Организация контроля качества и сертификации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определить функции управления качеством;
- изучить современную концепцию менеджмента качества;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Качество и сертификация производства и продукции…………………….…..5
Глава II. Современная концепция менеджмента качества……………………………16
Глава III. Сертификация продукции и систем качества……………………….………21
Заключение……………………………………………………….………………………29
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Условия, необходимые для существования менеджмента ка­чества:
1. Укрепление организационной структуры предприятия. Ре­организация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.
2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного прояв­ления потенциала работников.
3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.
4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

6. Факт-контроль на основе строгих данных.

7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

8. Ориентация на потребителя.

9. Работник на следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

10. Своевременная корректировка управленческой политики.

11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных орга­низационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств.

Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным пла­нировать количественные показатели качества работникам внут­рипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мас­терство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

Особое место в мировой практике управления качеством про­дукции занимают кружки качества как форма привлечения работ­ников предприятия к осознанному участию в процессе повыше­ния качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурен­тоспособности продукции, что в значительной мере способство­вало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке то­варов. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Фран­ции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их рас­пространению способствовала активная пропаганда, многочис­ленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделе­ния, которые регулярно(один раз в неделю) собираются и в тече­ние часа (в рабочее или не рабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претво­ряют их в жизнь сами или с помощью специалистов. Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация — это система мер и действий, подтверждаю­щих соответствие фактических характеристик продукции требова­ниям международных стандартов, технических условий и иных нор­мативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой но­вых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрес­сивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комп­лекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требо­ваний к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходи­мых приборов и метрологического оборудования конкурентоспо­собность большинства продукции постоянно снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической де­ятельности настоятельно требуют проведения работ по сертифи­кации продукции, исходя из международных требований.

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение кото­рых является обязательным условием для успешной работы лю­бого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации - технические возможности про­дукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, тех­ники и практического опыта.
В зависимости от круга заинтересованных сторон стандарти­зация может быть:
— международной, участие в которой открыто для соответ­ствующих органов всех стран;
— региональной — для одного географического, экономичес­кого или политического района мира;

— национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д. Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспе­чивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологи­ческие задачи сертификации: управление многообразием (уни­фикация), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обес­печение конкурентоспособности продукции.
Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, дос­тупных широкому кругу потребителей.
Стоимость разработки стандартов высока и участвуют в этой работе обычно крупные фирмы, которые диктуют требования к стандартам. Разработчики стандартов предусматривают такие показатели, которые отражают интересы тех, кто финансирует затраты, ставя других в невыгодное положение. Поэтому в миро­вой практике широко практикуются двух, трехсторонние и более соглашения между изготовителями и потребителями по вопро­сам качества, стандартизации, а затем сертификации продукции.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по свое­му статусу и структурам отличается в различных странах.

В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее рас­пространение получили системы, когда сертификационным орга­ном является национальная организация по сертификации (стан­дартизации).

В практике различных стран встречаются различные системы сертификации, которые классифицируются последующим направ­лениям. В зависимости от круга участников сертификация может быть: международной, региональной, многосторонней, двухсто­ронней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по процедуре прове­дения — само сертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.
Обязательной сертификации подлежат те изделия или пока­затели качества, которые могут оказать нежелательное воздей­ствие на человека или окружающую среду, а также другие пока­затели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строитель­ные материалы и др.
Решение об обязательной сертификации принимает специаль­ный правительственный орган, который может поручить ее про­ведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено. Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долго­вечность, безотказность, эргономические и экономические пока­затели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность из­готовителя за качество сертификации и информированность из­готовителя о методах испытаний в системе контроля.
Само сертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Гол­ландии и др.
Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая серти­фикация, предусматривает участие сторонней организации, не­зависимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя орга­низация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществ­ляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.
Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих вы­сокий международный авторитет. Выданный престижным испы­тательным центром сертификационный знак является лучшей рек­ламой продукции.

Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделя­ется на системы, основой которых являются испытания. Из данных таблицы видно, что основой всех систем сертифи­кации являются испытания. Причем, в пяти из восьми систем про­водятся типовые испытания образцов в специально утвержден­ных  испытательных организациях с последующим контролем качества продукции, а в шестой системе предпочтение отдается исключительно аттестации предприятия-изготовителя.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

— выдается документ – сертификат соответствия;

— продукция маркируется знаком соответствия;

— продукция заносится в список изделий, разрешенных к про­даже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (авто­матическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен нано­ситься под контролем главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упа­ковку, или на то и другое. Стимулирование повышения качества продукции
Стимулирование повышения качества продукции рассматри­вается с двух точек зрения: стимулирование объекта (предприя­тия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики сти­мулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается пре­стиж фирмы, который нужно постоянно поддерживать продуман­ной стратегией и менеджментом качества. На малых и средних предприятиях, где однозначно можно оценить вклад каждого под­разделения в успех (или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого центра ответственности. На круп­ных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпуск высококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.

Мотивация труда работников за высокое качество продукции осуществляется по трем направлениям: материальное, мораль­ное и организационно-техническое стимулирование. Материаль­ное стимулирование идет по линии повременной или сдельной формы оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты. Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество и качество продукции работника. Если организация коллективного труда, обусловленная особенностя­ми технологического процесса, не дает возможности выявить вклад каждого работника, тогда применяется повременная фор­ма оплаты труда и поощрение коллектива (или возмещение ущер­ба). Условия стимулирования высококачественной продукции ука­зываются в трудовом контракте работника... ...или коллективном договоре администрации и работающих.
Моральное поощрение проявляется в разных формах: престиж­ность работы в известной фирме, разовые персональные знаки отличия.

Организационно-техническое стимулирование реализуется че­рез кружки качества, где работники, имеющие большой творчес­кий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационали­заторские предложения и изобретательские способности. Участие в кружках качества, кроме того, для отдельных работников сопро­вождается материальным (разовым) и моральным поощрением.

Особое значение имеет мотивация высокоэффективного труда специалистов. Она осуществляется по тем же направлениям, что и для рабочих. Однако размеры вознаграждения должны существенно отличаться: выборы и назначение на ответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот и привилегий.

Высшей мерой поощрения инженеров, менеджеров является присуждение национальных и международных престижных премий.


Глава II. Современная концепция менеджмента качества

Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин – «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.) Управление качеством является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем управления качеством:

- качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);

- качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

- ответственность за качество должна быть адресной;

- для реального повышения качества нужны новые технологии;

- повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

- контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;

- политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством – Всеобщего управления качеством. Рассмотрим общую теорию управления качеством. Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:

1. наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;

Информация о работе Организация контроля качества и сертификации продукции