношений, расчета эффективности арендных услуг.

К проблемам, затрудняющим деятельность CATП в условиях рынка, относится недостаточное знание рыночного спроса на транспортные и арендные услуги, со стороны потенциальных "коммерческих" потребителей в регионе - предприятий различных форм собственности и населения. В подразделении отсутствует маркетинговая служба, могущая отслеживать и выявлять привлекательные сегменты рынка (потребителей услуг транспортной компании), которые бы предъявляли спрос на ее услуги, отсутствует рекламная деятельность, которая могла бы сформировать такой спрос. Данное положение вызвано опять-таки "скованностью маневра " CATO даже в отношении временно свободного подвижного состава из-за Особенности его правового - статуса.

Информация о работе Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз"