Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:59, курсовая работа
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. История возникновения монополий в России 4
1.2. Виды монополий и их сфера влияния 5
1.2.1. Естественная монополия 7
1.2.2. Административная монополия 8
1.2.3. Экономическая монополия 9
1.3. Негативное влияние монополии на экономику 10
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 12
2.1. Необходимость развития свободной конкуренции 12
2.2. Меры, принимаемые государством 13
ГЛАВА 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ
3.1. Причины существования монополий 16
3.2. Антимонопольная политика и регулирование в РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
1.2.3. Экономическая монополия
Экономическая монополия
Иной движущей силой действий
предпринимателей в этом
1.3. Негативное влияние монополии на экономику
Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.
Все
это не способствует развитию экономики
в целом, тормозит возникновению и развитию
новых конкурентоспособных предприятий.
Отсутствие эффективной налоговой и юридической
систем тоже не способствует развитию
бизнеса. В итоге многие компании работают
в расчете на краткосрочные перспективы,
уводят деньги за границу, неохотно инвестируют
их в производство. Все это негативно оказывается
на экономике страны. Сказывается также
и " кадровый монополизм ", когда все
ключевые посты в бизнесе и государстве
занимают люди, мыслящие категориями советской
системы, не имеющие навыков работы в рыночных
условиях и не желающие эти условия создавать.
Все это усугубляет проблемы, с которыми
столкнулась Россия на пороге 21 века. В
таких условиях способны выжить лишь те
предприятия, которые имеют уникальный
бизнес или западные компании с очень
долгим стратегическим прицелом на российский
рынок.
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Необходимость развития свободной конкуренции
Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами. При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Рыночная структура совершенной конкуренции имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие:
3.Оптимальное распределение ресурсов. Вспомним, что кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие равновесия конкурентной отрасли равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МС = MR, то S = D). Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
4.Способность к саморегулированию. Рыночный механизм совершенной конкуренции, как было рассмотрено выше, способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.
Совокупность
перечисленных достоинств бесспорно делает
совершенную конкуренцию одним из самых
эффективных типов рынка.
2.2. Меры принимаемые государством
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления: 1)активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация рынков.
Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
Государственное регулирование.
Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.
Антимонопольное законодательство.
Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.
Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных” стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике
ГЛАВА 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ
3.1. Причины существования монополий
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в отрасль.
1) Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки.
Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное мало затратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объёма производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы.
Автомобильная,
алюминиевая и базовая
2) Легальные барьеры: патенты и лицензии
Уже
отмечалось, что правительство зачастую
предоставляет естественным монополиям
исключительные привилегии. Государство
создаёт также легальные
Патенты обеспечивают создателям новых продуктов, технологий, произведений искусства исключительные права на продажу их «продукции». Смысл таких патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы (или отдельных лиц) изобретать новые продукты, процессы и т.п., поскольку с помощью патентов гарантируется получение дохода именно авторам изобретений.
Предоставляя изобретателю, исключительное право контролировать продукт, патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента.
Научно-исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.
Информация о работе Монополия как естественный процесс развития экономики