Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность налога и налоговой системы
1.1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
1.2. Функции и классификация налогов……………………………….9
1.3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13
Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации
2.1. Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20
2.2. Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы
3.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30
3.2. Налог на роскошь и НДПИ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА 
имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА 
(ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева)

 
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра: Экономики и статистики

Дисциплина: Экономическая теория

Курсовая работа на тему: «Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 16группы

экономического факультета

Цьомко Александра

 

Проверил:

 Ассистент кафедры

«экономики и статистики»

Митенкова Татьяна Александровна

 

 

 

 

Калуга,2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Сущность налога и налоговой системы

    1. Сущность, понятие и определение налога……………………......5
    2. Функции и классификация налогов……………………………….9
    3. Понятие налоговой системы и принципы организации………..13

Глава 2. Состояние налоговой системы Российской Федерации

 2.1.        Динамика налогообложения за 2011 год………………………..20

2.2.        Налоговый контроль Российской Федерации…………………..24

Глава 3. Тенденции развития налоговой системы

3.1.        Основные направления  налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………30

3.2.        Налог на  роскошь и НДПИ……………………………………….34

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………………….42

 

Введение

 

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения, проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России, рассмотреть тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

1. Изучить понятия налога и налоговой системы; описать функции, классификацию налогов; принципы налогообложения; рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования; описать формирование налоговой системы Российской Федерации.

2. Рассмотреть социально-экономическое  влияние налоговой системы на  современное экономическое развитие Российской Федерации, провести анализ динамики налогообложения за 2011 год и разобрать состояние налоговой системы Российской Федерации в целом.

3. Раскрыть основные направления  налоговой политики на ближайшую  перспективу.

Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования – тенденции развития налоговой системы.

Методологическая база представлена сравнительным, аналитическим и историческим методами.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Глава 1. Сущность налогов и налоговой системы

 

    1. Сущность, понятие и определение налога.

 

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

НК РФ [п.1 ст.8] определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждений, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

обязательность – все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

индивидуальная безвозмездность – взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие – либо блага, носящие индивидуальный характер;

уплата в денежной форме – уплата налогов в натуральной форме или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

цель взимания налога – финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значение. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других очень сложно. Поэтому при определении экономической природы налога, важнейшим критерием является его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Приведенные определения затушевывают тот факт, что в основе налога лежат экономические отношения, в то время, как сами налоговые изъятия служат продуктом этих отношений. Игнорирование этого обстоятельства выводит налоги из системы экономических отношений, превращая их в самостоятельную систему прагматических продуктов. Такой подход способствует отрыву налоговой системы от экономических интересов и системы действий, связанных с их реализацией.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства. [10, c 27]

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами.

В российское понятие налог заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

    • прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
    • главная черта налога – односторонний характер его установления;
    • налог является индивидуально безвозмездным;
  • уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;
    • налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  • целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого – то конкретного расхода.

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

1. к налогам относят любые  изъятия  средств для формирования  доходной части бюджета

2. налог одна из форм фискальных  платежей, отвечающая определенным требованиям.

В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а обязательные неналоговые платежи – нормами других отраслей права.

Используя этот критерий разграничения, виды обязательных изъятий могут быть представлены следующим образом:

Обязательные изъятия:

  1. Налоги

Налог – обязательный взнос в бюджет, который непосредственно входит в систему государства либо установлен актом налогового законодательства. (Налог на прибыль, НДС, Налог на доходы физических лиц)

2. Неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства. (Доходы от приватизации, гос. займы, платежи на выдачу лицензий) 

А) Доходы от приватизации, гос. займы, платежи на выдачу лицензий 

Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний

Б) в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний: реквизиции, конфискации, штрафы

В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части НК РФ дается определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В заключении укажем, что понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика. [9, с 20]

Предмет налогообложения – это реальная вещь и нематериальное благо, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера.

Объект налогообложения – это юридический факт, который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Например, при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиком.

Современные принципы налогообложения изложены в Налоговом Кодексе РФ и включают следующие положения:

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, услуг или финансовых средств, либо другим способом ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренных законодательством.
  6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и плательщика сборов. [11, с 10]

Информация о работе Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования