Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Отношения купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:

собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Оглавление

Введение
1.Экономическая природа рынка труда 3
1.1. Понятие рынка труда, основные характеристики рынка труда 6
1.2.Классификация рынков труда. Субъекты и объекты данного рынка 11
1.3. Основные понятия на рынке труда 14
1.4.Регулирование рынка труда 21
2.Занятость населения как параметр рынка труда 23
2.1. Понятие занятости населения 23
2.2. Государственное регулирование занятости 27
2.3. Безработица в обществе 30
3.Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости. 33
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая,экон.теория2.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

    Безработным считается трудоспособный  человек, не имеющий места работы  и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий ее и готовый приступить к ней. Таким образом, человек признается безработным, если он не только не имеет работы, но и занимается ее поиском и готов к ней приступить.

   

Предусмотрены следующие виды государственных  гарантий социальной поддержки безработных:

  • выплата пособия по безработице;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;
  • оплата временной нетрудоспособности граждан до их признания безработными.

    В настоящее время в России  проводится работа по совершенствованию практики выплаты пособия по безработице с учетом опыта, накопленного зарубежными странами»6.

Безработица как экономическая категория  является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей  силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той  или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.

Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наёмного труда  независимо от того, признаётся экономика  рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.

3.Основные  направления развития  российского рынка  труда и регулирования  занятости.

 

Специфика российского рынка  труда

Российский рынок труда представляет собой сложно структурированную схему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово-централизованной системы организации труда и вследствие экономического кризиса и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближение к образцам развитых стран с российской спецификой и национальными трудовыми традициями. 

Безработица в России. Характерные  черты российской безработицы

«До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.

Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь.. Молодые  специалисты - это гордость и надежда  любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам.

С момента  возникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных.

Вместе  с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест.

Процесс формирования полноценного рынка труда  в России тесно связан с этапами  перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми  в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере.

Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких  масштабах скрытой (неформальной) занятости.

В России неформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), не требующая квалификации работа (мелкая торговля, «челночный бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники» и другие граждане, не платящие налоги от своих теневых доходов.

Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

- наличие  наряду с открытой безработицей  значительных массивов скрытой  безработицы как в форме излишков  рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной  и неполной занятости; 

- наличие  наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;

- наличие  значительной фиктивной безработицы  (скрытая занятость на неформальных  рынках труда);

- неразвитость инфраструктуры рынка труда;

- наличие  больших разрывов в уровнях  безработицы по регионам, отраслям  и сферам народного хозяйства,  обусловленное спецификой транзитивной  экономики России и особенностями  рыночных форм»7. 

Методы  борьбы с безработицей

«Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой Руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с  помощью государственной политики ограничения рождаемости, что активно  используется в развивающихся странах.

Артур Пигу и его последователи считают, что корень зла — в высокой  заработной плате, и предлагают: снизить  заработную плату; разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы сопровождается ростом безработицы; государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Кейнсианские  программы борьбы с безработицей предлагают использование общественных работ (строительство дорог, больниц  и т.д.), а также систему мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиционный и, как следствие, потребительский спрос, в частности, государственный заказ и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов.

Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, сократить инфляцию. Обуздание инфляции оздоровит денежную единицу, сформулирует здоровую рыночную среду. Эффективный рынок очистит себя от отсталого производства путем массового банкротства, это место займут перспективные предприятия, которые будут расширять производство новых товаров и способствовать сокращению безработицы. Для этого монетаристы предлагают использовать повышенную учетную ставку процента, которая будет недоступна слабым предприятиям. Монетарные программы с успехом были использованы правительством Р. Рейгана и М. Тэтчер, у нас они провалились с треском, так как сознательное углубление спада производства отбросило нашу страну в число слабых развивающихся стран.

Нужны новые специфические пути выхода из спада и безработицы для  стран, переходящих от командно-административной системы хозяйствования к рыночной.

 На  сегодняшний день уровень безработицы  возможно снизить за счет таких  факторов:

- улучшение информационного обеспечения рынка работы.

- улучшение  развития рынка жилья.

- выделение  государством средств для массового  строительства и так далее.

Государству необходимо предоставить неплохие условия  для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу.

Значительным  шагом по преодолению безработицы  является предоставление возможности  досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом»8. 

Пути  решения проблемы безработицы

«Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости (приложение 1), ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью.

Минимизация социально-допустимого уровня безработицы  зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка  труда, а также его основных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить следующие государственные  задачи в этой сфере:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

- регулирование  складывающегося национального  рынка труда и повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

- формирование  эффективной структуры занятости  населения;

- повышение качества создаваемых рабочих мест;

- развитие  профессиональной и территориальной  мобильности рабочей силы;

- создание  благоприятных условий для повышения  уровня жизни за счет стимулирования  трудовой активности населения,  усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение  роста неполной занятости и  массовой безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку»9.

Информация о работе Основные направления развития российского рынка труда и регулирования занятости