Основные типы общественного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:51, реферат

Краткое описание

Основные формы общественного хозяйства и их модели. Основные исторические формы общественного хозяйства:
1. Натуральное хозяйство (производство для внутреннего потребления (не для продажи), различают: а) патриархальное; б) общинное хозяйство;
2. Товарное производство. Различают простое и капиталистическое товарное производство (простое базируется на частной собственности и личном труде, капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы).
В каждой экономической системе существуют свои модели организации хозяйства. Экономические системы раньше разделяли на капиталистические, социалистические и смешанные. Сейчас различают две рыночные экономические системы:

Файлы: 1 файл

Основные типы общественнго хозяйства и их модели..docx

— 40.47 Кб (Скачать)

     Этапы развития товарного производства связаны  с развитием обмена, рынка.

     Выделяют  следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.

     Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:

  • Товарное производство неразвитого рынка (простое товарное производство);
  • Товарное производство свободного рынка (классическое товарное производство);
  • Товарное производство регулируемого рынка (социализированное товарное производство);
  • Товарное производство деформированного рынка (товарное производство, существовавшее в СССР и странах социалистической ориентации).
  1. Товарное производство неразвитого рынка(простое товарное производство) основано на общественном разделении труда, частной собственности на средства производства, на личном труде товаропроизводителя. В условиях простого товарного производства на рынок поступала лишь часть созданного продукта. Поэтому оно не охватывало всю экономику, т.е. не являлось всеобщим.
  1. Товарное производство свободного рынка (классическое товарное производство) отмечено принципиально новой чертой: оно приобрело всеобщий характер. Это значит, что:
  • товаром  стала рабочая сила человека, и на смену личному труду производителя пришел наемный труд;
  • подавляющая часть продукта общества стала предназначаться не для личного потребления, а для рынка, для продажи.

     Товарное  производство на этом этапе характеризуется  свободной конкуренцией, поэтому  его еще называют капитализмом эпохи  свободной конкуренции или «свободной экономики». Почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь дает возможность  называть его « чистым » капитализмом.

     Повсеместное  использование системы рынков и  цен для координации деятельности позволило называть ее капиталистической  экономикой.

     Рыночная  экономика сформулировлась на стадии машинного производства. 

  1. Товарное  производство регулируемого  рынка (социализированное  товарное производство) отличается наличием в экономике двух секторов: государственного и частного с высокой долей каждого из них в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Государство активно вмешивается в рыночную экономику, но не сводит на нет регулирующую роль рынка. Главными формами государственного регулирования являются законодательная, налоговая и финансовая.
  2. Товарное производство деформированного рынка (товарное производство, существовавшее в СССР и странах социалистической ориентации) предполагает развитую систему общественного разделения труда, развитое машинное производство, постоянное регулирование национальной экономики, подавление свободных рыночных отношений.

     Реформирование  экономики России означает переход  от административно – командной  системы хозяйства к рыночным методам.

     Выбор модели рыночной экономики – это  выбор системы методов государственного воздействия на национальную экономику.

     Очевидно, что предпочтительнее социально  ориентированная рыночная экономика  с существенной поддержкой национального рынка со стороны государства и мощными перераспределительными процессами.

4.  Товар и его  свойства.

     Ключевой  категорией товарного производства является товар.

     Товар – это продукт труда (вещь или услуга), созданный человеком не для собственного обмена, а для удовлетворения потребностей общества и его членов, и поступающий в потребление посредством купли-продажи.

     Из  определения товара следует, что он обладает двумя свойствами:

  1. товар способен удовлетворять какую-либо человеческую потребность (независимо от того, чем она вызвана: или потребностью желудка, или ума).
  2. товар имеет способность обмениваться на другие товары.

     Способность товара удовлетворять человеческую потребность получила название потребительной стоимости товара. При этом под человеческими потребностями подразумеваются не только личные потребности (например, в пище, одежде и т.д.), но и потребности в средствах производства. Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства во всяком обществе. Без их постоянного производства немыслимо существование человечества.

     Вряд  ли следует доказывать, что если товар не обладает полезностью (потребительной стоимостью), то он никому не нужен. Однако можно ли считать, наоборот, что в  капиталистическом товарном хозяйстве  любая полезная вещь— это товар?

       Ответ мы получим, если рассмотрим  проблему: в каких случаях полезная  вещь — товар? Для этого  последовательно разберем признаки  отличия товара от нерыночного  блага.

  1. очевидно, что товаром не может быть даровой продукт природы (родниковая вода, дикорастущие плоды и т. п.). Им является полезная вещь, на создание которой затрачен труд человека.
  2. товарами не являются изделия,  приготовленные для собственных нужд (как в натуральной хозяйстве). Ими будут вещи, созданные для иных людей, — общественные полезности.
  3. к числу товаров мы не отнесем вещь, которая достается потребителю бесплатно (например, подарок). Продаваемое на рынке благо предполагает равноценное возмещение.

     Значит, товар — созданный трудом, общественная полезность, предназначенная для равноценного обмена на рынке на другой продукт. Таким образом, чтобы стать товаром, продукт должен быть не только результатом труда, но и производиться для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других членов общества, т.е. он должен представлять собой общественную потребительную стоимость. Вместе с тем не всякая потребительная стоимость, произведенная для других, является товаром. Например, крепостной крестьянин производил хлеб и отдавал его в качестве оброка помещику. Он тем самым производил потребительную стоимость не для себя, а для других, т.е. производил общественную потребительную стоимость. Но она не являлась товаром, поскольку переходила другим безвозмездно (даром).

     Чтобы продукт труда стал товаром, он должен переходить из рук в руки не безвозмездно, а в обмен на какие-то другие потребительные стоимости, т.е. он должен обладать не только общественной потребительной стоимостью, но и меновой стоимостью.

       Меновая стоимость — это способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары. Соотношения или пропорции, в которых каждый товар обменивается на другие товары, весьма различны. Например, пара ботинок обменивается на центнер кукурузы или на три центнера картофеля. Во всех этих количественных соотношениях выражается меновая стоимость пары ботинок. Что же лежит в основе этих соотношений? Быть может, полезность вещи?

       Хотя различие потребительных  стоимостей является необходимым  условием обмена товаров, оно  не может служить основанием  для количественного их соизмерения.  Говоря иначе, потребительные  стоимости, будучи качественно  разнородными, не могут быть приравнены  друг к другу. Следовательно,  в различных товарах есть что-то  общее, что и делает их сопоставимыми,  т.е. дает возможность их соизмерить. Тем общим, что содержится во  всех товарах и делает их  количественно соизмеримыми, является  овеществленный в них человеческий  труд.

     Все товары есть продукты труда. Приравнивая, товары друг к другу, товаропроизводители этим самым фактически приравнивают заключенный в этих товарах труд. Овеществленный в товаре труд образует стоимость товара. Она и лежит в основе тех пропорций, в которых товары обмениваются между собой. Вот почему пара ботинок при обмене приравнивается к одному центнеру зерна: на производство того и другого затрачено примерно одинаковое количество труда. 

     Стоимость товара есть историческая категория, присущая только товарному производству. Стоимость  не присуща вещам как таковым. Она не содержит и себе ни одного грамма вещества.

     Стоимость – это общественный труд, воплощенный в товаре и проявляющийся лишь посредством обмена. Стоимость выражает общественно-производственные отношения между людьми, которые внешне прикрыты вещной оболочкой. 

     Стоимость товара тесно связана с меновой  стоимостью, но это не тождественные  категории. Стоимость является внутренним свойством товара, в то время как  меновая стоимость есть лишь внешнее  проявление стоимости. При этом воплощенный  в товаре труд производителя может  проявляться только косвенным путем  — посредством обмена данного  товара на другие товары.

       Товар есть единство потребительной  стоимости и стоимости. Их единство  состоит в том, что товаром  не может быть вещь, не обладающая  стоимостью. Точно так же не  может быть товаром вещь, не  являющаяся потребительной стоимостью. Между потребительной стоимостью  и стоимостью имеется внутреннее  противоречие, так как эти два  свойства товара представляют  собой единство противоположностей. Как потребительные стоимости,  различные товары качественно  разнородны и количественно не  соизмеримы. Как стоимости товары  однородны и количественно соизмеримы, ибо представляют собой воплощение  общественного труда. 

     Потребительная  стоимость — это вещественное свойство товара, а стоимость — это общественное его свойство. Эти два свойства товара обуславливаются разным характером затраченного на его производство труда.

     Труд, воплощенный в товаре, имеет двойственный характер. Он является одновременно конкретным и абстрактным трудом. Труд любого производителя имеет свою качественную определенность. Например, труд кузнеца  качественно отличен от труда  гончара, плотника и т.д. Различные  виды труда отличаются друг от друга  своей целью, применяемыми орудиями, приемами, результатами. В каждой потребительной стоимости воплощен качественно  определенный вид труда. Труд, затраченный в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда, есть конкретный труд. Этот труд создаст потребительную стоимость товара.

       Общим между различными видами конкретного труда, который создает и различные потребительные стоимости, является то, что все его виды представляют одновременно расходование рабочей силы, т.е. затраты человеческой энергии: мозга, мускулов, нервов и т.д. Труд производителей, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы, есть абстрактный труд. Этот труд создает стоимость товара. 

     Абстрактный труд — это специфическая экономическая категория товарного производства. Если нет товарного производства, то нет и стоимости, а где нет стоимости, там нет и абстрактного труда. Вместе с тем абстрактный труд — это не отвлеченное понятие. Абстрактный труд – не просто затраты энергии человека в физиологическом смысле. Эти затраты становятся абстрактным трудом лишь при определенных условиях, а именно: когда люди стали приравнивать одни виды труда к другим посредством приравнивания товаров. Только в процессе обмена выясняется, что товаропроизводители работают друг на друга. Труд каждого из них выступает здесь как частица совокупного общественного труда. Поэтому лежащий в основе стоимости товара абстрактный труд выражает в действительности экономические отношения между товаропроизводителями.

     В товарном производстве, основанном на частной  собственности, существует противоречие между частным и общественным, а также между конкретным и  абстрактным трудом. Дело в том, что  в товарном хозяйстве конкретный труд имеет специфические черты, являясь частным делом товаропроизводителя, т.е. частным трудом. Такой труд не согласован в масштабе общества с трудом других производителей и осуществляется стихийно.

     При общественном разделении труда с  его специализацией труд отдельного товаропроизводителя не может быть только частным делом. Фактически производители  работают друг на друга. Однако общественный характер труда товаропроизводителей в процессе производства товаров  остается скрытым. Этот характер труда  проявляется лишь на рынке, в процессе обмена. Только здесь обнаруживается, нужен ли обществу труд того или  иного производителя. Отсюда вывод: конкретный труд товаропроизводителя  имеет частный характер, он выступает  непосредственно в виде частного труда. Носителем общественного  труда является абстрактный труд, который лежит в основе рыночной стоимости товара. Противоречие между  частным и общественным трудом является основным противоречием простого товарного  производства. Оно создает возможность  возникновения диспропорций между  производством различных товаров (одних много, а других мало).

     Так как стоимость товара есть овеществленный в нем абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством  труда или рабочего времени, необходимого для производства данного товара. Однако такое определение величины стоимости товара является слишком  общим и недостаточным, поскольку  каждый товаропроизводитель трудится по-разному. То рабочее время, которое  затрачивается на производство товара отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может  определяться этим временем. Она определяется не индивидуальными, а общественно  необходимыми затратами труда или  общественно необходимым рабочим  временем.

Информация о работе Основные типы общественного хозяйства