Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:12, курсовая работа
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность налога и налоговой системы
1.1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
1.2. Функции и классификация налогов……………………………….9
1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13
Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации
2.1. Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20
2.2. Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30
3.2. Налог на роскошь и НДПИ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42
В настоящее время в налоговых инспекциях продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное обеспечение, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровней динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.
Однако в настоящий момент имеется достаточное количество примеров, когда в ряде налоговых органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы отбора, применение которых даже на имеющейся далеко не самой совершенной технической базе приносит весьма ощутимые результаты.
Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых предприятий, когда ограниченное число работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, проверка которых могла бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.
Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.
Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции. [13, с. 14, 36]
Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
В ближайшие три года Россия предпримет налоговый маневр. Он будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических лиц. Налоги роскошь и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить. Такой главный посыл содержится в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Семьи еще больше сэкономят на покупке квартиры. Так, уже с 2013 года, Минфин предлагает увеличить максимальный имущественный налоговый вычет при покупке квартиры или дома гражданами, физлицами. Вычет в сумме по 260 тысяч рублей сможет получить каждый совладелец. До сих пор эта сумма делилась между всеми покупателями, исходя из их доли.
В документе также впервые появился расклад о принципах введения в России налога на недвижимость физлиц, которым принадлежат земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения. В качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество минфин предлагает использовать кадастровую стоимость квартиры, коттеджа или дачи. При этом речи о едином объекте недвижимости, включающем земельный участок и расположенные на нем здания, пока нет. Но зато всем владельцам недвижимости предлагается предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. Например, стандартный налоговый вычет в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров будут получать все без исключения налогоплательщики. А социальные вычеты - только отдельные категории населения. Среди них пенсионеры, Герои России и СССР, инвалиды I и II групп инвалидности, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий и другие. Вычет возможен будет только по одному объекту недвижимости. Но на выбор хозяев. [19]
Сроки введения в России налога на недвижимость, уточняет Минфин, напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства. Поскольку определение эффективных налоговых ставок и установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы - кадастровой стоимости объектов всех объектов недвижимости в стране. Вместе с тем, как рассчитывают в Минфине, оценка объектов капитального строительства будет завершена уже к концу 2012 года. [6]
Отдельно оговаривается в "направлениях" и налогообложение престижного потребления. Впрочем, проблему налогов "на роскошь" Минфин предлагает решать в рамках налога на недвижимое имущество. В частности, налогом на роскошь со ставкой один процент (без возможности ее снижения на местном уровне) предлагается облагать имущество физлиц, совокупная кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей. При этом подчеркивается, что повышенная налоговая ставка к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником объектов - организации или физические лица, а также независимо от количества собственников. Это исключит махинации. Однако, по мнению партнера юридической компании "Налоговик" Сергея Варламова, имущество с кадастровой стоимостью выше 300 миллионов рублей в России нужно будет еще поискать, поэтому платить повышенный налог будут единицы.
А вот за домами и квартирами, стоимость которых меньше этой суммы, будут сохранены ныне действующие ставки - 0,3-1,5 процента по земельному налогу и 0,01-0,05 процента по налогу на недвижимость.
Помимо этого, начиная с 2013 года, будет введена минимальная ставка транспортного налога (также без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации). Для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. - в размере 300 рублей с одной "лошади". Причем, регионы будут вправе поднимать эту ставку, исходя из необходимости.
В пять раз предлагается увеличить и средние ставки налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.). Здесь министерство учло пожелания экспертов. И вводит ставки только для транспортных средств, произведенных после 2000 года. От повышенного налога Минфин освободил спортивные автомобили и мотоциклы, предназначенные для спортивных состязаний. [18]
Эксперт "РГ" Сергей Варламов, между тем, задается вопросом, почему в списке машин, на которые увеличены ставки, не оказалось других транспортных средств? Ведь транспортный налог берется еще и с самолетов, вертолетов, теплоходов, снегоходов и гидроциклов. По его мнению, такие меры не окажут эффекта из-за "точечного" применения.
Отдельную главу в документе Минфин посвятил и алкогольно-табачной продукции. При этом министерство значительно сократило темпы роста акцизов в 2015 году. Как говорится в материалах, акцизы на табак и алкоголь повысятся в 2015 году на 12 процентов. Это ниже показателей, которые запланированы на 2013-2014 годы (33 и 25 процентов - рост акцизов на алкоголь, 50 и 45 процента - на сигареты).
Минфин впервые предлагает поддержать плательщиков налога на доходы физических лиц. Так, с 2013 года могут быть освобождены от налогообложения (НДФЛ) такие социально значимые доходы, как гранты Президента России, выделяемых молодым российским ученым для проведения научных исследований. Не будут брать налог с единовременных выплат безработным, если те получают финансовую помощь от государства в рамках содействия самозанятости, а также с бюджетных субсидий, предоставляемых фермерам без образования юридического лица.
