Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:59, курсовая работа
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. История возникновения монополий в России 4
1.2. Виды монополий и их сфера влияния 5
1.2.1. Естественная монополия 7
1.2.2. Административная монополия 8
1.2.3. Экономическая монополия 9
1.3. Негативное влияние монополии на экономику 10
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 12
2.1. Необходимость развития свободной конкуренции 12
2.2. Меры, принимаемые государством 13
ГЛАВА 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ
3.1. Причины существования монополий 16
3.2. Антимонопольная политика и регулирование в РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. МОНОПОЛИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. История возникновения монополий в России 4
1.2. Виды монополий и их сфера влияния 5
1.2.1. Естественная монополия 7
1.2.2. Административная монополия 8
1.2.3. Экономическая монополия 9
1.3. Негативное влияние монополии на экономику 10
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 12
2.1. Необходимость
развития свободной
2.2. Меры, принимаемые государством 13
ГЛАВА 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ
3.1. Причины
существования монополий
3.2. Антимонопольная политика и регулирование в РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
взаимоотношения государства и
хозяйствующих субъектов
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
Но
здоровая конкуренция невозможна,
если монополизм не будет урегулирован.
Проблемы совершенствования конкуренции
на российском рынке, повышения
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1.История возникновения и развития монополии в России
Монополии
появились в России, их развитие
было своеобразным. Первые монополии образовались
в 80-х годах 19 века. Своеобразие развития
заключалось в непосредственном вмешательстве
государственных органов в создание и
деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших
нужды государственного хозяйства, или
имевших особое значение в его системе
(металлургия, транспорт, машиностроение,
нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
Многие крупные синдикаты – «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема происходил дальнейший рост монополий. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник»). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
В
годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась
деятельность ряда локальных монополий,
но в целом война увеличила число монополий
и их мощь. Возникли крупнейшие концерны
Второва, Путилова-Стахеева, Батолина,
бр. Рябушинских. Особенно развивались
монополии связанные с военным производством.
Российский монополистический капитализм
существовал на основе сращивания монополий
с государственными органами (металлургический
комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также
в форме «принудительных объединений»
по инициативе и при участие правительства
(Киевская организация производства колючей
проволоки). Монополии были ликвидированы
в результате Октябрьской революции в
ходе национализации промышленности и
банков. Советское государство частично
использовало учетные и распределительные
органы монополий при создании органов
управления народным хозяйством. При переходе
России к рынку вновь возникли монополии
и проблемы связанные с ними.
1.2. Виды монополий и их сфера влияния
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.
Структура рынка монополии противоречива: монополия представлена как одна из моделей структуры рынка. Между тем монополия отрицает рынок. На место «невидимой руки» она ставит сознательное регулирование экономических процессов. При всей условности данной структуры рынка она выявляется наличие в экономике механизма регулирования, отличного от рыночного.
Свойства конкуренции служили базой для осуждения монополии многими экономистами. Так, А. Смит считал, что «монополия … является великим врагом хорошего управления». Опасность монополии состоит в том, что она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль сверх обычной. Монополия сопротивляется или подавляет технологические достижения.
Существуют разные виды
- естественная,
- административная
- экономическая.
1.2.1 Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Существуют два типа
а) природные монополии.
б) технико-экономические
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С.
Фишер дает другое определение естественной
монополии «Если производство любого
объема продукции одной фирмы обходится
дешевле, чем его производство двумя или
более фирмами, то говорят, что отрасль
является естественной монополией».
1.2.2. Административная монополия
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Контроль
фирмы над знаниями в виде собственности
на патент предоставляет ей исключительное
право на производство и продажу вновь
изобретенного продукта в течение определенного
периода времени.
Информация о работе Монополия как естественный процесс развития экономики