Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Реформы для многих отраслей проходят неоднозначно. Автотранспортная отрасль в некоторых отношениях оказывается в более выгодных условиях в сопоставлении с другими отраслями: автотранспортники имеют возможность быстрее перестраивать технологию своих работ, связанных с перевозкой и обслуживанием клиентов, шире применять различные новшества, влияющие на совершенствование процессов управления и организацию перевозочного процесса, улучшение качества обслуживания клиентов и повышения эффективности использования подвижного состава.
Введение. 3
1.Сущность и экономическое значение арендных отношений. 5
1.1. Развитие арендных отношений. 5
1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды. 7
1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга. 9
2. Особенности аренды транспортных средств. 18
2.1.Правовое регулирование аренды транспортных средств. 18
2.2. Анализ состояния и перспектив развития специализированного автотранспортного подразделения "Белтрансгаз" 20
3. Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз". 27
3.1. Совершенствование деятельности автотранспортного предприятия на основе аренды. 27
3.2. Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия. 30
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.
Законодательством предусмотрены нормы, регулирующие возможность досрочного расторжения договора по требованию одной из сторон. Так, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом
с существенным нарушением
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату,
4) не производит капитального
ремонта в установленные
Отношения аренды являются двухсторонними, поэтому, любые изменения в стоимости предмета аренды должны отразиться на балансе обоих предприятий.
Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
Целью программы развития лизинга на 1996-2000 гг. является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга.
В программе дан прогноз развития лизинга: предполагается увеличение доли лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций до 20%.
Термин "лизинг" происходит от английского глагола ''lease” и означает - сдавать и брать имущество внаем. Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.
В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.
Лизинг как экономико-правовая категория, представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлечение финансовых средств, когда по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
К прямым участникам лизинговой сделки, т.е. к субъектам лизинга относятся:
а) лизинговые фирмы и компании - лизингодатели:
лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и регистрируемый в качестве индивидуального предпринимателя;
б) производственные предприятия - лизингополучатели;
в) поставщики объектов сделки - оборудования, техники, другого имущества, т.е. продавцы.
Лизингополучателем и поставщиком может являться любое юридическое лицо. В зависимости от предоставляемых услуг лизинговые компании условно можно подразделить на:
- финансовые, которые действуют лишь как кредитные институты;
- сервисные, которые сдавая оборудование в лизинг, берут на себя все (или часть) обязанности, связанные с обслуживанием, ремонтом, страхованием оборудования, контролируют оплату налогов, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования;
- брокерские, основными функциями
которых является
В лизинговых операциях большая роль отводится участию банков, которое может быть прямым (непосредственная сдача машин и оборудования во временное пользование) и косвенное (предоставление ссуд лизинговым компаниям).
В настоящее время в лизинговых операциях все чаще принимают участие страховые компании, а также пенсионные фонды.
Различается лизинг недвижимости (здания и сооружения) и лизинг движимого имущества (транспортные средства, строительная техника, средства связи, оргтехника, станки, механизмы, приборы и т.д.).
Подавляющую часть лизинговых операций в европейских странах составляют сделки с движимым имуществом (см. табл. 1)
Таблица 1
Структура лизинга оборудования в Европе
ГОДЫ |
1998 |
1999 |
2000 |
ВСЕГО, % |
100 |
100 |
100 |
Виды оборудования, в т.ч. в % |
|
|
|
1. Промышленное оборудование |
30.9 |
26.2 |
24.3 |
2. Компьютеры и оргтехника |
16.7 |
17.1 |
13.9 |
3. Грузовые автомобили |
13.2 |
15.4 |
13.8 |
4. Легковые автомобили |
29.1 |
31.1 |
38.8 |
5. Самолеты, суда, вагоны |
4.5 |
4.2 |
4.2 |
6. Прочее |
5.6 |
5.9 |
5.0 |
Как видно, лидером по удельному весу в общем объеме лизинговых операции и лидером по темпам роста является лизинг легковых автомобилей.
Наибольший удельный вес по срокам предоставления оборудования в лизинг в Европе составляет лизинг от двух до пяти лет. Вместе с тем значительные объемы (14.2%) приходятся на лизинговые операции свыше пяти лет.
Несмотря на то, что объем лизинговых операций в промышленности несколько сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством продолжает оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг в странах - членах Ассоциации “LEASUEROPE” (См. табл. 2)
Таблица 2.
Структура пользователей услугами лизинговых компаний
ГОДЫ |
1998 |
1999 |
2000 |
ВСЕГО, % |
100 |
100 |
100 |
Секторы экономики, в т.ч. в % |
|
|
|
1. Аграрный сектор |
2.6 |
3.0 |
3.2 |
2. Промышленность и строительство |
41.8 |
35.8 |
38.1 |
3. Частный сектор услуг |
41.4 |
47.3 |
42.4 |
4. Коммунальное хозяйство |
4.2 |
5.2 |
4.7 |
5. Индивидуальные потребители |
6.8 |
5.7 |
7.6 |
6. Прочие |
3.2 |
3.0 |
4.0 |
По -прежнему крупнейшим заказчиком выступает частный сектор - здесь преобладает лизинг легковых и грузовых автомобилей, на который приходится в совокупности свыше половины объемов лизинговых сделок.
Основными видами лизинга признаются финансовый лизинг и оперативный лизинг, Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который оборудование передается во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку его службы. По окончании срока действия договора лизинга пользователь может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на льготных условиям либо прекратить договорные отношения.
Для Оперативного лизинга характерно частичное возмещение стоимости отдаваемого в лизинг имущества (срок амортизации длиннее срока договора) Поэтому лизингодатель вынужден сдавать имущество в пользование несколько раз, как правило, разным пользователям, а чтобы сохранить предмет лизинга в хорошем техническом состоянии он принимает на себя, наладку, обслуживание и ремонт техники. Оперативный лизинг предпочтителен в тех случаях, когда сдается оборудование с высокими темпами морального износа, при сезонных работах или разовом целевом использовании арендуемого оборудования. Как правило, основными объектами оперативного лизинга являются ЭВМ копировальные устройства» автомобили.
Таким образом, договор лизинга предполагает наличие следующих особенностей:
1. Во взаимоотношениях
участвуют три субъекта
2. Право выбора объекта
лизинга и продавца
3, Лизинговое имущество
приобретается лизингодателем
4. Специфическое финансирование лизингополучателя лизингодателем осуществляется путем покупки сдаваемого в лизинг оборудования.
5. Лизинговое имущество
используется
6. Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки.
7. Имущество, переданное
в лизинг, в течение всего срока
действия договора лизинга
8. По соглашению сторон в договоре лизинга может быть предусмотрена ускоренная амортизация лизингового имущества в соответствии с законодательством с последующим уведомлением об этом налоговых органов.
Существуют два методологических подхода во взглядах на лизинг. В рамках первого анализируют лизинг с помощи традиционных институтов гражданского права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения. Второй подход акцентирует внимание на том, что сложность и оригинальность отношений лизинга дает основания рассматривать их как особые отношения. При этом желание определить юридическую природу лизинга с помощью уже известных институтов приводит к тому, что какая-то часть отношений его участников остается за пределами этого института, будь то аренда, продажа в рассрочку, заем или поручение.
Во многих странах распространен взгляд на лизинг как на одну из форм финансирования, применяемую наряду с кредитом, займом и пр. В этом случае основное внимание уделяется финансовой стороне сделки, Действительно, хотя лизинг фактически возник из аренды-продажи, он далеко не исчерпывается отношениями по временному использованию оборудования. В лизинге сочетаются элементы купли-продажи, аренды, а в некоторых случаях - еще займа, гарантии и др. Отношения сторон этих договоров, их взаимосвязанность и взаимообусловленность представляют собой сложную структуру. В более широком смысле под лизингом понимается весь комплекс имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения. Тем не менее в комплексе отношений лизинга, как представляется, главенствующую роль играют отношения по временному использованию оборудования, отношения по купле-продаже остаются как бы вспомогательным звеном, хотя именно они являются "пусковым механизмом " для возникновения первых. Договор о передаче оборудования во временное пользование (договор лизинга) как важнейший элемент комплекса лизинговых отношений имеет много общего с договором аренды. Оба договора опосредуют отношения по передаче оборудования во временное пользование, но при этом отличаются субъектный состав, содержание договоров, наличие в договоре лизинга элементов купли-продажи и пр. К тому же имеется "перекрестная" связь участников разных элементов: продавец оборудования, хотя и заключает договор со специализированной компанией (покупателем), передает его лизингополучателю и несет ответственность за качество оборудования перед ним, а не стороной договора купли- продажи, силу этих особенностей договор лизинга отличается от договора классической аренды.
В самостоятельную отрасль лизинг выделился первоначально в США, а затем в короткие сроки распространился в странах Западной Европы и Японии. Причины "лизингового бума" за рубежом заключены в высокой эффективности и чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного инструмента. Лизинг был востребован экономикой ввиду резко возросших инвестиционных потребностей хозяйства, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. В условиях обостряющейся конкуренции лизинг стал дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта. Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 1092 стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога).
Информация о работе Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз"