Операционный анализ на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема повышения эффективности использования основных средств и производственных мощностей предприятий занимает важное место в управлении предприятием. Имея ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование основных средств, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Операционный анализ и его использование в регулировании производства и затрат…………………………………………………………….5
1.1 Цель и задачи операционного анализа………………………………..5
1.2 Сущность операционного анализа в рыночной экономике…………5
1.3 Виды информации, используемые в операционном анализе………..6
1.4 Использование операционного анализа в регулировании производства и затрат…………………………………………………………….7
2. Анализ наличия и использования основных средств………………..15
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Щуровский цемент».15
2.2 Наличие, состояние и движение основных средств………………..17
2.3 Анализ структуры и динамики основных средств………………….20
2.4 Анализ использования оборудования……………………………….21
2.5 Анализ фондоотдачи………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………30

Файлы: 1 файл

Операционный анализ.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

Затраты – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и отражаемые в балансе как активы предприятия, способные в будущем принести доход [6].

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Важное значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные [3, С.54].

Постоянные затраты не зависят от объема производства, являются относительно постоянными и не изменяются при изменении объема производства. Однако, постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при  изменении объема производства. К  ним можно отнести арендную плату, амортизацию и др.

Переменные затраты зависят  от объема и изменяются прямо пропорционально  изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья  и материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих  и др.

Процесс управление затратами  состоит из двух этапов [5]:

1. Измерение и анализ  затрат (правильное измерение затрат  важно для понимания оценки  эффективности деятельности)

2. Контроль и снижение  затрат (при понимании взаимосвязи  между затратами предприятия  и его эффективностью можно  установить контроль над затратами  в целях максимальной эффективности).

Операционный анализ - это  один из инструментов управления ценой. Есть несколько «минимально возможных» цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости  изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую  лишь переменные затраты (равен себестоимости  лишь в части переменных затрат). Между этими ценами - целый спектр вариантов, и искусство менеджера  состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно  с производством того или иного  изделия, менеджерам предприятия нужно  иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.

Как можно оптимизировать производственную программу предприятия  с точки зрения издержек, с целью  приведения их структуры к оптимальной? Для ответа на этот вопрос требуется применение наиболее эффективного метода калькулирования затрат. Существует множество методов калькулирования в зависимости от какого-либо критерия. По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует 2 метода калькулирования [5]:

-«Absorption costing» - метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе.

-«Direct costing» – метод калькулирования себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию.

Основное отличие этих методов заключается в порядке  распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.

Основные показатели операционного  анализа [4, С. 68-70]:

-маржинальная прибыль  (сумма покрытия постоянных затрат);

-чистая прибыль;

-точка безубыточности (такое  количество продукции, либо объем  работ в денежном выражении,  при котором выручка предприятия  равна всем его затратам);

-запас/недостаток финансовой  прочности (разница между выручкой  на настоящий момент и точкой  безубыточности);

-эффект операционного  рычага (характеризует величину  предпринимательского риска, или  влияние структуры затрат на  маржинальную прибыль предприятия).

Большое значение имеют связи  и пропорции между затратами  и объемом производства и прибылью.

Проведение расчетов по методике операционного анализа требует  соблюдения ряда условий:

- деления издержек на  две части - переменные и постоянные;

- изменения переменных  издержек пропорционально объему  производства (реализации) продукции;

- неизменности постоянных  издержек в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в  диапазоне деловой активности  предприятия, который установлен  исходя из производственной мощности  предприятия и спроса на продукцию;

- тождества производства  и реализации продукции в рамках  рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- эффективности производства, уровень цен на продукцию и  потребляемые производственные  ресурсы не будут подвергаться  существенным колебаниям на протяжении  анализируемого периода;

- пропорциональности поступления  выручки объему реализованной  продукции.

Расчет показателей операционного  анализа основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для  определения их уровня можно использовать графический и аналитический  способы.

При аналитическом методе берут:

– цену на единицу (Ц);

– переменные расходы на единицу (Пер.);

– постоянные расходы (Пост).

Пусть Х – безубыточный объем производства и продаж, тогда:

Выручка = Ц · Х;

Переменные расходы = Пер · Х;

Себестоимость = Переменные расходы + Постоянные расходы;

(Ц · Х) – (Пер.·Х + Пост.) = 0;

 - фондоотдача .

Точка безубыточности (или  безубыточный объем производства)

(Ц – Пер.) – маржинальная прибыль на единицу продукции.

Например:

Ц = 200 руб. на ед.

Переменные расходы = 120 руб. на ед.

Постоянные расходы = 2000 руб.

Предположим, объем = 30 шт.

Переменные расходы = 30 шт.× 120 руб. = 3600 руб.

Выручка=30 шт. ×200руб. = 6000 руб.

.

Анализ безубыточности можно  применять для анализа факторов, которые влияют на производственную прибыль предприятия.

Таким образом, анализируя основные показатели операционного анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:

-по установлению цен  на уже производимую и новую  продукцию, ориентируясь на цены  конкурентов;

-по выбору и замене  оборудования;

-по производству у  себя, либо покупки на стороне  того или иного полуфабриката;

-по целесообразности  принятия дополнительного заказа;

-по поиску вариантов  изменения производственной мощности  предприятия и т.д.

Таким образом, в первом разделе  работы была поставлена цель операционного  анализа: выявление эффективности  управленческих решений на основе взаимосвязи  «затраты-объем-прибыль». Для достижения цели определили сущность операционного анализа, рассмотрели виды информации, которые используются в операционном анализе и проанализировали возможность операционного анализа в управлении производством и затратами.

Операционный анализ - анализ результатов деятельности предприятия  на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий  определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах  производства. Операционный анализ называют также анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP – анализом.

Система информационного  обеспечения операционного анализа  должна включать следующие основные виды информации: учетные и вне учетные источники информации.

Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов измерения  и анализа затрат.

Операционный анализ обладает возможностями простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли изменения сразу нескольких факторов (объема выпуска, состава и  величины затрат и др.) Это достигается  с помощью расчета и анализа  показателей: маржинальная прибыль, чистая прибыль, точка безубыточности, запас/недостаток финансовой прочности, эффект операционного  рычага.

Используя математические и  графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в  зависимости от объема, рассчитывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости  или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

 

2. Анализ наличия и использования основных средств

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Щуровский цемент»

ОАО «Щуровский цемент» создано на база Щуровский цементного завода, зарегистрировано 5 января 1993 года. Государственная регистрации выпуска состоялась 24.03.1993 года, регистрационный номер: 29-1-П188. Акции были распределены среди учредителей, общее количество акций – 137421. Итоги выпуска были зарегистрированы 17.05.2000 Коломенским РО ФКЦБ России.

          Предприятие было создано с целью производства портландцемента, клинкера портландцементного и сухих строительных смесей. Предприятие создано на неопределенный срок. ОАО «Щуровский цемент» расположено по адресу: Московская область, г. Коломна, Цементников, д. 1

          Основной вид деятельности – производство цемента и сухих смесей.

Завод выпускает следующие  виды продукции:

- портландцемент М 500 Д0, М 500 Д0 Н, М 400 Д0 для изготовления ответственных конструкций, железобетонных шпал, мостовых конструкций, опор линий электропередач, железобетонных напорных труб и т.д.;

- портландцемент М 500 Д20, М400 Д20 для промышленного, жилищного  и сельскохозяйственного строительства;

- портландцемент М 500 Д20 сульфатостойкий для объектов, находящихся в условиях агрессивной среды;

- портландцемент для производства  асбестоцементных изделий (шифера, труб и т.д.).

Предприятие работает по мокрому  и полусухому энергосберегающему способу  производства цемента. Задействованы  восемь технологических линий, из них: вращающаяся печь № 8 работает по полусухому способу производства, который позволяет  экономить на обжиге 1 тн. клинкера до 35% газообразного топлива. Помол цемента осуществляется в 13 трубных мельницах: Для хранения готовой продукции имеется три блока цемсилосов общей емкостью 64760 тонн. Производственная мощность завода составляет 3,5 млн. тонн цемента в год. Имеется три упаковочные линии мощностью 1100 тыс. тонн цемента в год. Численность работающих более 2 тысяч человек.

На ОАО «Щуровский цемент» работают три упаковочных линии по упаковке цемента в евромешки по 50 кг, годовой выпуск в таре составляет свыше 1 млн. тонн.

ОАО «Щуровский цемент» обслуживает строительные организации всех форм собственности, не только Волгоградской области, но и многих других регионов.

Высокие достижения цементников  подтверждены многочисленными наградами  всероссийских и международных  конкурсов и выставок. Пять раз  ОАО «Щуровский цемент» признавалось «Лидером XXI века» в престижном конкурсе предприятий Южного федерального округа и отмечено дипломом представителя президента РФ в ЮФО Д. Н. Козака «За стабильность лидирующих позиций и весомый вклад в развитие экономики Южного федерального округа». Предприятие получило право маркировать портландцемент М-500 ДО логотипом «100 лучших товаров России».

ОАО «Щуровский цемент» – один из лидеров отечественного промышленного производства. На товарном рынке Южного федерального округа доля продукции ОАО «Щуровский цемент» составляет более 33%. Предприятию присвоена «Первая (наивысшая) группа инвестиционной привлекательности», предприятие удостоено Золотой медали «Европейское качество», что свидетельствует о высочайшем качестве выпускаемой продукции и стабильности производства.

ОАО «Щуровский цемент» не только одно из крупнейших предприятий в строительной индустрии, но и добросовестный налогоплательщик: доля платежей в общей сумме платежей всех предприятий города в бюджет г. Михайловки составляет 49 %.

Будущее ОАО «Щуровский цемент» связано с дальнейшим развитием модернизации производства, увеличением выпуска высококачественного цемента и расширением географии поставок продукции, повышением эффективности работы каждого работника, совершенствованием менеджмента, изучением конъюнктуры рынка. Все эти меры направлены на удовлетворение запросов потребителей, ожидающих от «Себряковцемент» продукцию только высочайшего качества.

 

2.2 Наличие, состояние и движение основных средств

Изучению состояния, наличия  и движения основных средств уделяется  особое внимание, так как они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия. От их количества, стоимости технического уровня, эффективности  использования во многом зависят  производственные и финансовые результаты деятельности предприятия.

По данным предприятия (годовой отчет за 2011 год и бухгалтерский баланс), приведенным в приложениях 2 и 3, проанализируем наличие, состояние и движение основных средств в 2010 г.

Таблица 1 - Наличие, состояние  и движение основных средств за 2011 год, тыс. руб.

Информация о работе Операционный анализ на примере предприятия