Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность налога и налоговой системы
1.1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
1.2. Функции и классификация налогов……………………………….9
1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13
Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации
2.1. Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20
2.2. Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30
3.2. Налог на роскошь и НДПИ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Функции и классификация налогов

 

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

 Функция налога – это способ  выражения сущностных свойств  налога. Функция показывает, как  реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции налоговой системы являются выражением её внутренней сущности:

1. Фискальная (распределительная) функция  налогов. Посредством этой функции  реализуется основное общественное название налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.

В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

До появления государств, основанных на демократических принципах, налоговые отношения носили исключительно фискальный характер. При установлении  налогов не учитывались какие-либо социально справедливые формы налогообложения. С развитием демократических государств фискальную функцию налогов дополнили элементами распределительности и социальной справедливости. В результате этого сущность налогов стала проявляться как отношения, возникающие между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения денежных средств, полученных в результате их хозяйственной деятельности. На практике это происходит в виде формирования государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондов денежных средств, необходимых для финансирования общественных потребностей. Направлениями использования этих средств являются обеспечение затрат, осуществляемых государством на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержка внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

2. Регулирующая функция налогов.  Данная функция призвана решать  посредством налоговых механизмов  те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность, но и отношения экономических агентов между собой.

В случае нарушения соотношения между денежной массой, находящейся в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в сфере обращения средств, не подкрепленных товаром, государство может усилить роль косвенного налогообложения для изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.

3. Социальная функция затрагивает  проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

  • использования прогрессивной шкалы налогообложения;
  • применения налоговых скидок;
  • введение акцизов на предметы роскоши;
  • введение в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды.

Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Социальная функция  обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.

4. Контролирующая функция. Сущность  ее состоит в количественном  отражении и соответствии налоговых  платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.

Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. [10, с 33]

Классификация налогов – группировка законодательно установленных налогов, сборов и платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца. Впоследствии А. Смит исходя из факторов производства дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя другими налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя. [10, с 40].

Один из возможных вариантов классификации налогов представлен ниже. Он предусматривает рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям:

  1. по способу взимания различают прямые и косвенные налоги:

а) прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

б) косвенные налоги включаются  в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объекта взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

    1. в зависимости от органа власти, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

а) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

б) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

    1. по целевой направленности введения налогов различают:

а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

б) целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается внебюджетный фонд.

    1. в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

в) смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

    1. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж различают:

а) закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

б) регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

    1. по порядку ведения налоговые платежи делятся на:

а) общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

б) факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

    1. по срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

б) периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

а) налоги, построенные по принципу резиденства;

б) налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям, расходы по уплате налогов:

    • включаются полностью или частично в себестоимость продукции;
    • включаются в цену продукции;
    • относятся на финансовый результат;
    • уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
    • финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
    • удерживаются их доходов работника. [9, с 24-27]

 

1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации.

 

Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов.  [8, с 50]

Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.д.

В настоящее время в литературе преобладает мнение о том, что налоговая система – это система действий, связанных с обязательным изъятием части ВВП в пользу государства и муниципалитетов. Ограниченность этого подхода состоит в отходе от той закономерности, что налоговые отношения представляют собой одну из подсистем экономических отношений. Между тем политико-экономический подход требует анализа именно этого аспекта проблемы, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связывая налоговые отношения с экономическими интересами общества.

Известно, что экономические отношения охватывают отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления производимых в обществе материальных благ, характер которых определяется преимуществом той или иной формы собственности или их соотношением, сложившимся в обществе. Экономической системе современного общества присуще многообразие форм собственности на факторы производства и на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Для гармоничного развития общества хозяйствующим субъектам необходимо внести в бюджет налоги и другие обязательные платежи для покрытия затрат, осуществляемых государством в целях достижения интересов общества в целом и каждого хозяйствующего субъекта, а также гражданина в отдельности. Это означает, что в процессе общественного воспроизводства должно происходить отчуждение части дохода хозяйствующего субъекта в пользу общества. Отчуждения средств обособленного от государства собственника и механизм их передачи государству входят в функции налоговой системы и определяют характер налоговых отношений.

Налоговые отношения в распределительной фазе процесса воспроизводства воздействуют посредством прямых и обратных связей и на другие фазы данного процесса (производство, обмен и потребление).

Отношения собственности непосредственно связаны с налоговыми отношениями, сущность которых заключается в перераспределении дохода налогоплательщика в процессе перехода права собственности на часть его дохода к властным институтам общества. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что налоговые отношения входят в систему экономических отношений.

Налоговая система может быть рассмотрена как система отношений между государством и плательщиками налогов, проявляющаяся через их действия, которые соотносятся как объективное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает особую значимость функций налогов, базирующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.

Информация о работе Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования