Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Отношения купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:

собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Оглавление

Введение
1.Экономическая природа рынка труда 3
1.1. Понятие рынка труда, основные характеристики рынка труда 6
1.2.Классификация рынков труда. Субъекты и объекты данного рынка 11
1.3. Основные понятия на рынке труда 14
1.4.Регулирование рынка труда 21
2.Занятость населения как параметр рынка труда 23
2.1. Понятие занятости населения 23
2.2. Государственное регулирование занятости 27
2.3. Безработица в обществе 30
3.Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости. 33
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая,экон.теория2.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

Состояние занятости в мире и в России

«Россия по уровню занятости занимает второе место после Японии среди развитых стран мира. Этот показатель в июне 2008 года в России составил 5,3% от общей численности экономически активного населения, в Японии уровень безработицы составил 3,9%.

Уровень безработицы в Германии в июне 2008 года составил 7,3%, Канаде — 6,2%, США  — 5,5%, Франции — 7,5%. В Италии, по данным на май 2008 года, уровень безработицы  составил 6,5%, а в Великобритании, по данным на II квартал 2008-го — 5,4%.

Данные  подготовлены Росстатом на основе публикаций Международного валютного фонда, Организации  экономического сотрудничества и развития и оперативных данных национальных статистических служб. 

Занятость и безработица  в Российской Федерации  в сентябре 2009 года

(по  итогам обследований  населения по проблемам  занятости)

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на третью неделю сентября. Начиная с сентября 2009г. опросы населения  будут проводиться ежемесячно.

Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2009г. составила 76,2 млн.человек, или более 53% от общей численности  населения страны.

В численности  экономически активного населения 70,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ10 (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).(приложение 2)

Уровень безработицы, исчисленный как отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения, в сентябре 2009г. составил 7,6%. (приложение 3)

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в сентябре 2009г. составил 63,2%.(приложение 4)

По данным обследования населения по проблемам  занятости в сентябре 2009г., в численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 675 тыс.человек (11,7%) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 245 тыс.человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 256 тыс.человек (38%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 174 тыс.человек (26%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В сентябре 2009г. общая численность безработных  по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,5 раза.(приложение 5)

Безработица по округам Российской Федерации. Самый  низкий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.(приложение 6)

Данные  по Приволжскому ФО приведены в приложении 7.

Численность экономически активного населения к концу 2008 г. составила 76,2 млн. человек, в их числе 69,6 млн. чел. - занятое население, 4,6 млн. чел. – безработные»11. 

Приложения

 

Приложение 1

Закон о занятости населения  Российской Федерации

(в ред.  Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П)

Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ  И ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 14. Регулирование  занятости населения

В целях  содействия полной, продуктивной и  свободно избранной занятости населения  государство осуществляет:

  • разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
  • создание федеральной государственной службы занятости населения;
  • внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально - демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
  • оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
 

Приложение  2*

 
 
 

Приложение  3* 

 
 
 
 

Приложение  4*

Экономическая активность населения

  Февраль 2009г. Май

2009г. 

Август

2009г. 

Сентябрь

2009г. 

Справочно

2008г.

в среднем1)

Тыс.человек
Экономически  активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 74816  75878  76569  76165  75757
занятые 67760  69395  70562 70400  70965
безработные  7056 6483  6007  5764  4792
В процентах
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности  населения в возрасте 15-72 лет) 66,9  67,8 68,7  68,4  67,7
Уровень занятости (занятые к численности  населения в возрасте 15-72 лет) 60,6  62,0 63,3 63,2 63,4
Уровень безработицы (безработные к численности  экономически активного населения)  9,4 8,5 7,8 7,6  6,3
В среднем по четырем квартальным обследованиям (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября).

Приложение  5* 

 
 
 
 
 

Приложение  6* 

 
 
 
 

Приложение 7*

  Экономи-

чески

активное 

население,

тыс.

человек

       В том числе  Уровень экономи-

ческой

активности населения,

в %

Уровень занятости,

в % 

Уровень безрабо-

тицы,

в %

Занятые Безработные
Российская  Федерация 76367,0 70481,2 5885,7 68,6 63,3  7,7
Приволжский

федеральный округ 

16305,1 15034,9 1270,2  69,0  63,6  7,8
Республика Башкортостан 2125,1  1941,2  184,0  68,2  62,3 8,7
Республика  Марий Эл  366,9  331,7  35,2 66,7  60,3  9,6
Республика  Мордовия 463,2  434,0  29,2  70,2  65,8  6,3
Республика  Татарстан 1999,3  1859,6  139,6  68,2  63,4  7,0
Удмуртская Республика  837,0  765,3 71,7  70,2  64,2 8,6
Чувашская Республика  700,7  626,5  74,1  70,3  62,9  10,6
Пермский  край 1483,8  1360,4  123,4  70,3  64,4  8,3
Кировская область  768,1  677,4  90,8 70,0  61,7 11,8
Нижегородская область  1847,5  1716,5  131,1  70,6  65,6  7,1
Оренбургская  область  1104,5  1011,5  93,0  66,9  61,2  8,4
Пензенская  область 717,9 681,3  36,5 65,6  62,2  5,1
Самарская область  1781,7  1672,8  108,9  70,4  66,1  6,1
Саратовская область 1414,0  1306,7 107,3  69,1  63,8  7,6
Ульяновская область 695,5  650,0  45,5  66,8  62,5 6,5

*По данным  Федеральной службы государственной  статистики

Информация о работе Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости