Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Оглавление

Введение 3
Понятие олигополии и черты олигополистического рынка 4
Становление олигополии 4
Характерные черты олигополии 5
Теория игр и модель Курно 8
Модель Курно 8
Олигополия с точки зрения теории игр 11
Методы ценовой политики и пути извлечения прибыли 13
Ценовая война 14
Картели 15
Тайный сговор 16
Лидерство в ценах 16
Ценовая накидка 17
Позитивные и негативные последствия олигополии 18
Заключение 20
Решение задачи 21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 73.91 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра: Финансов, кредита и мировой экономики

Учебная дисциплина: Микроэкономика

 

 

 

ТЕМА

Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли

 

Контрольная работа

 

 

 

Выполнил:

студент       1        курса

заочной    формы обучения

направления   Экономика  

профиля          Финансы и кредит      

          Филатов Роман Валерьевич          

(Ф.И.О.)

 

Проверил:   доц. Шевченко А.В.                                            

                        (ученая степень,  ученое звание, Ф.И.О.)

 

 

 

Иваново 2012

 

Содержание

Введение                                                                                                          3

  1. Понятие олигополии и черты олигополистического рынка            4
    1. Становление олигополии                                                              4
    2. Характерные черты олигополии                                                   5    
  2. Теория игр и модель Курно                                                                8
    1. Модель Курно                                                                                 8
    2. Олигополия с точки зрения теории игр                                       11
  3. Методы ценовой политики и пути извлечения прибыли                13
    1. Ценовая война                                                                                14
    2. Картели                                                                                           15
    3. Тайный сговор                                                                                16
    4. Лидерство в ценах                                                                          16
    5. Ценовая накидка                                                                             17
  4. Позитивные и негативные последствия олигополии                       18

Заключение                                                                                                     20

Решение задачи                                                                                               21

Список литературы                                                                                         22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель изучения микроэкономики заключается в познании, освоении и использовании основных понятий, категорий и закономерностей  микроэкономики в жизни человека и всего общества.

Олигополия является одним  из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической  конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического  рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может  существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее  описание данного типа рынка.

В данной контрольной работе мы исследуем частный случай несовершенной  конкуренции, так называемую олигополию. Данная работа направлена на изучение поведения фирм на олигополистическом рынке и  путях максимизации прибыли в различных ситуациях

 

  1. Понятие олигополии и черты олигополистического рынка

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое количество продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Слово образовано от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω— продаю, торгую. Слово «олигополия» введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478–1535) в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516).

    1. Становление олигополии

В основе исторической тенденции  образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия. Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильными и слабыми конкурентами. Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной, как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая война. Процессы поглощения и слияния позволяют существенно увеличить свои доли продаж на соответствующем рынке. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленной ценовую конкуренцию, которая может превратиться в «войну» цен и привести к истощению всех ее участников. Другим существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размеры производства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как с ограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства (1).

    1. Характерные черты олигополии

   Первая характерная черта олигополии  заключается в немногочисленности фирм в отрасли и большим числом покупателей. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Классический пример олигополии сложился, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др. Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании (“Дженерал моторс” “ Форд” и “Крайслер” ) приходилось в 80-е года свыше 95% национального производства автомобилей. Олигополию с 3-4 участниками называют классической (жесткой), существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-7 фирм.

Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует ____________________________________________

1 Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2000. – 465 с.

забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции  и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы). «Дифференцированные продукты», то есть такие продукты, которые либо действительно, либо в воображении покупателя отличаются друг от друга по своим качествам. Моя зубная паста слегка отличается от вашей, и если я назначу цену выше вашей, я все же могу надеяться продать ее тем потребителям, которые поверили в ее превосходство благодаря рекламе или собственному опыту, так как уже раньше потребляли мои продукты(2). В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт.

    Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект" масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. ____________________________________

2 Самуэльсон П. http://bibliotekar.ru/biznes-64-2/69.htm

Поскольку многие предприятия  производили не менее двух моделей  одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие  крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм,

поэтому создаются объективные  предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если в начале XX в. число  американских автомобильных фирм приближалось к 200, то уже в конце 20-х гг. их число  не превышало 50, а в настоящее  время их можно пересчитать по пальцам.

Эффект масштаба — важная, но не единственная причина, так как  уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный  уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими  барьерами для вхождения в  отрасль. Это может быть связано  с патентной монополией, как это  происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа"Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действия патента (в  США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.

Среди других причин — монополия  контроля над редкими источниками  сырья (например, в 60—70-е гг. мировой  рынок нефтепродуктов контролировал  нефтяной картель "Семь сестер"), запредельно высокие расходы  на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в  шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся  или искусственно созданные. Барьеры  различны по прочности. Хотя непреодолимых  барьеров нет, они возникают вновь  и вновь.

    Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимо-зависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика вероятность сговора между олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.  Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:

H = S 2 1+S 2 2 +S23 +… + S 2 N

где S1 – доля рынка у  фирмы, обеспечивающей наибольший объем  поставок; S2 – доля рынка следующего по величине поставщика и т. д. Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы – соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием являются контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

    Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

  1. Теория игр и модель Курно
    1. Модель Курно

Дуополия - тип отраслевого рынка, на котором существуют только два продавца и множество покупателей. Считается, что прибыли, которые могут быть получены в результате такой несовершенной конкуренции, меньше тех прибылей, которые были бы получены, если бы два продавца слились и образовали монополию.                                                                                                                                                             Анализ дуополии как простейшей формы олигополии впервые был осуществлен в 1838 г. французским математиком, философом и экономистом Антуаном Огюстен Курно (1801-1877). Однако его книга, в которой излагалась эта теория, осталась незамеченной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу "Принципы теории богатства", где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е гг. XIX в. последователи стали развивать его идеи.

Модель Курно исходит  из того, что на рынке действуют  только две фирмы и каждая фирма  принимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Допустим, что на рынке  действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Информация о работе Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли