Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность налога и налоговой системы
1.1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
1.2. Функции и классификация налогов……………………………….9
1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13
Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации
2.1. Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20
2.2. Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30
3.2. Налог на роскошь и НДПИ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Так, темп роста по налогу в текущем году превышает темп роста среднемесячной начисленной заработной платы примерно на 3%, что отличается от динамики, сложившейся в прошлом году (когда темп роста НДФЛ не достигал темпа зарплаты на 3 процента). Это связано со снижением негативных явлений, которые значительно оказывали влияние на динамику поступлений в 2009 - 2010 годах, таких как задолженность организаций перед работниками по зарплате, сокращение численности работников организаций, снижение выплат, в том числе стимулирующего характера, нахождение работников в вынужденных отпусках без сохранения зарплаты.

Также динамика поступлений в местные бюджеты определена увеличением доходов от налогов на совокупный доход на 142 млн.руб. или на 19% (в том числе за счет изменения кодов бюджетной классификации и нормативов отчисления по уровням бюджетной системы Российской Федерации дополнительно поступило в местные бюджеты от налогов на совокупный доход 85 млн.рублей). На налоги на совокупный доход приходится 15% от общей суммы поступлений в местные бюджеты.

Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог) составляют 7 % в общем объеме доходов в местные бюджеты. При этом, по сравнению с прошлым годом доля этих налогов в местном бюджете увеличилась почти в 2 раза (рост поступлений на 190 млн.рублей). В первую очередь, это связано с тем, что с 01.01.2011 в местные бюджеты производится отчисление в размере 50% от общей суммы поступлений транспортного налога (до 01.01.2011 налог полностью зачислялся в республиканский бюджет Республики Коми). Увеличение поступлений в местные бюджеты за счет транспортного налога составило 236 млн. рублей. 

Одновременно на 39 млн. руб. (или в 3,4 раза) снизились поступления по налогу на имущество физических лиц, что объясняется отсутствием в 2011 году срока уплаты по налогу. 

В целом налог на имущество физических лиц и транспортный налог с физических лиц составляют 1% в доходах консолидированного бюджета республики и 3% в доходах местных бюджетов. [5]

В 2011 году физическими лицами перечислено транспортного налога на 72 млн. руб. больше чем в прошлом году, рост на 29 процентов. Это связано с увеличением ставки транспортного налога, а также с устойчивым ростом уровня собираемости налога налоговыми органами. Так, в 2009 году процент собираемости транспортного налога с физических лиц составил 83,2 %, в 2010 году – 88,8%,  в 2011 году от физических лиц поступило 90,2% подлежащего уплате налога.  

В связи с этим, одной из задач налоговых органов остается повышение качества информирования и обслуживания налогоплательщиков, удобства для налогоплательщиков отдельных процедур налогового администрирования, совершенствование информационного обслуживания и консультирования, рост профессионализма и компетентности сотрудников налоговых инспекций. [17]

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в мае 2011 года составили 216,1 млрд. рублей и по сравнению с маем 2010 года выросли в 1,7 раза. За январь-май 2011 года поступило 1 071,1 млрд. рублей – на 35,0% больше, чем в январе-мае 2010 года.

Из общей суммы января-мая 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 134,2 млрд. рублей (13%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 936,9 млрд. рублей (87%). В январе-мае 2010 года указанное соотношение также составляло 13% и 87% соответственно.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в мае 2011 года поступило 102,8 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в мае 2010 года;

за январь-май 2011 года поступило 706,9 млрд. рублей – на 27,8% больше, чем в январе-мае 2010 года.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в мае 2011 года поступило 8,1 млрд. рублей, или в 2,4 раза больше, чем в мае 2010 года;

за январь-май 2011 года поступило 35,4 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе-мае 2010 года.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в мае 2011 года 49,9 млрд. рублей и выросли относительно мая 2010 года на 31,5%;

за январь-май 2011 года поступило 223,5 млрд. рублей – на 29,6% больше, чем в январе-мае 2010 года.

Из общей суммы января-мая 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 84,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –138,7 млрд. рублей (62%). 

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в мае 2011 года 177,3 млрд. рублей, что на 48,7% больше, чем в мае 2010 года;

за январь-май 2011 года поступило 790,3 млрд. рублей – на 39,8% больше, чем в январе-мае 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть (с 76,1$ в декабре 2009 года – апреле 2010 года до 103,1$ в декабре 2010 года – апреле 2011 года, или на 35,5%).

Из общей суммы января-мая 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 778,0 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 12,3 млрд. рублей (2%).

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в мае 2011 года 73,9 млрд. рублей, что на 6,2% больше, чем в мае 2010 года;

за январь-май 2011 года поступило 318,1 млрд. рублей – на 9,6% больше, чем в январе-мае 2010 года.

При этом налога на имущество физических лиц поступило 2,3 млрд. рублей, или на 0,2% больше, чем в январе-мае 2010 года. 
Налога на имущество организаций поступило 222,9 млрд. рублей (70,1% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 11,3% больше, чем в январе-мае 2010 года.

Транспортного налога в январе-мае 2011 года поступило 37,4 млрд. рублей (11,7% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 5,1% меньше, чем в январе-мае 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-мае 2011 года составили 55,6 млрд. рублей (17,5% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-мая 2010 года на 14,8%.

Замедление (снижение) темпов роста поступлений имущественных налогов, обусловлено изменением (сближением) с января 2011 года сроков уплаты имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами.

В федеральный бюджет в мае 2011 года поступило 338,6 млрд. рублей – в 1,6 раза больше, чем в мае 2010 года;

за январь-май 2011 года поступления составили 1 761,1 млрд. рублей - на 33,7% больше, чем в январе-мае 2010 года.

 

2.2.        Налоговый контроль Российской Федерации

 

Сущность налогового контроля, как составляющая финансового контроля, представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и проведения, и обусловленная, главным образом, мобилизацией в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей, реализуя таким образом главную функцию налогов - фискальную.

Налоговый контроль охватывает все сектора деловой активности общества путем проверки правильности исчисления законодательно установленных налогов и составления налоговых деклараций, а также при предоставлении субъектам хозяйствования и физическим лицам налоговых льгот. Следовательно, объектом налогового контроля выступает не только налоговая сфера, но вся финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов и граждан, связанная с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. [12, с 75]

Государственный налоговый контроль является реализацией права государства защищать финансовые интересы в части формирования доходов государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также финансовые интересы субъектов хозяйствования посредством налогового регулирования через систему законодательных, административных правоохранительных мер.

Контроль над сбором налогов предполагает всеобъемлющий учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, отслеживание результатов финансово-хозяйственной деятельности, хозяйственных операций. Без соответствующей информации о хозяйствующих субъектах и гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в бюджет. Условием осуществления налогового контроля является информационность, причем активную роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы призваны играть субъекты налогового контроля. Существующая практика работы налоговых органов подтверждает необходимость приоритетного развития всеобъемлющей системы информации в налоговом контроле.

Организационная структура органов налогового контроля Российской Федерации строится на компромиссном сочетании существующих методов. При этом постоянно видоизменяется и совершенствуется, исходя из задач и конкретных целей налогового контроля. В последние годы появилась тенденция формирования структурных подразделений органов налогового контроля по территориальному признаку, что способствует проведению более качественного учета налогоплательщиков, своевременному выявлению фактов уклонения от регистрации в налоговых органах и уплаты налогов.

Формой проведения налогового контроля выступают налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Выездная налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе проведения камерального контроля. Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах. Как показывает практика, удельный вес дополнительно начисленных в ходе выездных проверок сумм налогов и финансовых санкций составляет около 70% сумм, дополнительно начисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов.

Выездная налоговая проверка одновременно является и наиболее трудоемкой проверкой, требующей больших затрат рабочего времени сотрудников и высокого уровня их квалификации. В связи с этим ее проведение целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на ее проведение многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных налогоплательщику налогов. [12, с. 43]

Причинами безрезультативности выездных проверок являются: необоснованный отбор объекта для выездной проверки; не проведение (не качественное проведение) предпроверочного анализа всей имеющейся информации о налогоплательщике, полученной из внутренних и внешних источников, и некачественное проведение самой проверки.

Не на должном уровне в отдельных инспекциях организована работа по проведению мероприятий налогового контроля при проведении выездных налоговых проверок:

- проверки проведены без мероприятий  налогового контроля, т.е. без проведения  инвентаризации имущества, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, допроса свидетелей,

- истребования у контрагентов  документов (информации) о налогоплательщике, без привлечения экспертов и специалистов. 

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

  1. наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  2. применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  3. использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;
  4. увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Приоритетными для выездных проверок являются следующие категории предприятий:

  1. организации, допустившие значительное изменение финансово-хозяйственных показателей, отрицательно повлиявшие на финансовый результат. Отбор осуществляется на основании анализа уровней и динамики финансовых показателей по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Анализ позволяет изучить динамику изменения показателей за ряд отчетных периодов, а также влияние факторов на отклонение прибыли и ее составляющих от уровня прошлого года;
  2. налогоплательщики, допустившие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов. С целью определения существования скрытых источников средств, проводится сравнительный анализ финансовых результатов деятельности аналогичных организаций;
  3. налогоплательщики, у которых выявлены нарушения налогового законодательства по результатам предыдущей проверки, повлекшей начисления финансовых санкций;
  4. плательщики, пользующиеся налоговыми льготами по бюджетам различных уровней;
  5. предприятия, представляющие нулевой баланс;
  6. налогоплательщики, уклоняющиеся от предъявления отчетности;
  7. налогоплательщики, имеющие более трех расчетных, текущих и других счетов, а также валютные счета;
  8. предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность по поступившим сведениям таможенных органов об экспортно-импортных операциях, а также банков по средствам, осуществленным по предоплате и не возвращенным в течение 180 дней в случае непоставки импортных товаров;
  9. организации, предложенные к проверке структурными подразделениями инспекции при наличии фактов, вызывающих подозрение в отношении достоверности бухгалтерской отчетов и налоговых расчетов. А также предприятия, допускающие нарушения законодательства применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью;
  10. предприятия, на которые поступила информация от правоохранительных органов, от Госкомимущества, Госкомзема, Комитета по природным ресурсам, а также от других налоговых инспекций по результатам контрольной работы. [7, с. 80]

Информация о работе Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования