Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Оглавление

Введение 3
Понятие олигополии и черты олигополистического рынка 4
Становление олигополии 4
Характерные черты олигополии 5
Теория игр и модель Курно 8
Модель Курно 8
Олигополия с точки зрения теории игр 11
Методы ценовой политики и пути извлечения прибыли 13
Ценовая война 14
Картели 15
Тайный сговор 16
Лидерство в ценах 16
Ценовая накидка 17
Позитивные и негативные последствия олигополии 18
Заключение 20
Решение задачи 21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 73.91 Кб (Скачать)

Предпочтение, отдаваемое олигополиям и развертыванию  неценовой конкуренции по сравнению  с ценовой, связано с тем, что  обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют  создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Последняя может привести к  существенным издержкам и истощению  конкурентов, а иногда и нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать  переход от разреженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору  конкурентов. Другая причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена  крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой  конкуренцией(6).

4. Позитивные и негативные последствия олигополии

Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие  моменты:

    • крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
    • конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
    • Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэлб-рейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть ______________________________________________

6 Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2000. – 470-471 с.

технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.

По мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая  существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое  качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения  посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту  масштаба.

Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом  олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии  финансировать дорогостоящие научные  проекты.

Негативные моменты олигополии сводятся к следующему:

    • олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;
    • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;
    • олигополии сдерживают научно-технический прогресс.

Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Заключение

         Во-первых, необходимо признать неизбежность  формирования олигополистических  структур, как процесса, вытекающего  из стремления фирм к достижению  оптимальных масштабов производства  и открытой конкуренции.

Во-вторых, несмотря на положительные  и отрицательные качества олигополий, следует признать неизбежность их существования.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли  отрасли посредством сговора  и совместных действий фирм, как  если бы они были единственным максимизирующим  прибыль монополистом. Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается  общая величина прибыли отрасли.

         Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Решение задачи

Задача: Спрос и предложение на обеды  в студенческой столовой описываются уравнениями: Qd=2400 – 100P, Qs= 1000 + 250P.

а) вычислите равновесную  цену и количество проданных обедов по такой цене; б) заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 доллара  за обед. Охарактеризуйте последствия  такого решения.

Решение:

а) 2400 – 100P= 1000 + 250P

1400= 350P      P= 1400 / 350= 4

P= 4 доллара

Qd= 2400 – 100 * 4= 2000

б)  Qs= 1000 + 250 * 3= 1750

Qd – Qs= 2000 – 175= 250

Вывод: Последствием решения администрации установить цену в 3 доллара на обед явился неудовлетворенный спрос на 250 обедов, так как если цена ниже равновесного уровня (3долл.<4 долл.) дефицит усиливается.

 

 

                                     Список используемой литературы

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
  2. Экономика. Учебник. Под ред. А.И. Архипова, 1998. – 792 с.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики учебник для вузов: Норма 2005г – 563с.
  4. Экономика. Учебник.Под ред. А.С. Булатова 3-е изд.–М.: Издательство Юристъ, 1999. – 894 с
  5. Вечканова Г.Р, Вечканов Г.С. Микроэкономика завтра экзамен: Питер; СПб. 2010 -208с
  6. Экономика. Учебник. Под ред. А.И. Архипова, 1998. – 792 с.
  7. Самуэльсон П. http://bibliotekar.ru/biznes-64-2/69.htm

Информация о работе Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли