Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Оглавление

Введение 3
Понятие олигополии и черты олигополистического рынка 4
Становление олигополии 4
Характерные черты олигополии 5
Теория игр и модель Курно 8
Модель Курно 8
Олигополия с точки зрения теории игр 11
Методы ценовой политики и пути извлечения прибыли 13
Ценовая война 14
Картели 15
Тайный сговор 16
Лидерство в ценах 16
Ценовая накидка 17
Позитивные и негативные последствия олигополии 18
Заключение 20
Решение задачи 21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 73.91 Кб (Скачать)

Поскольку рыночный спрос  есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .

 Рисунок 1. Модель  Курно 

 

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих  фирм на поведение друг друга. На рис. 1 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рисунок 2. Кривые реакции  фирм X и Y на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.(3)

    1. Олигополия с точки зрения теории игр

В настоящее время все  большее значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр.

Теория игр – наука исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы - с нулевой и ненулевой суммами.

Наиболее известный пример некооперативной игры с нулевой  суммой -модель Курно, а с ненулевой  суммой — "дилемма заключенного". Игры с нулевой суммой называют так же антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна 0.

    С поличным поймали двух воров, которым .предъявлено обвинение в ряде краж. Перед каждым из них встает дилемма — признаваться ли в старых (недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения (1-год), а его нераскаявшийся товарищ — максимальный (10 лет). Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое снисхождение (по 6 лет заключения); если оба будут упорствовать, то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года). Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом. Перед нами — некооперативная (несогласованная) игра с ненулевой (в данном случае отрицательной) суммой. Характерной чертой этой игры является

____________________________________________

3 Экономика. Учебник/Под ред. А.С. Булатова 3-е изд.–М.: Издательство  Юристъ, 1999. – 160 с

невыгодность для обоих  участников руководствоваться своими частными (корыстными) интересами. "Дилемма  заключенного" наглядно показывает особенности олигополистического  ценообразования.

Рисунок 3. “Дилемма заключенного” 

1-й            2-й

признался

Не признался

Признался

                      -6

 

  -6

                   -10

 

-1

Не признался

                      -1

 

-10       

                     -3

 

-3


 

Допустим, одинаковый по качеству кокаин производят два колумбийский наркокартеля – Х и У. Какую  назначить цену за товар? Если обе  фирмы назначают одинаковые цены, то и выручка у них одинаковая 10 млн. уе у каждой фирмы при цене 3 уе за порцию кокаина и по 15 млн. уе при цене по 5 уе. Однако если 1 наркокартель назначит низкую, а другой -  высокую  цену, то их выручки будут сильно отличаться друг от друга – 18 млн. и 6 млн. уе. В данном случае пассивная  политика высоких цен предпочтительнее, чем конкурентная политика низких цен(4).

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________

4 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.2-е изд.-М.: НОРМА, 2001.- 255 с.

Рисунок 4.

                          Х

Y

Цена 3 уе

Цена 5 уе

Цена 3 уе

                        10 млн. уе      

10 млн.уе

                        6 млн. уе

18 млн. уе     

Цена 5 уе

                       18млн. уе

6 млн. уе

                       15 млн. уе      

15 млн. уе


 

Эти исследования дали много  интересных результатов, применимых к  отдельным случаям, не приведя к  каким-то общим выводам. Некоторые  игры разрешаются этим равновесием, некоторые нет. Некоторые приближаются к конкурентной модели с увеличением  числа фирм, некоторые нет. Некоторые приводят к эффективному разрешению (либо с точки зрения игроков, либо с точки зрения рынка), некоторые нет. Теория игр продолжает оставаться активной областью исследования олигополии(5).

3. Методы ценовой политики и пути извлечения прибыли

Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают их принципами):

    • ценовая конкуренция;
    • тайный сговор о цене;
    • лидерство в ценах;
    • ценовая накидка.

Ценовая конкуренция в  условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами на достижение рыночных ______________________________________________________________________ 5 Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова.–М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 c.

преимуществ по сравнению  с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания ценовой войны, которая чревата негативными последствиями для всех ее субъектов.

                                    3.1. Ценовая война

Ценовая война  – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: кооперативное  и некооперативное. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно  и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело. Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. В случае же некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции и именно в этой форме поведения фирм рождаются ценовые войны. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение  увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или он так думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня  средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену P=AC=MC. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю цену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку меньше конкурента.  Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне  Р=АС. Это так называемое равновесие  Бертрана. В общем на олигополистическом рынке  равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников. К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены  и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн  и их  неприятного воздействия на прибыль.

                                             3.2. Картели

Желание олигополистов не вступать в ценовые войны подталкивает их к кооперативному поведению и  способствует образованию картелей.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Картель устанавливает одинаковые для всех участников условия

(по поводу цен, объемов  производства), а так же механизм  контроля за выполнением этих  условий. Целью картеля является  повышение цен (сверх конкурентного  уровня), но не ограничение производственной  и снабженческо-сбытовой деятельности  участников. Таким образом искусственно  поднимают цены на товар, снижая  объемы продаж. Однако, у участников  картеля возникает желание максимизировать прибыль, путем увеличения объемов продаж производства, превышающей установленные картелем квоты, по высокой картельной цене. Если поведение подобного рода станет общим, то картель развалится.

В связи с тем, что  во многих странах действует антимонопольное (антитрестовское) законодательство, открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. В таких случаях соглашения заключаются  неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом используются изощренные формы камуфляжа согласованных  действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой  конкуренции между олигополистами.

                                       3.3 Тайный сговор

Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении  рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

          Тайный сговор в области ценообразования позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах минимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению с тем, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.

                                     3.4. Лидерство в ценах

Лидерство в ценах –  это одна из форм рыночного поведения  олигополистов, при которой все  конкуренты на данном рынке следуют  в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Доминирующая в олигополии фирма  в подходящий момент заявляет о повышении или понижении цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению.

Данная стратегия является средством, с помощью которого олигополисты могут фактически координировать ценовую  политику, не вступая в формальное соглашение. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы провоцирует реакцию остальных товаропроизводителей. При этом «фирма-лидер» (обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли) меняет цену, придерживаясь определенных правил:

1) ценовая корректировка осуществляется достаточно редко обычно в тех случаях, когда условия издержек и спроса изменяются значительно и во всей отрасли;

2) о корректировке цен лидер сообщает заблаговременно, добиваясь тем самым согласия на это своих конкурентов;

3) при определении цены лидер не всегда выбирает тот ее уровень, который максимизирует краткосрочные прибыли. Вероятна политика лимитирующего ценообразования, препятствующего появлению в отрасли новых конкурентов.

Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что  он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен  происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в  условиях функционирования предприятия  либо выпуска продукции.

3.5. Ценовая накидка

Наконец, цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного  процента. В дальнейшем мы будем  использовать термин «средние издержки», под которыми в долгосрочном периоде  следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для  краткосрочного периода.

Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной накидки  в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную и возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям в высокой степенью дифференциации и диверсификации выпускаемой продукции, которые становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.

Информация о работе Олигополия. Ценовая политика и максимизация прибыли