Олигополия: максимизация прибыли в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных моделей ценового поведения олигополистов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Дать определение олигополии, а также рассмотреть ее характерные черты;
• Рассмотреть показатели концентрации рынка;
• Провести анализ поведения олигополистов с точки зрения теории игр;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА №1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1 Характерные черты олигополии 5
1.2 Способы возникновения олигополии 7
1.3 Показатели концентрации рынка 7
1.4 Анализ поведения олигополистов с точки зрения теории игр 10
1.5 Модели ценового поведения 13
ГЛАВА №2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 23
2.1 Выбор стратегии 23
2.2 Лидерство по объему выпуска 24
2.3 Лидерство в ценообразовании 28
2.4 Одновременное установление объемов выпуска 30
2.5 Одновременное установление цен 35
2.6 Сговор 36
2.7 Проблема обнаружения тайного снижения цен при сговоре 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 45

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории экономики.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

1.4 Анализ поведения олигополистов с точки зрения теории игр

В настоящее время  все большее значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр. Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой теории является игровые ситуации с заранее установленными правилами. В ходе игры возможны различные совместные действия — коалиции игроков, конфликты и т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника. Достижение наилучшего результата зависит не только от собственных действий, но и от того, что делают соперники. Поэтому игроки (олигополисты) должны осуществить свои действия в соответствии с действиями и ожидаемой реакцией соперников. Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность - игры с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы — с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).

Для анализа ценового поведения олигополистов воспользуемся простой моделью теории игр. Поэтому будем исходить из допущения, что на рынке существует дуополия, т.е. олигополия из двух фирм, производящих спортивную обувь. Каждая из этих фирм (назовем их X и Y) может выбирать между двумя ценовыми стратегиями: повышением и понижением цен. Прибыль, которую получит каждая, зависит от собственной стратегии и стратегии, выбранной соперником.

Существует четыре возможные комбинации стратегий двух фирм4 Таблица 1.1.

Таблица 1.1 Получение  прибыли олигополией состоящей  из 2-ух фирм.

 

Стратегия ценообразования  компании X

Высокие цены

Низкие цены

Стратегия ценообразования  компании Y

Высокие цены

 

      A

                       12 долл.

 

 

     12 долл.

 

      B

                       15 долл.

 

 

      6 долл.

Низкие цены

 

      C

                         6 долл.

 

 

     15 долл.

 

      D

                         8 долл.

 

 

     8 долл.


Эти стратегии показаны ячейками, обозначенными разными буквами. Например, ячейка С представляет комбинацию стратегии на понижение цен компании Y и на повышение цен компании X и ту прибыль которую получит каждая компания. Прибыль каждой фирмы зависит от собственной ценовой стратегии и стратегии соперников. Если Y решит повысить цены, ее прибыль составит 12 млн долл., при предположении, что и X сделает то же самое (ячейка А). Но если X в ответ на действия Y понизит цены (ячейка В), она сможет увеличить свою долю рынка и прибыль с 12 млн до 15 млн долл. Рост прибыли X произойдет за счет компании Y, прибыль которой сократится с 12 млн до 6 млн долл. Стратегия на повышение цен компании Y будет удачной только в том случае, если компания X последует примеру своего соперника и повысит цены.

Еще один вывод который  можно сделать из таблицы 1.1, заключается в том, что олигополисты часто могут выигрывать от сговора, т.е. сотрудничества друг с другом. Вместо того, чтобы устанавливать цены на конкурентной основе, т.е. независимо друг от друга, они могут сговориться. В приведенном выше примере фирмы могут договориться и проводить единую стратегию высоких цен. В результате прибыль каждой фирмы увеличится с 8 млн (ячейка D) до 12 млн долл. (ячейка А).

Платежная матрица объясняет, почему у олигополиста может возникнуть очень сильное желание нарушить соглашение о сговоре. Предположим, компании Y и X договорились проводить единую политику повышения цен, благодаря чему каждая из них заработает по 12 млн долл. прибыли (ячейка А). Однако обе фирмы готовы нарушить соглашение относительно единой ценовой политики, так как, снизив в одностороннем порядке цены, можно увеличить свою прибыль до 15 млн долл. Если Y тайным образом нарушит соглашение, понизив цены, структура прибыли будет отражаться не ячейкой А, а ячейкой С. Прибыль компании Y возрастет до 15 млн долл., а прибыль компании X упадет до 6 млн долл. Если соглашение нарушит X (в платежной матрице нужно перейти из ячейки A в ячейку B), ее прибыль также вырастет до 15 млн долл.

В данной ситуации существует два  равновесных решения. Одно, когда обе фирмы повышают свои цены (ячейка А) – Парето-эффективное решение, максимизирующее полезность обеих фирм. В результате другого решения – достигается равновесие по Нэшу, при котором ни одна из фирм не может увеличить свою прибыль, в одностороннем порядке меняя свое решение (ячейка B и C).

1.5 Модели ценового поведения

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции5.

Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить  конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целтью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы. Оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

В экономической теории выделяются такие модели ценового поведения  олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в  ценах, принцип ценообразования «издержки плюс».

Существование большого количества моделей  ценового поведения олигополистов  объясняется двумя причинами:

Многообразие видов  олигополии. Олигополия охватывает более широкий спектр и большее разнообразие рыночных ситуаций, чем любые другие структуры. Данное понятие включает как «тесную» олигополию, когда на рынке доминируют две или три крупные фирмы, так и «свободную» олигополию, когда шесть или семь фирм делят между собой, скажем, 70 или 80% рынка, а остальные компании сражаются за остатки «конкурентного пирога». Олигополия охватывает рынки как стандартизированной, так и дифференцированной продукции. Она включает случаи, при которых фирмы прибегают на рынке к сговору, и случаи, когда участники действуют независимо друг от друга. Понятие олигополии охватывает ситуации, когда барьеры, препятствующие вхождению на рынок, очень высоки, и ситуации другого рода, когда вхождение на рынок не сильно затруднено. Таким образом, разнообразие видов олигополии не позволяет выработать единую рыночную модель, позволяющую дать общее объяснение поведения олигополистов.

Сложности, возникающие из-за взаимозависимости. Взаимозависимость компаний-олигополистов на рынке значительно усложняет анализ. Поскольку фирмы не могут со всей определенностью предвидеть реакции своих конкурентов, не могут они и абсолютно точно определить собственные кривые спроса и кривые предельного дохода.

Несмотря на эти аналитические  трудности, у олигополистического ценообразования были обнаружены две взаимосвязанные черты. Во-первых, в условиях макроэкономической стабильности цены на продукцию олигополистических отраслей обычно являются негибкими («жесткими»). При олигополии они изменяются реже, чем при совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях абсолютной монополии. Во-вторых, когда олигопольные цены меняются, они чаще всего меняются одновременно у всех фирм-участников олигополии. Это дает основания предполагать, что при назначении или изменении цен в этих отраслях существует тенденция действовать согласованно или в сговоре. Разнообразие типов олигополии и существование взаимозависимости между ее участниками отражено в представленных ниже моделях.

Ломаная кривая спроса. Идея ломаной кривой принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента6.

Представим, что олигополистическая отрасль состоит из трех фирм (назовем  их X, Y и Z), каждой из них принадлежит около трети рынка дифференцированного продукта. Предположим, эти фирмы действуют «независимо» друг от друга, или, иначе говоря, не идут на сговор о ценах на рынке. Допустим также, что текущая цена на продукцию фирмы X равна , а объем ее продаж — , (Рис. 1.1).

Рис. 1.1 Ломаная кривая спроса и  разрывная кривая предельного дохода

Тогда расположение и  форма кривой спроса на продукцию  олигополиста зависят от того, как  конкурирующие фирмы отреагируют  на предпринятое фирмой X изменение цены. Относительно ответных действий конкурентов фирмы X существуют два вероятных предположения, которые целесообразно рассмотреть.

Следование новым ценам. Одна возможность сводится к тому, что фирмы Y и Z будут устанавливать свои цены в точном соответствии с любым изменением цены, предпринятым фирмой X. В этом случае кривые спроса и предельного дохода фирмы X приблизительно будут выглядеть как , и на рис. 1.1. Если фирма X снижает цену, ее продажи увеличиваются очень незначительно, потому что два конкурента последуют ее примеру и тем самым помешают ей получить какое-нибудь преимущество перед ними за счет цены. Небольшое увеличение продаж, которого добьется X (и два ее конкурента), происходит за счет других отраслей; фирма X не увеличит продажи за счет фирм Y и Z. Если фирма поднимет цену, ее продажи снизятся совсем немного, так как фирмы Y и Z также увеличат свои цены. В результате этого отрасль в целом потеряет некоторый объем продаж в пользу других отраслей, но X не теряет потребителей, перешедших к Y и Z.

Игнорирование изменения  цен. Другая возможная реакция заключается в том, что Y и Z будут игнорировать любое изменение цены, предпринятое X. Тогда кривые спроса и предельного дохода, с которыми сталкивается X, будут напоминать и на рис. 1.1. Кривая спроса в этом случае является значительно более эластичной, чем в предыдущем случае. Это связано с тем, что если X снизит свою цену, а ее конкуренты нет, она получит требуемый объем продаж в значительной степени за счет двух своих конкурентов, потому что будет продавать по более низким ценам. Наоборот, если X поднимет свою цену, а ее конкуренты нет, она потеряет много потребителей, которые перейдут к Y и Z, продающим свою продукцию по более низким ценам. Однако вследствие дифференциации продукции продажи X не падают до нуля, когда она повышает цену. Некоторые из ее покупателей будут платить более высокую цену, потому что отдают предпочтение продукту именно этой фирмы.

Теперь рассмотрим наиболее вероятную реакцию фирм Y и Z на поведение фирмы X. Возможны две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В случае, если фирма X повышает цены выше , ее спрос изображается кривой выше линии . Конкуренты (фирмы Y и Z) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизменными, либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает кривая выше линии . При понижении фирмой X цены ниже фирмы Y и Z будут следовать за ней, что показывает кривая ниже линии . В результате возникает ломаная кривая спроса , высокоэластичная выше уровня текущей цены и малоэластичная ниже нее. Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит как бы из двух участков — выше точки В и ниже точки С.

Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение цен ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняй низкие цены. Понижение цен в условиях олигополии также может не привести к желаемому росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.

Модель ломаной кривой спроса подвергается критике по двум основным пунктам.

Во-первых, этот анализ не объясняет, почему текущая цена вначале должна равняться  . Она только помогает объяснить, почему олигополисты неохотно отступают от существующей цены.

Во-вторых, когда экономика нестабильна, олигополистические цены не являются настолько негибкими, насколько это следует из теории ломаной кривой спроса. Во время инфляции олигополистические производители поднимают свои цены часто и намного. А во время спадов в экономике некоторые олигополисты снижают цены. При определенных обстоятельствах такие действия приводят к ценовой войне: последовательным и продолжающимся длительное время снижениям цен соперниками в надежде сохранить свои доли рынка.

Тайный сговор (картель).Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей. Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится. Картель — классический пример кооперативной игры с участниками. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда, из которого осуществляются «побочные платежи» тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей. Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами — игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой.

Информация о работе Олигополия: максимизация прибыли в современном мире