Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 15:09, курсовая работа
В 2011 году валовой внутренний продукт России в реальном выражении вырос на 4,3% к предыдущему году, достигнув номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП российская экономика вернулась на докризисный уровень. В январе-апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП составил 4,6% к январю-апрелю 2011 года. В последующие месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы по прогнозу предполагается ускорение темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение темпов роста в 2015 году будет связано с высокими ожидаемыми темпами роста инвестиционного спроса.
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы, а также на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) на 2013-2015 годы определены с учетом приоритетов, одобренных Правительством Российской Федерации .
К приоритетам отнесены программы, влияющие на социально-экономическое развитие страны, способствующие структурной перестройке экономики и переходу от сырьевой направленности к производству наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обеспечивающие безопасность страны, решающие задачи по модернизации и технологическому развитию экономики, а также программы развития транспортной инфраструктуры, образования и науки.
Федеральные целевые программы по уровню приоритетности распределены на 3 группы (таблица 5.17):
- приоритетные федеральные целевые программы;
- отдельные
федеральные целевые программы
развития транспортной
- иные программы.
Таблица 5.17
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы
млрд. рублей
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году | ||
ФЦП и непрограммная часть ФАИП, всего |
1 547,3 |
1 467,3 |
94,8 |
1 396,6 |
95,2 |
1 468,3 |
105,1 |
Расходы на ФЦП, всего |
1 173,9 |
1 140,6 |
97,2 |
1 128,2 |
98,9 |
1 197,4 |
106,1 |
в том числе: |
|||||||
приоритетные ФЦП |
490,4 |
516,0 |
105,2 |
557,0 |
108,0 |
614,2 |
110,3 |
ФЦП развития транспортной инфраструктуры, образования и науки |
386,9 |
400,5 |
103,5 |
372,3 |
93,0 |
383,8 |
103,1 |
иные |
296,6 |
224,2 |
75,6 |
198,9 |
88,7 |
199,4 |
100,2 |
Непрограммная часть ФАИП |
373,4 |
326,7 |
87,5 |
268,4 |
82,2 |
270,9 |
100,9 |
В 2013 году планируется реализация 53 федеральных целевых программ, из которых 19 ФЦП относятся к приоритетным и 4 ФЦП к развитию транспортной инфраструктуры, образования и науки.
В 2014-2015 годах планируется реализация 45 и 42 федеральных целевых программ соответственно, из которых 18 ФЦП относятся к приоритетным и 2 ФЦП к развитию транспортной инфраструктуры, образования и науки (таблица 5.18).
Таблица 5.18
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных федеральных целевых программ и федеральных целевых программ развития транспортной инфраструктуры, образования и науки
млрд. рублей
Федеральные целевые программы |
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году | ||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ВСЕГО |
1 173,9 |
1 140,6 |
97,2 |
1 128,2 |
98,9 |
1 197,4 |
106,1 |
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ |
490,4 |
516,0 |
105,2 |
557,0 |
108,0 |
614,2 |
110,3 |
из них: |
|||||||
Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы |
104,5 |
114,7 |
109,8 |
115,0 |
100,2 |
122,8 |
106,8 |
ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" |
20,5 |
20,6 |
100,3 |
22,2 |
107,7 |
23,7 |
106,8 |
ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" |
14,4 |
19,9 |
138,0 |
29,1 |
146,4 |
31,0 |
106,4 |
ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" |
35,0 |
40,0 |
114,2 |
26,4 |
65,9 |
48,4 |
183,6 |
ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы |
18,3 |
18,9 |
103,1 |
17,5 |
92,6 |
6,8 |
38,8 |
ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы |
25,2 |
18,9 |
75,1 |
16,1 |
85,1 |
15,4 |
95,7 |
ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (включая 3 новые подпрограммы) |
3,7 |
4,1 |
112,1 |
4,5 |
110,9 |
4,5 |
98,9 |
ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
11,3 |
14,8 |
130,9 |
14,9 |
100,9 |
13,8 |
92,4 |
ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
8,9 |
15,2 |
171,4 |
16,8 |
110,5 |
17,4 |
103,7 |
ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" |
68,3 |
42,9 |
62,9 |
14,0 |
32,6 |
0,0 |
0,0 |
ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" |
15,8 |
20,3 |
129,0 |
20,2 |
99,3 |
21,5 |
106,6 |
ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах" |
9,7 |
9,7 |
100,0 |
2,7 |
28,0 |
2,9 |
106,4 |
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" |
20,0 |
20,3 |
101,3 |
10,1 |
49,7 |
4,1 |
40,7 |
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ |
386,9 |
400,5 |
103,5 |
372,3 |
93,0 |
383,8 |
103,1 |
в том числе: |
|||||||
ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" |
329,1 |
350,3 |
106,4 |
362,6 |
103,5 |
366,2 |
101,0 |
ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" |
20,5 |
22,2 |
108,3 |
||||
ФЦП развития образования на 2011 - 2015 годы |
12,2 |
11,1 |
90,8 |
9,7 |
87,1 |
17,6 |
182,0 |
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы |
25,0 |
16,9 |
67,5 |
||||
ИНЫЕ ПРОГРАММЫ |
296,6 |
224,2 |
75,6 |
198,9 |
88,7 |
199,4 |
100,2 |
Снижение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ связано с завершением в 2012-2013 годах ряда программ: "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы", Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы", "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы, подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы) Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, "Социальное развитие села до 2013 года", "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, "Мировой океан", "Юг России (2008 - 2013 годы)". Также снижение объема бюджетных ассигнований обусловлено концентрацией бюджетных ассигнований на объектах капитального строительства, подлежащих вводу в 2013-2015 годах, и планируемым снижением цен на строительные материалы.
Бюджетные ассигнования в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы, в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предполагается направить на:
- продолжение
выполнения мероприятий по
- завершение и продолжение
- завершение и продолжение
строительства, реконструкции и
модернизации социально
- строительство других объектов, в том числе особо значимых и уникальных объектов здравоохранения, науки, культуры.
Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012-2014 годы (таблица 5.19).
Таблица 5.19
Бюджетные ассигнования на обслуживание
государственного долга Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель |
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году | ||
Обслуживание государственного и муниципального долга, всего |
383,3 |
444,8 |
116,0 |
540,8 |
121,6 |
628,0 |
116,1 |
в том числе: |
|||||||
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации |
308,6 |
360,1 |
116,7 |
443,7 |
123,2 |
525,5 |
118,4 |
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации |
74,7 |
84,8 |
113,5 |
97,1 |
114,5 |
102,5 |
105,6 |
В связи с увеличением объема размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличатся в 2013 году на 16,7% по сравнению с 2012 годом и составят 360,1 млрд. руб., в 2014 году - на 23,2% по сравнению с 2013 годом и составят 443,7 млрд. руб., в 2015 году - на 18,4% по сравнению с 2014 годом и составят 525,5 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 году составит 84,8 млрд. рублей (2,9 млрд. долл. США), в 2014 году - 97,1 млрд. рублей (3,2 млрд. долл. США), в 2015 году - 102,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США).
Более 90% указанных расходов составят процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении равно 81,6 млрд. рублей (2,7 млрд. долларов США) в 2013 г., 93,3 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2014 г. и 99,2 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2015 году.
6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013-2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. – 10,1% ВВП, в 2014 г. – 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013-2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2013-2015 годов составит 3 336,4 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году – 1 376,3 млрд. рублей, в 2014 году – 1 248,7 млрд. рублей и в 2015 году – 711,4 млрд. рублей. Несмотря на наращивание государственных заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации.
На 2013-2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.
В случае развития кризисных тенденций
в мировой экономике
условия заимствований на долговых рынках
для Российской Федерации,
как и для многих суверенных заемщиков,
значительно ухудшатся. При самом негативном
сценарии долговой рынок может быть фактически
«закрыт», что не позволит привлечь средства
в нужных объемах на приемлемых условиях.
В такой ситуации возможно будет отказаться от пополнения Резервного фонда, а при самом негативном сценарии – использовать накопленные в фонде средства для исполнения расходных обязательств бюджета.