Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение и изучение немецкой классической философии, ее становление и особенности.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить немецкую классическую философию, ее историческую базу.
2. рассмотреть философские учения Канта, Гегеля, Фейербаха.
3. выявить их основные особенности.
Введение.
1. Эпоха становления и особенности немецкой классики.
2. Философское учение И. Канта.
3. Философия Г.Ф. Гегеля.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Заключение.
Список
литературы.
Немецкая классическая философия – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
-
совместить в себе множество
известных в тот период
-
открыть ряд имен выдающихся
философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой
Индивидуальными особенностями немецкой классической философии являются:
- доминирование идеализма;
- главный метод философского творчества – диалектика.
Также, немецкую классическую философию называют философией для философов (т.е. для самокритики) и философией “профессорской”, т.е. не предназначенной для широких масс.
Актуальность немецкой классической философии в том, что она легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.
Цель курсовой работы – рассмотрение и изучение немецкой классической философии, ее становление и особенности.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
1.
изучить немецкую классическую
философию, ее историческую
2.
рассмотреть философские
3.
выявить их основные
Объектом исследования данной работы является немецкая классическая философия, ее эпоха становления.
Предметом
исследования выступают философские учения
Канта, Гегеля и Фейербаха.
С конца XVIII столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость.
Задача философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знаний легла на плечи немецких философов.
Немецкая философия конца XVIII – середины XIX столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли.
Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.
Благодаря
естественно – научной
Классики немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают в себе неисчерпаемые богатства, они ценны и незаменимы.
Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны.
Также немецкая классическая философия доказала, что нет варварских или цивилизованных народов, а у каждого народа есть свой «дух», который неповторим и имеет индивидуальное предназначение.
Таким образом, немецкой классической философией была снята однозначность дихотомий «научно – ненаучно», «истинно – ложно», «цивилизованно – варварски» и пр. Картина мира стала несравненно более сложной и объемной.
Формирование таких тезисов стимулировало появление в XIX в. новых отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о культуре, гуманитарном знании.
Философскими открытиями немецкой классической философии являются идеи опознавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания.
Разработка
философских понятий и
Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.1
Немецкая философия конца XVIII – середины XIX столетия была названа классической, т.к.:
-
сформулировала основные
-
выработала критерии оценки
-
указала дальнейшие
Немецкая
классическая философия представлена
философским творчеством Имману
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1.
Своеобразным пониманием роли
философии в истории
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания.
3. Все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг — натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.2
Немецкая
классическая философия – это философия
национальная. В ней отражаются особенности
существования и развития Германии второй
половины XVIII в. и первой половины XIX в.:
ее экономическая отсталость, в сравнении
с развитыми в то время государствами
(Голландия, Англия) и политическая раздробленность.
2. Философское учение
И. Канта.
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804).
На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, И.В. Гете ответил: «Кант — самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его. Здесь уместно привести замечание, которое мы могли сделать на своем жизненном пути: ни один ученый не мог безнаказанно игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант».
Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.
Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественнонаучные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.
Человек, этика и право — вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.
Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие вопроса: 1. Что я могу знать? 2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? и 3. На что я могу надеяться?
Исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания и его возможности. Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, воспринимает только "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" ("вещь в себе", то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий). 3
Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств, а с другой стороны присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания. Априорными, не взятыми из опыта, формами чувственного созерцания, по Канту, является Пространство и Время. Восприятия пространства и времени, по Канту, не приобретается из опыта человека, а даны человеку до всякого опыта. Сознание только пользуется уже наличными априорными формами созерцания для того, чтобы по этим, априорным, признакам упорядочивать наше восприятия чувствами окружающей действительности и группировать их одно после одного благодаря априорности времени, или одно рядом с другим благодаря априорности пространства. Именно благодаря априорно присущим нам формам чувственного созерцания у нас возможно чувственное созерцание и возможно чувственное познание. Таким образом, в своем проявлении Пространство и Время являются продуктом активности сознания.
Информация о работе Эпоха становления и особенности немецкой классики