Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:54, курсовая работа
Отношения купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:
собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.
Введение
1.Экономическая природа рынка труда 3
1.1. Понятие рынка труда, основные характеристики рынка труда 6
1.2.Классификация рынков труда. Субъекты и объекты данного рынка 11
1.3. Основные понятия на рынке труда 14
1.4.Регулирование рынка труда 21
2.Занятость населения как параметр рынка труда 23
2.1. Понятие занятости населения 23
2.2. Государственное регулирование занятости 27
2.3. Безработица в обществе 30
3.Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости. 33
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
-Полная -Совместительская -Неполная -Временная
Группы граждан, считающиеся занятыми:
- работающие по найму;
- временно отсутствующие в связи с отпуском и другими причинами;
- самостоятельно
обеспечивающие себя работой;
- избранные на оплачиваемые должности;
- проходящие службу в Вооруженных силах, МВД;
- учащиеся и студенты очного обучения.
Из определения сущности категории “Занятости” следует, что она является
естественным условием существования каждого человека.
Но для рыночной экономики неприемлема категория полной занятости по следующим причинам:
Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом его поступление на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени в течении которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.
Во-вторых, научно- технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия
квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В
результате на каждого незанятого вследствие закрытия ”старых “ отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в “новых” отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления необходимо государству и частным фирмам создавать центры по переподготовке кадров. В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста.
Антикризисные мероприятия могут лишь “сгладить” экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.
В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, а счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.
В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не
имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики. Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень.
Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность
соответствующей переквалификации.
Государственная политика в области занятости населения направлена на:
-обеспечение
равных возможностей всем
- поддержку
трудовой и
-соблюдение
принципа добровольности труда,
-обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе
координации деятельности государственных органов, профсоюзов,
предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости
населения.
Вопросами
регулирования занятости
Достижение
высокого уровня занятости - одна из основных
целей макроэкономической политики
государства.
Политика занятости
Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.
Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т, д.
В России политика занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным. Для увязки целей и задач политики занятости на разных уровнях разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости. Создана Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мер по программе занятости создан Государственный фонд занятости населения. На региональном уровне субъектами РФ ежегодно принимаются территориальные программы содействия занятости населения.
«Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто
оказался
в такой ситуации вынуждено. Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная служба
Функции службы занятости
1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую
силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка
труда;
2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по
вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью.
3. консультация обращающихся в
службу занятости трудящихся
и работодателей о
4. оказание помощи гражданам в
выборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых
В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5. организация профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан в
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень.
6. оказание услуг в
7. регистрация безработных и
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы.
8. оплата стоимости
9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10. подготовка предложений и
11. разработка республиканских и
региональных программ
Таким
образом, функции Государственной
службы занятости значительно
«Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.
Для анализа состояния безработицы рассчитывается ее уровень. Уровень безработицы (Уб) определяется отношением числа официально зарегистрированных безработных к числу экономически активного населения (в %).
Считается, что в нормально функционирующем в условиях рынка обществе средний уровень безработицы может составлять 5—7%.
На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка.
Информация о работе Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости