Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:12, курсовая работа
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность налога и налоговой системы
1.1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
1.2. Функции и классификация налогов……………………………….9
1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13
Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации
2.1. Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20
2.2. Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30
3.2. Налог на роскошь и НДПИ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42
Тема налога на роскошь уже достаточно долго обсуждается, и многие ведомства и организации уже провели работу и предложили альтернативные его конфигурации. Учитывая это, скорее всего, налог на роскошь будет введен. Но говорить о конкретной его конфигурации пока рано, считает Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела «Инвесткафе», так как МЭР, Минфин и РСПП предлагают различные подходы к определению роскоши. Минфин указывает, что цифра в 300 млн. рублей – это кадастровая стоимость, которая намного ниже реальной, рыночной цены недвижимости, как минимум в два раза, добавляет Сергей Варламов, партнер юридической компании «Налоговик», соглашаясь с тем, что круг потенциальных плательщиков налога на роскошь уже, чем кажется. Разработанное Минфином предложение, по мнению юриста, не охватит множество российских потребителей роскоши, поскольку имущество с кадастровой стоимостью выше 300 млн. рублей нужно еще поискать.
Безусловно, введение налога в таком размере реально, но его собираемость все равно находится под вопросом. За базу опять предлагается брать кадастровую стоимость недвижимости, которая намного ниже рыночной, но над введением «рыночного» налога на недвижимость (в том числе и роскошь) никто работать не собирается, поскольку никто не знает, как это можно реализовать. У государства нет четкой концепции оценки объектов недвижимости и транспортных средств, в том числе роскошь.
«Стоимость предмета роскоши вызывает вопросы, – указывает Сергей Варламов. – Почему именно 300 млн. рублей? Владение имуществом стоимостью 100 млн. рублей невозможно встретить среди представителей среднего класса. Поэтому стоимость оценки, предложенную Минфином, следовало бы скорректировать в сторону понижения. В противном случае не имеет смысла тратить усилия на налоговую реформу. С другой стороны, Минфин может поначалу предложить повышенную стоимость роскоши, чтобы охватить своим контролем как можно меньше налогоплательщиков. Этот налог будет новым для Федеральной налоговой службы, и для постановки процессов взимания налога фискалам нужно "потренироваться". Не исключаю, что, даже если цифры Минфина одобрят, впоследствии эта сумма может быть снижена».
Действительно, количество долларовых миллионеров в России, по данным СМИ, находится в пределах 200 тыс. человек (в том числе миллиардеров – в пределах 100 человек). Если абстрактно предположить, что имущество каждого соответствует минимальной планке 300 млн. рублей и каждый заплатит налог на роскошь, то получается 600 млрд. рублей в год. Доходы российского бюджета в 2011 году составили 11,35 трлн. рублей. То есть предполагается, что введение налога на роскошь будет ежегодно привносить в казну около 5%.
Однако такой специфический вид налога, как налог на роскошь, тем более с настолько высоким стоимостным порогом, вряд ли что-то принципиально изменит, уверен эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков, так как под него попадет собственность довольно ограниченного круга лиц, а, во-вторых, есть подозрение, что многие из них найдут различные предлоги для неуплаты налога. Собственность, например, может быть зарегистрирована за рубежом или оформлена на юридические лица. Неясно также, кто и как будет определять рыночную стоимость «роскошного» имущества (кроме дорогих автомобилей и недвижимости, где существующий налог может быть просто «докручен» на 1%) – яхт, ювелирных изделий и т.д.
Для России полезный эффект от возможного введения такого налога может быть нивелирован негативными последствиями, в частности, новыми коррупционными рисками, замедлением развития в стране элитных сегментов автомобильного рынка и рынка недвижимости. Возможно, более разумным вариантом было бы введение повышенной ставки НДС на дорогостоящие люксовые товары. [16]
«Дополнительные доходы в 2013 году составят 36 млрд. рублей, в 2014 году - 134,3 млрд. рублей, в 2015 году - 270,3 млрд. рублей», - заявил по итогам заседания правительства РФ заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. При этом чиновник подчеркнул, что речь идет не только о «Газпроме», а об отрасли в целом.
«Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для "Газпрома" в первой половине 2013 года составит 582 рубля, во второй половине — 670 рублей, в первом полугодии 2014 года — 717 рублей, во втором — 859 рублей, с начала 2015 — 886 рублей, а со второй половины года 1062», — сообщил Сергей Шаталов. Для независимых производителей, по его словам, ставка НДПИ также будет расти каждые полгода и составит 265 рублей, 445 рублей, 456 рублей, 726 рублей, 726 рублей, 1049 рублей соответственно.
По словам заммнистра, по этой формуле НДПИ может индексироваться и после 2015 года. Скорее всего, в 2016-2017 годах коэффициент отношения ставок налога для «Газпрома» и независимых производителей составит единицу, так как в этот период отрасль должна выйти на равнодоходность. «К 2015 году мы еще к этому не придем, а к 2017 придем, и ставки будут совершенно одинаковые», — уточнил Шаталов.
По оценкам Минфина, бюджет России в 2013 году может получить от дополнительной индексации НДПИ на газ доходы в размере около 50 млрд. рублей, а в 2014 году — еще 150 млрд. рублей, напоминает аналитик ИК «ТРЕЙД-ПОРТАЛ» Алексей Рыбаков. «С абсолютной точки зрения это немного, но с точки зрения прецедента, новость, конечно негативная: котировки ОАО "НоваТЭК" сегодня теряют более восьми процентов. Ведь фактически приравнивание налоговых ставок к основному монополисту означает лишь тот факт, что дешевого газа в стране мы никогда не увидим. Он станет еще дороже для промышленности и для населения — издержки всегда платит потребитель, — отмечает он. — Рынок после этих заявлений официально станет олигополией, где конкуренция и развитие не будут на переднем плане, компании просто будут почивать на лаврах. Мелкие и средние компании из данного сектора, вероятнее всего, будут поглощены».
Для «Газпрома», полагает Рыбаков, новость в целом нейтральная, т.к. свою нишу он давно занял, экспансию и угрозу со стороны независимых производителей мог ожидать лишь в далеком будущем.
Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг полагает, что принятое правительством решение можно считать победой «Газпрома» в том плане, что теперь налоговая нагрузка на отрасль будет распределена более равномерно, так как ранее был выбран подход некой «дискриминации» против «Газпрома». «К тому же, "Газпром" может экспортировать газ, в отличие от независимых производителей, тем самым компенсируя рост налоговых расходов, — говорит он. — К стагнации отрасли это не должно привести, но приведет к задержкам в реализации газовых программ независимых производителей. Рост налоговой нагрузки на отрасль в целом приведет к тому, что производители газа будут чаще требовать льготы при разработке менее рентабельных месторождений в новых провинциях. Из-за предлагаемого повышения НДПИ, EBITDA "НоваТЭКа" в 2015 году снизится на 20-25%, что негативно отразится на акциях компании, в прогнозы относительно которой закладывался рост НДПИ на уровне инфляции».
«Полагаю, что Минфин исходит из того, что к 2015 году доля независимых производителей на российском газовом рынке существенно возрастет, и их налоговое стимулирование уже перестанет оставаться актуальной задачей, — считает аналитик ИК "ФИНАМ" Роман Беседовский. — В принципе, такие предположения, учитывая темпы увеличения доли "частников", с одной стороны, и слабую заинтересованность в развитии бизнеса "Газпрома" на низкорентабельном внутреннем рынке, с другой, на мой взгляд, являются вполне оправданными. Победой такое решение для "Газпрома" можно считать лишь косвенно, т.к. в равные конкурентные условия с точки зрения налоговой нагрузки газовый концерн и частные производители будут поставлены только через несколько лет. С другой стороны, лучше поздно, чем никогда. Стимулом для выравнивания нагрузки в 2015 г. стало стремление государства повысить объем валовых налоговых сборов со всей газовой отрасли».
Государство руководствуется как минимум несколькими мотивами, принимая решение о повышении ставок НДПИ для газовой отрасли, отмечает Роман Беседовский. «Основной мотив — повышение объемов налоговых сборов в бюджет. Только "Газпром", по разным оценкам, должен будет переплатить более чем в 450 млрд. рублей в перспективе ближайших лет, а с учетом независимых производителей сумма оказывается еще более впечатляющей. Как нам известно, правительству эти деньги будут весьма необходимы, учитывая высокий уровень расходов казны — прежде всего, на социальную и военную сферы. Другой мотив принятия решения о повышении ставок НДПИ — стремление государства либерализовать внутренний рынок, уменьшить на нем долю "Газпрома", способствуя таким образом росту насыщенности конкурентной среды в газовой отрасли».
Что касается стагнации российской газовой отрасли, то аналитик ее не ожидает. «Темпы роста ставки НДПИ для независимых производителей, хотя и достаточно высоки, но являются существенно более мягкими, чем для "Газпрома". Как газовый концерн, так и остальные участники рынка, на мой взгляд, скорректируют свои инвестиционные программы на сумму увеличения НДПИ, возможно, уменьшится и объем дивидендных выплат, — говорит он. — Такая политика позволит прежде всего "Газпрому" в значительной степени нивелировать негативный эффект от предложенных правительством мер по повышению налоговой нагрузки. Сам факт уменьшения объемов капвложений участниками рынка для развития газовой отрасли является скорее негативным фактором, однако степень его влияния не является критической».
Повышение НДПИ сказывается на размере получаемой прибыли, но скорее всего не в тех масштабах, чтобы говорить о стагнации, — отмечает он. — Сама идея внедрения механизма выравнивания налоговой нагрузки обсуждается около 5 лет. Налоговые поступления от нефтяной отрасли всегда были гораздо выше, чем от газовой. Но НДПИ для газовой отрасли было меньше нефтяной ввиду больших инвестиционных программ. В данном случае будут налоговые преференции при разработке новых месторождений. Если говорить о последствиях для потребителей, то цены могут вырасти для стран, в цену поставок которых не включена таможенная составляющая — Белоруссия, Украина, Турция. В то же время повышение цен не может быть безграничным». [15]
Заключение
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Следует сказать, что налоговая система России создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:
Система налогообложения должна учитывать достижения науки и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей ситуации.
В новой налоговой системе, исходя из федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку,
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.
Список используемой литературы
Информация о работе Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования