Модель рынка - чистая монополия. Опыт реализации антимонопольной политики в РФ и странах с развитой экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Если фирма является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это не одно и то же. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.

В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.

Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может  обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что  они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги

 

Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи.

В случае регулируемой монополии государство разрешает  фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

 

http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0047/

 

В условиях чистой монополии  отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль»  совпадают. Чистая (экономическая) монополия  возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек (муниципальные коммунальные хозяйства). В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает  там и тогда, где и когда  велики барьеры для вступления в  отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает  легальная монополия. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.7.1). Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где IL - лернеровский индекс монопольной власти;

Pm - монопольная цена;

MC - предельные издержки;

E – Коэффициент ценовой  эластичности спроса на продукцию.

Чем выше этот индекс, тем  больше монопольная власть.

Для характеристики монопольной  власти используется и показатель, определяющий степень концентрации     рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

Sn - удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.

 

Рассмотрим характерные  черты чистой монополии:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора;
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

 

 

http://www.aup.ru/books/m174/7_3.htm

 

 

 

  1.5 Барьеры для входа в отрасль.

 

      Прибыли , получаемые  продавцами  на  рынке,  служат  как  сигнал  для предпринимателей о том  ,  стоит  ли  выходить  на  данный  рынок  или  нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль,  получаемая  монополистом, привлечет   на  рынок   потенциальных производителей   данного   товара   . Поддержание чистой  монополии,  следовательно,  требует наличия   условий, которые предотвращают конкуренцию новых  продавцов  с  монополистом.

 Барьер для   входа  в  отрасль  (  Barrier  entry  )    -    ограничитель,   который предотвращает появление  новых дополнительных продавцов  на рынке  монопольной фирмы.  Барьеры для входа на рынок  необходимы для того,  чтобы   поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был  возможен   свободный  вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом,  привлекли  бы на рынок новых  продавцов,   значит  возросло  бы  предложение.  Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе,  так  как  рынки,  в  конечном   счете, стали бы конкурентными.

Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

  1. Исключительные права, полученные  от  государства.   Иногда,  правительство сознательно  идет  на  то,  чтобы  предоставить   отдельной   фирме   статус монополиста в  данной  отрасли  или  в  определенном  секторе  национального рынка.  Часто  в  качестве  такого    монополиста   может   выступать   само государство.
  2. Патенты и  авторские  права.    Патенты  и  авторские  права  обеспечивают создателям новых продуктов или произведений  искусства,  литературы,  музыки etс исключительные права на продажу, использование, предоставление  лицензии на использование их изобретений и  творений.  Патенты  могут  выдаваться  на производственные технологии.  Но  патенты  и  авторские  права  обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет,  в  зависимости  от местного законодательства. После окончания  срока  действия  патента  барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов  и  авторских  прав  стимулирует фирмы  и  отдельные  личности  к  изобретению  новых  продуктов,   так   как изобретателю  заранее  гарантируются   эксклюзивные  права   на   реализацию продукта.
  3. Собственность на все предложение  производственного  ресурса.    Монополия также  может  поддерживаться   в  результате  владения   всеми   источниками конкретного  ресурса,  необходимого  для   производства  монополизированного товара.

          4.   Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так  певцы, художники, спортсмены обладают  монополией  на  использование  своих  услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии,  что  другие  фирмы не могут воспроизвести данную  технологию,  обладает  монополией  на  данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не  является   чистой,  так  как могут существовать близкие заменители данного продукта.

 

Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:

  • естественные, которые возникли по экономическим причинам;
  • искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров:

  • экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом, возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
  • размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры:

  • патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
  • лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  • нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.

Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:

  • условиями рыночного спроса
  • конкуренцией со стороны импорта
  • потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР
  • конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя
  • антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.

Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникну на базе рыночной экономики, функционирует по законам  рынка.

 

      1.6 Спрос на продукт монополиста..

 

   Кривая  спрос на   выпуск  продукции  монопольной  фирмы  совпадает  с наклоненной  вниз  кривой  рыночного   спроса    на   продукт,   продаваемый монополией.   Поэтому  монополист   считается   с  реакцией  покупателей  на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

      Монополист  может  установить  либо  цену  своего  товара,  либо   его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени.  И раз он выбрал  цену,  то  требуемое  количество  товара  определится  кривой спроса.  Аналогично,  если   фирма   -   монополист   выберет   в   качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на  рынок,  то цену, которую потребители  заплатят  за  это  количество  товара,  определит спрос на данный товар.

      Предложение   продукции   чистой    монополией    является    рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также является  рыночным  спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены ),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.Антимонопольная политика в РФ.

 

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства

2. Развитие конкурентных  начал

3. Организационно-правовое  обеспечение антимонопольной политики

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Информация о работе Модель рынка - чистая монополия. Опыт реализации антимонопольной политики в РФ и странах с развитой экономикой