Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность налога и налоговой системы
1.1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
1.2. Функции и классификация налогов……………………………….9
1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13
Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации
2.1. Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20
2.2. Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30
3.2. Налог на роскошь и НДПИ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Таким образом, налоговая система – система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

К системообразующим условиям (факторам) относятся: собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства; законодательная база для строительства налоговой системы; механизм установления и ввода в действие налогов и сборов; виды налогов; порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы; система налоговых органов; формы и методы налогового контроля и т.д. [4]

Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения:

А) разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;

Б) система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;

В) система равных прав налогообложения.

Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объемами внутренней и внешней торговли.

Полная ставка налогообложения (ПСН) – показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения, предназначен для измерения налоговой нагрузки. Рассчитывается ПСН как отношений общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, полученной обществом в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.

Расчеты Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения показывают, что размер ПСН в России почти за все годы после внедрения новой налоговой системы превышает уровень «налоговой ловушки» - 40% (когда инвестирование производства становится невыгодным) и колеблется от 50 до 60 %, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.

 Налоговое бремя – это показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика при данной налоговой системе. Оно представляет собой отношение общей суммы налоговых платежей к валовому внутреннему продукту (ВВП), которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета.

Структура налоговых поступлений в России отличается от большинства развитых стран тем, что здесь, как нигде в мире, низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях – ниже 40% и высока доля косвенных налогов – более 60%.

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – другой не менее важный экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина данного показателя в России составляет 2:1.

Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра. [10, с 115].

Различные страны строят свою систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во много зависят от приверженности к той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

    • система и принципы налогового законодательства;
    • принципы налоговой политики;
    • порядок установления и ввода в действие налогов;
    • виды налогов и общие элементы налогов;
    • порядок распределения налогов по бюджетам;
    • система налоговых органов;
    • формы и методы налогового контроля;
    • права и ответственность участников налоговых отношений;
    • порядок и условия налогового производства.

Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

  • фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
  • экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
  • социальная – снижение через систему налогообложения неравенств в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
  • экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
  • контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
  • международная – заключение с другими странами соглашений об избегании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепций налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системы. налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

Принципом единства налоговой системы. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств [ст.3 НК]. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

Принципом равенства правовых статусов субъектов Федерации. В основу построения налоговой системы должен быть заложен налоговый федерализм, т.е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. В России этот принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги и сборы). Законодательно [п.5 ст.3 НК] четко определены полномочия и правовые основы взимания налогов разных уровней.

Принципом подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и не всегда предсказуемыми изменениями законодательства.

Принципом стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Данный принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Принципом множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

Принципом исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления [ст.12 НК]. существует также запрет на дискриминацию налогоплательщиков по каким-либо основаниям. Так, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала [ст.3 НК]. Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных НК.

Принципом гармонизации налогообложения с другими странами. Многие налоги, присущие экономически развитым странам, включены в налоговую систему России. Эта тенденция позволяет в дальнейшем Российской Федерации быть членом мировых экономических сообществ, а в настоящее время способствует устранению двойного налогообложения. [9, с 89]

 

Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации

 

2.1. Динамика налоговой системы за 2011 год

 

Об итогах работы налоговых органов по поступлению доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 9 месяцев 2011 года

Динамика налоговых поступлений зеркально отображает процессы, происходящие в экономике. Рост экономической и финансовой активности в сочетании с проводимыми мероприятиями по налоговому администрированию позволили обеспечить стабильный рост налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в текущем периоде 2011 года.

За январь – сентябрь 2011 года налоговыми органами обеспечено поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в размере 79,1 млрд.руб. (без учета единого социального налога, который не администрируется налоговыми органами с 01.01.2010 года).

Относительно аналогичного периода прошлого года поступления увеличились на 21,3 млрд. руб. или на 36,9%; уровень поступления налогов аналогичного периода 2008 года, в котором зафиксирован наибольший объем налоговых платежей, не достигнут только на 1,6% или на 1,3 млрд.рублей. 
Из них более половины доходов (57%) поступило в федеральный бюджет  - 44,8 млрд. руб., что больше в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. 
Доходы консолидированного бюджета республики возросли на 25,5% и составили 34,3 млрд. рублей.

При этом рост поступлений в текущем году достигнут не только за счет роста цены на нефть.

Без учета налога на добычу нефти (далее – НДПИ на нефть) поступления по сравнению с прошлым годом увеличились на 41,1%, а в федеральный бюджет почти в 2 раза.

Доходы от НДПИ на нефть составляют 37% в общей сумме поступлений в бюджеты всех уровней, рост поступлений по налогу зафиксирован на уровне 30 процентов.

Одновременно высокая динамика наблюдается по налогу на прибыль организаций (рост в 1,6 раза) и по НДС (рост в 1,7 раза). На долю этих налогов приходится 20% и 15% соответственно.

Снижение поступлений показали только налоги на имущество – в целом на 5,5%, что связано с уменьшением почти на 300 млн. руб. налоговых обязательств по налогу на имущество организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения (составляет 82% от общей суммы поступлений по данной категории налогов). Это объясняется увеличением суммы заявленных плательщиками налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Основными источниками формирования консолидированного бюджета региона, по-прежнему, являются налог на прибыль и НДФЛ, удельный вес которых составляет 39% и 35% соответственно.

Рост поступлений по налогу на прибыль (в 1,5 раза), НДФЛ (почти на 12%), акцизов (в 1,5 раза) обеспечил темп роста поступлений в территориальный бюджет на уровне 125,5% (на 7 млрд. рублей).

В результате за 9 месяцев текущего года доходы консолидированного бюджета республики, администриуемые ФНС России, исполнены в размере 34,3 млрд.рублей.

Из них в местные бюджеты зачислено 6,2 млрд.руб., что больше аналогичного периода 2010 года на 16% и превысило уровень 2008 года на 31 процент.

Основной налог, обеспечивающий доходы местных бюджетов и их прирост, это – НДФЛ, удельный вес которого составляет 78%.  
Стабилизация поступлений по налогу наблюдается с начала текущего года, впервые после кризисных и посткризисных периодов 2009-2010 годов.

Информация о работе Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования