Эпоха становления и особенности немецкой классики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение и изучение немецкой классической философии, ее становление и особенности.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить немецкую классическую философию, ее историческую базу.
2. рассмотреть философские учения Канта, Гегеля, Фейербаха.
3. выявить их основные особенности.

Оглавление

Введение.
1. Эпоха становления и особенности немецкой классики.
2. Философское учение И. Канта.
3. Философия Г.Ф. Гегеля.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Философия духа. Это третья ступень гегелевской  системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. "Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для себя бытия". Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая "субъектный дух" индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию, психологию. Вторая ступень "объективный дух" человеческое общество и три его главных формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень "абсолютный дух" включает искусство, религию и философию. 8 

     

            4.  Антропологический материализм Л. Фейербаха. 

       Людвиг  Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое философское учение, которое известно под названием антропологического материализма.

     В противовес не только Гегелю, но и всему  трансцендентальному идеализму  Фейербах создал новую философию, которая  должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Центральные вопросы философии Фейербаха — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества. Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)". Действительность — это природа во всем ее чувственно воспринимаемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные явления. Природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга..." Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антропология.

     Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух, бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум, страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я, тело представляет собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным значит быть включенным в мир". Как легко видеть, название "антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть философии Фейербаха.

     Материализм, с позиции которого рассуждает Фейербах, является антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века. Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела.

       В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис, единственным, универсальным и высшим предметом философии”. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

     Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

     В результате Фейербах, настаивая на том, что мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине.9

     Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой». Более точно «сома» — любой живой организм. И только особая область медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией. Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям.

     В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг вперед по сравнению предшествующим материализмом. Не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к сенсуализму и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания Фейербаха, как всему его материализму, присущ созерцательный характер, непонимание роли и значения практической деятельности человека. В теории познания Фейербах полагал, что реальность дана нам в ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, “каково оно для нас”. “Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви”.

     Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он своеобразно толкует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека).

     Материализм Фейербаха, как и всякий материализм  вообще, тесно связан с атеизмом. Для Фейербаха характерен антиисторический подход к проблеме религии. Он стремится обнаружить в религиозных догматах рациональную сущность, которая для него состоит в любви человека к человеку. Он приходит к выводу о необходимости замены религиозных воззрений такими, которые существуют действительной сущности человека – его чувству любви. Фейербах выдвинул вопрос о религии без бога. Такая религия, по мнению Фейербаха, должна освятить собой отношения человека, любовь между людьми. Для Фейербаха ничего не оставалось делать, как зачеркнуть религию, поставить на ее место философию и даже, более того, нужно свести все к человеку, к антропологии. Таким образом, божественная сущность – это человеческая сущность, очищенная от индивидуальных границ.

      Учение Фейербаха, несмотря на свою односторонность и в чем-то ограниченность, оказало большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли. 
 
 

                                              Заключение. 

     Немецкая  классическая философия конца XVIII – середины XIX столетия является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, «средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире».

     Немецкая  классическая философия — свидетельство  идейного пробуждения народа Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии.

     Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

     Благодаря естественно – научной революции  XVII в., а также открытиям естествознания XVIII в. в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания, в качестве которого выступили точные науки – математика, механика. Все остальное «ненаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, объявлялось второстепенным.

     Классики  немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных  форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают в себе неисчерпаемые  богатства, они ценны и незаменимы.

     Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны.

     Также немецкая классическая философия доказала, что нет варварских или цивилизованных народов, а у каждого народа есть свой «дух», который неповторим и  имеет индивидуальное предназначение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Список литературы: 

    1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. –  М.: Проспект, 2003.
    2. Барбашина Э.В. Трансцендентальная философия Канта: онтология и история. – Новосибирск, 2002.
    3. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. - М.: Наука, 1993.
    4. Гвозданный В.А., Гусев Г. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. – М.: Проспект, 1994.
    5. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. – СПб., 1994.
    6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М: Логос, 2003.
    7. Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории немецкого классического идеализма. - СПб., 2000.
    8.    Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.::            Юристъ, 1998.
    9. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Наука, 1990.
    10. Чернов С.А. Субъект и субстанция. Трансцендентализм в философии науки. - СПб., 1993.
    11. Коган М.С. Философия как мировоззрение. // Вопросы философии, 1997, №9.

Информация о работе Эпоха становления и особенности немецкой классики