Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:01, контрольная работа
Капитализм возник в городах Италии (торговля) и Нидерландах (мануфактура) в 14-15 вв., и утвердился в Европе с 16 в. в процессе т. н. первоначального накопления капитала. В результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. В условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство.
1.Введение.
2. Развитие капитализма.
3. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX–начале XX в. Вторая технологическая революция.
4.Особенности становления монополистического капитализма в Великобритании.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра общественных дисциплин
Контрольная работа
По курсу: «Экономическая история»
На тему: «Особенности становления монополистического капитала в Великобритании»
Проверила: Чулкина М.А
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение.
2. Развитие капитализма.
3. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX–начале XX в. Вторая технологическая революция.
4.Особенности становления монополистического капитализма в Великобритании.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
1.Введение
КАПИТАЛ (нем. Kapital, от лат. capitalis — главный), экономическая категория; созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. Капитал выступает в виде денежного капитала и реального капитала: на уровне предприятия капитал — вся сумма материальных благ (вещей) и денежных средств, используемых в производстве; делится на основной и оборотный. В марксизме капитал — стоимость, приносящая прибавочную стоимость в результате эксплуатации наемных рабочих классом капиталистов.
Капитализм возник в городах Италии (торговля) и Нидерландах (мануфактура) в 14-15 вв., и утвердился в Европе с 16 в. в процессе т. н. первоначального накопления капитала. В результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. В условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. Это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. В конце 19 — начале 20 вв. в развитых странах Запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования экономики. Складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и работниками наемного труда значительное место занимает средний класс собственников.
Современные формы капитализма включают: краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационнная политика). Постепенно утвердившаяся во многих странах социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во 2-й пол. 20 в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения.
С ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получают развитие региональная и мировая экономическая интерграция, межгосударственное регулирование экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Европейских сообществ и др.
2.Развитие капитализма
Классический путь развития капитализма характерен для небольшого числа западноевропейских стран, главным образом для Великобритании и Нидерландов.
В Великобритании раньше, чем в др. странах, завершился промышленный переворот, возникла фабричная система промышленности, в полной мере проявились преимущества и противоречия нового, капиталистического способа производства.
Чрезвычайно быстрый (по сравнению с др. европейскими странами) рост промышленной продукции сопровождался пролетаризацией значительной части населения, углублением социальных конфликтов, регулярно повторяющимися (с 1825) циклическими кризисами перепроизводства. Великобритания стала классической страной буржуазного парламентаризма и одновременно родиной современного рабочего движения (см. Международное рабочее движение). К середине 19 в. она добилась мировой промышленной, торговой и финансовой гегемонии и была страной, где Капитализм достиг наивысшего развития. Не случайно, что теоретический анализ капиталистического способа производства, данный Капитализм Марксом, основывался главным образом на английском материале. В. И. Ленин отмечал, что важнейшими отличительными чертами английского Капитализм 2-й половины 19 в. были «громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке».
В др. странах генезис капиталистических отношений был ускорен воздействием уже имевшихся очагов развитого Капитализм Так, США и Германия вступили на путь капиталистического развития позже Великобритании, но уже к концу 19 в. вошли в число передовых капиталистических стран. В США не существовало феодализма, как всеобъемлющей экономической системы. Крупную роль в развитии американского Капитализм сыграло вытеснение коренного населения в резервации и освоение фермерами освободившихся земель на западе страны. Этот процесс определил так называемый американский путь развития Капитализм в сельском хозяйстве, основой которого был рост капиталистического фермерства. Бурное развитие американского Капитализм после Гражданской войны 1861—65 привело к тому, что уже к 1894 США по объёму промышленной продукции заняли первое место в мире.
В Германии ликвидация системы крепостной зависимости была осуществлена «сверху». Выкуп феодальных повинностей, с одной стороны, привёл к массовой пролетаризации населения, а с другой — дал помещикам в руки капитал, необходимый для превращения юнкерских поместий в крупные капиталистические хозяйства с применением наёмного труда. Тем самым были созданы предпосылки для так называемого прусского пути развития Капитализм в сельском хозяйстве. Объединение германских государств в единый таможенный союз, буржуазная Революция 1848—49 ускорили развитие промышленного капитала. Исключительная роль в промышленном подъёме в середине 19 в. в Германии сыграли железные дороги, которые способствовали экономическому и политическому объединению страны и бурному росту тяжёлой индустрии. Политическое объединение Германии и военная контрибуция, полученная ею после франко-прусской войны 1870—71, стали мощным стимулом дальнейшего развития Капитализм В 70-е гг. 19 в. происходил процесс быстрого создания новых отраслей и переоснащения старых на основе новейших достижений науки и техники. Воспользовавшись техническими достижениями Великобритании и др. стран, Германия смогла уже к 1870 догнать по уровню экономического развития Францию, а к концу 19 в. приблизиться к Великобритании. На Востоке Капитализм получил наибольшее развитие в Японии, где, как и в западно-европейских странах, он возник на основе разложения феодализма. В течение трёх десятилетий после буржуазной революции 1867—68 Япония превратилась в одну из индустриальных капиталистических держав.
К началу 20 в. в результате эволюции Капитализм на мировой арене образовалась группа развитых капиталистических государств, достигших высокой степени экономического и военного могущества. Между ними развернулась ожесточённая борьба за колонии в Африке и Азии, в результате которой практически все незанятые территории на земном шаре оказались поделенными. Возникла мировая система Капитализм В странах Азии, Африки и Латинской Америки, вовлечённых в систему мирового капиталистического хозяйства в качестве рынков сбыта, источников сырья и продовольствия, также стали возникать капиталистические производственные отношения. Развитие Капитализм в колониальных и зависимых странах сопровождалось жестокой эксплуатацией, угнетением и насилием со стороны империалистических государств.
Монополистический Капитализм в конце 19 — начале 20 вв. Капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития — империализм, монополистический Капитализм Свободная конкуренция на определённом этапе привела к такой высокой ступени концентрации и централизации капитала, которая закономерно повлекла за собой возникновение монополий. Они и определяют суть империализма. Отрицая свободную конкуренцию в отдельных отраслях, монополии не устраняют конкуренцию как таковую, «... а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов». Научная теория монополистического Капитализм разработана В. И. Лениным в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». Он определил империализм как «... капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами». На монополистической стадии Капитализм эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен. Происходят определённые сдвиги в классовой структуре общества. Господство финансового капитала персонифицируется в финансовой олигархии — крупной монополистической буржуазии, которая подчиняет своему контролю подавляющую часть национального богатства капиталистических стран. Значительно усиливается в условиях государственно-
В процессе своего развития монополистического Капитализм перерастает в государственно-
3. Эволюция промышленного капитализма во второй половине XIX–начале XX в. Вторая технологическая революция.
Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (19I4–1918).
Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.
Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.
В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.
В 1895г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ.
В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на предприятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.
В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги.
В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.
Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.
Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.
Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX – начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света; второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн. человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах состояло 70 тыс. человек.
Информация о работе Особенности становления монополистического капитала в Великобритании