Многодетных граждан, приобретающих бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, тоже освободят от оброка. И физлица, за которых лечение оплатит работодатель или бюджет, не будут платить за эту сумму НДФЛ. Одновременно Минфин считает, что необходимо исключить ограничения по сумме, связанные с доходами, которые в виде помощи и подарков, получают ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, и в целом, социально незащищенные граждане.
Предлагается также упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий тех физических лиц, которые занимают выборные должности. Речь идет в первую очередь о депутатах.
Еще одна мера будущей налоговой политики - сокращение неэффективных налоговых льгот. Одна из самых болезненных, позиций, которая может привести к росту цен, по оценкам самого Минфина, считается отмена льгот по налогу на имущество организаций, если это железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач. "Это может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте. И, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ", предостерегают в документе. И предлагают "растянуть" отмену льгот по налогу на имущество организаций на семь лет, поэтапно вводя пониженные предельные налоговые ставки. [18]
"Например, отмена льгот "Газпрому", - прогнозирует эксперт "РГ" Сергей Варламов, - скорее всего, приведет к росту цен у монополиста. И если его конкуренты не смогут или не захотят играть на снижение цен, то инфляция вырастет только за счет присутствия в цене каждого товара стоимости нефтепродуктов (полимерное сырье, бензин, услуги ЖКХ и т.п.).
В документе специальный раздел посвящен мерам, предусматривающим повышение доходов бюджета. Например, представлены схемы взимания налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа. С 1 июля 2013 года НДПИ на голубое топливо будет собираться таким образом, что у производителей изымут 80 процентов дополнительных доходов, получаемых от реализации топлива на внутреннем рынке при увеличении оптовых цен свыше прогнозируемого уровня инфляции. Кстати, ставки акцизов на моторное топливо в 2013 и 2014 годах будут сохранены на уровне, определенным Налоговым кодексом, но в 2015 году - повышены на 10 процентов. [19]
Среди мер стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала Минфин настаивает на сохранении с 2014 года ставки страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на уровне 30 процентов от фонда оплаты труда с зарплаты ниже 512 тысяч рублей, с зарплат выше этого порога - 10 процентов. Предложенное недавно министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной снижение страховых взносов до 28 процентов в ведомстве не поддержали.
Эксперты "РГ" сходятся в том, что сохранение страхового тарифа в 30 процентов по социальным платежам вместо ожидаемого его повышения наверняка будет положительно расценено бизнес сообществом, поскольку не увеличивает объем обязательных платежей. Однако граждане наверняка будут встревожены таким решением - ведь новых источников пополнения бюджета Пенсионного фонда России пока не найдено, и вопрос повышения пенсионного возраста может снова стать актуальным.
Минфин планирует совершенствовать специальные налоговые режимы для малого бизнеса, где на первый план выходит патентная система.
90 процентов поступлений от
Идет речь и о снижении тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, и о совершенствовании амортизационной политики, и о поддержке плательщиков налога на доходы физических лиц.
Интересен раздел об оценке величины налоговой нагрузки. Минфин делает вывод: при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. И предупреждает, что величина налоговых поступлений в бюджет не является корректным критерием оценки динамики фискальной нагрузки на бизнес.
Тем временем, по расчетам министерства, налоговые доходы в нашей стране за шесть лет снизились с 36,5 процента ВВП в 2005 году до 35,6 процента по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять сборы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
3.2. Налог на роскошь и НДПИ
По заявлению заместителя директора налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Сергея Разгулина, выступая на российском налоговом саммите, Минфин предлагает облагать налогом на роскошь со ставкой 1% имущество физических лиц, совокупная кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. рублей. По словам чиновника, такие предложения содержатся в основных направлениях налоговой политики РФ на 2013-2015 годы.
«Налогоплательщиками будут признаваться физические лица, а объектом налогообложения будут жилые дома, квартиры, жилые строения и земельные участки. Налоговой базой будет являться кадастровая стоимость этих объектов», – пояснил Сергей Разгулин.
В отношении имущества, совокупная кадастровая стоимость которого составляет менее 300 млн. рублей, Минфин предлагает сохранить действующие ставки, которые составляют 0,3-1,5% по земельному налогу и 0,01-0,05% по налогу на недвижимость. При этом введение новых правил, отметил чиновник, будет возможно не ранее 2014 года на тех территориях, где к этому времени будет завершена кадастровая оценка недвижимости. Пока же речи о едином объекте недвижимости, включающем земельный участок и расположенные на нем здания, не идет.
Информация о работе Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования