Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа
Основной целью данного исследования является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ
1.1 Понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС 5
1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами 10
2 КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных фирм и производственных компаний 19
2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров 23
2.3 Виды вознаграждений и факторы, их определяющие. Учет возникающих рисков 30
3 РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Расчет по процентной доле (ставке) от оцененной или фактической стоимости строительства объекта. Этот метод определения вознаграждения применяют главным образом по поручениям на разработку проектов гражданских сооружений и объектов инфраструктуры, и в меньшей степени – промышленных, при подготовке чертежей, спецификаций и других контрактных документов, необходимых для описания объектов, которые должны быть построены. Вознаграждение за надзор строительства нередко оплачивается отдельно по фактическим расходам.
В основе расчета размера вознаграждения рассматриваемым методом лежит допущение, что стоимость инженерных работ изменяется в прямой пропорции от стоимости строительства. Такое допущение, однако, во многом носит условный характер. Затраты на инжиниринг – это оплата главным образом технических знаний. В настоящее время для осуществления инжиниринга, как правило, требуются более квалифицированные, знающие, а, следовательно, и более высокооплачиваемые консультанты, когда многие новые материалы, методы и автоматика не считались обязательными для средних проектов, не говоря уже о мелких.
Это обстоятельство, а также сильный рост производительности труда в результате интенсивной механизации строительных работ обусловили в последние годы опережающий рост стоимости инжиниринга в сравнении со стоимостью строительства.
Существенным недостатком определения суммы вознаграждения в процентах от стоимости строительства является отсутствие у фирмы консультанта стимула добиваться сокращения стоимости строительства.
В соответствии с профессионально этикой и условиями контракта фирма-консультант, разрабатывая проект, обязана стремиться к этому. С другой стороны, она заинтересована получить как можно большее вознаграждение, размер которого зависит от стоимости объекта. Это, однако, не значит, что метод определения вознаграждения на базе процентной зависимости от стоимости строительства лишен смысла. Он находит широкое применение в тех случаях, когда методы проектирования и используемые материалы более или менее стандартизированы. При разумном применении он является полезным инструментом для общего сравнения вознаграждения в других формах, для оценки приемлемости предложения на услуги и т.д.
В соглашениях обычно указывается база для исчисления – оценочная или фактическая стоимость строительства. В последнем случае следует предусматривать альтернативный метод оплаты в случае отказа от строительства. Если базой является оценочная стоимость, вознаграждение может быть подсчитано до окончания разработки проекта. В этом случае консультационная фирма ничего не теряет, если ей удастся добиться снижения стоимости строительства благодаря улучшению проекта. Если же вознаграждение зафиксировано в процентах от фактической стоимости строительства, то фирма-консультант, естественно, материально не заинтересована в разработке наиболее экономичного с точки зрения затрат на строительство, проекта. В контракте четко указывается, какие расходы входят в стоимость строительства.
Расчет заранее определенной суммы (паушального платежа). Фиксированный паушальный платеж (паушальное вознаграждение) подсчитывается фирмой-консультантом на базе использования методологии по одной из схем. К полученной сумме причисляется надбавка на покрытие рисков на случай непредвиденных затрат. Окончательный размер вознаграждения согласовывается между сторонами сделки в ходе переговоров.
При использовании паушальной формы вознаграждения важным является точная и ясная характеристика масштабов проекта и характер услуг, а также определение времени, в течение которого работа должна быть закончена. Обычно предусматриваются возможности пересмотра размера гонорара в случае изменения проекта в ходе его разработки.
Фиксированный паушальный платеж часто является предпочтительной формой консультационного вознаграждения, особенно для заказчиков. Например, правительственные организации, в частности в развивающихся странах, обычно предпочитают именно эту форму расчетов за услуги. В том случае, если масштабы проекта и объем работ не могут быть точно установлены, паушальный гонорар сопряжен с большим риском.
Паушальная форма вознаграждения применяется главным образом для основных или базовых услуг, охватывающих стадии разработки проекта и надзор за строительными работами. В частности, она широко применяется по поручениям, аналогичным тем, которые консультант выполнял ранее, и по повторяющимся заказам. При этом используются ранее разработанные типовые проекты и расчеты по элементам затрат.
Один из существенных недостатков паушальной формы консультационного вознаграждения с точки зрения инжиниринговых фирм связан с рисами потерь в случае инфляции в период выполнения поручения, которая не всегда может быть в полной мере учтена при заключении сделки. Поэтому в последние годы в условиях непрекращающейся инфляции наметилось стремление со стороны фирм к отходу от паушального платежа к другим формам вознаграждения, которые в большей мере гарантировали бы от таких рисков.
3 РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ
Хотя зарубежный промышленный мир уже больше века оперирует терминами и категориями инжиниринга, в России это направление консультационных услуг в его современном западном понимании появилось относительно недавно. Как результат, в России до сих пор не существует правовой базы, регулирующей этот вид деятельности. Инженерно-консультационные услуги предоставляются на основе законов, стандартов и других нормативных актов, разработанных для отраслей, схожих с инжинирингом: архитектурной деятельности, строительства, консалтинга. Таким образом, правовую основу составляют: Гражданский кодекс (часть 2 – строительный подряд), Градостроительный кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29.12.2004 и Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) "О техническом регулировании" (определяющие стандарты и нормы проектирования), Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также гражданско-правовые отношения регулируются Гражданским кодексом (часть 1,2), отношения, возникающие по поводу авторства – частью 4, отношения между работниками и работодателями – Трудовым кодексом, большое значение имеют земельное и жилищное право. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию не подлежат:
- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекратилось с 1 января 2009 года.
Кроме проблемы определения правовой базы функционирования инжиниринговых компаний, возникают трудности при поиске адекватной статистики. В России не принято строительную отрасль разделять на составляющие строительного процесса. Кроме того, как показали результаты рейтинга «Инжиниринг в России – итоги 2008», проведенного журналом «Управление производством», № 5–6 за 2009 год, не все инжиниринговые компании готовы сотрудничать со средствами массовой информации в предоставлении данных о своей деятельности. Для участия в рейтинге была приглашена 101 инжиниринговая компания. В рейтинге приняли участие — 16,8%; отказались без объяснения причин — 45,5%, по причине малого масштаба деятельности и минимальной численности персонала — 18,8%, из-за очень сложной ситуации в компании — 12,9%, по причине предоставления данных о выручке — 6% компаний. По опросам участников, на выручке 2008 года кризис практически не отразился, чему послужил не только значительный ее рост до сентября, но и завершение инжиниринговыми компаниями в последнем квартале года работ по уже начатым проектам. В результате рост совокупной выручки у инжиниринговых компаний наблюдался практически во всех отраслях экономики, и в итоге за 2008 год она составила 66 427 164 380 рублей. Что, по словам участников рейтинга, оказалось почти на треть больше, чем в 2007 году, а у некоторых компаний за счет расширения перечня услуг выручка выросла на 100%. В 2008 году совокупная выручка инжиниринговых компаний по всем видам инжиниринга тоже росла, однако самыми быстрыми темпами рос комплексный инжиниринг. По оценкам участников, по сравнению с 2007 годом выручка здесь выросла на 15-20%. [9].
Показателем деятельности инжиниринговых компаний является объем инвестиций на рынке инжиниринговых услуг. Рост объема инвестиций позволяет увеличивать объемы строительства и производства в будущем, кроме того, он способствует расширению рынка инжиниринговых услуг.
Особенностью современных реалий является то, что за годы развития рыночной экономики российский капитал создал ничтожно малое количество промышленных объектов на условиях «в чистом поле». По большей части компании эксплуатируют советское наследие. Однако, по мнению некоторых экспертов, следующий экономический цикл неизбежно будет связан с целой серией таких проектов.
По причине того, что до кризиса большая часть промышленных объектов нуждалась в реконструкции, а не проектировании с нуля, а также тот факт, что до кризиса рынок был очень перегрет, окупаемость проекта составляла в среднем около пяти лет, хотя нормальным считается срок в 10-12 лет. В условиях кризиса это стало невозможно. Пока рынки не стабилизировались, сделать достоверную экономическую модель проекта, по которой можно рассчитать окупаемость, крайне затруднительно. Это связано с проблемой привлечения необходимого капитала, который ранее могли предоставить кредитные организации.
В 2009 году, несмотря на экономический кризис, тенденция роста рынка инженерно-консультационных услуг не меняется и, по данным ВТО, Россия в 2008 году продемонстрировала самый высокий темп роста экспорта в 34%. Благодаря устойчивому росту в 2008 году Россия вошла в десятку самых крупных экспортеров инженерно-консультационных услуг, поднявшись с тринадцатого места в 2007 году. Данные о странах-импортерах российских инжиниринговых услуг представлены в таблице 3. Как видно из динамики показателей экспорта, на протяжении четырех лет он был достаточно устойчивым, а темпы роста – высокими. Среди основных контрагентов выступают в основном развитые страны, исходя из чего, можно предположить, что объектами торговли являются высокотехнологичные услуги. Объем импорта также увеличиваются, при этом он значительно превышает экспорт, а именно на 8521 млрд. долл. США (32,5%). Кроме того на 5 стран, основных поставщиков инженерно-консультационных услуг в Россию, приходится 80,5% всего импорта, а на 15 стран – 88,6%, для экспорта цифры следующие: 72,3% и 85,5% соответственно. Таким образом, можно отметить, что импорт и экспорт инжиниринговых услуг достаточно концентрирован. Еще один вывод, который можно сделать из данных таблицы, это то, что для Российского рынка наибольшее значение имеет сотрудничество с Европейским союзом.
Таблица 3 - Российский экспорт и импорт инжиниринговых услуг по регионам (млн. долл. США и %)
Источник: [3].
Рынок инженерно-консультационных услуг в России является слабо концентрированным, на крупные компании приходится только 15,5% всего объема услуг, оставшиеся 84,5% приходятся на средний и малый бизнес.
Даже самые крупные компании в отрасли по своей величине уступают компаниям, занимающимся другими видами деятельности. Среди 17 компаний – лидеров отрасли только в пяти компаниях количество сотрудников превышает 1000 человек (табл. 4).
Таблица 4 - Рейтинг инжиниринговых компаний (2008 г.)
№ | Название компании | Год создания | Выручка, суммарная по инжиниринговой деятельности, руб. | Количество аффилированных компаний в группе | Общая численность сотрудников |
1 | ОАО «Группа Е4» | 2006 | 30 000 000 000 | 13 | 20250 |
2 | ЗАО «Бизнес Компьютер Центр (BCC)» | 1994 | 8 208 200 000 | 7 | 910 |
3 | ЗАО «Русская Энергомашиностроительная Компания (ЗАО «РЭМКО»)» | 2006 | 8 084 988 000 | 4 | 4728 |
Продолжение таблицы 4 | |||||
4 | ЗАО «Фирма «СТОИК» | 1990 | 6 300 561 845 | 6 | 5010 |
5 | ООО «Оптима» | 1990 | 3 939 046 244 | 5 | 492 |
6 | ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг» | 2002 | 3 600 000 000 | 9 | 2600 |
7 | Группа компаний «Энергон» | 1998 | 2 674 832 000 | 10 | 287 |
8 | ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер» | 1993 | 1 103 156 449 | 2 | 250 |
9 | ООО «Прогресстех» | 1991 | 1 044 286 000 | 1 | 1100 |
10 | ЗАО «Балтийская инжиниринговая компания» | 2003 | 580 674 616 | 3 | 156 |
11 | ООО «Р. В.С.» | 2004 | 488 889 564 | 1 | 85 |
12 | ЗАО «Союзтеплострой Инжиниринг» | 1998 | 127 848 251 | 2 | 62 |
13 | ЗАО «ЕС-инжиниринг» | 2004 | 92 634 000 | 1 | 14 |
14 | ООО «Тесар-Инжиниринг» | 2005 | 74 116 581 | 1 | 181 |
15 | ООО «Вк-инжиниринг» | 2003 | 60 833 000 | 1 | 30 |
16 | ООО «Первая Инжиниринговая Компания» | 2006 | 46 424 830 | 1 | 21 |
17 | ООО «МСЯ ПРИСТА» | 2008 | 673 000 | 1 | 10 |
Источник: [9].
Тем не менее, одной из тенденций последних лет стало обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Этот процесс явился следствием формирующегося восприятия инжиниринга как совершенно особого вида деятельности и бизнеса, который должен развиваться адекватно законам функционирования своего рынка.
При этом только формирующимся российским инжиниринговым компаниям приходится совмещать корпоративное развитие с конкурентной борьбой на одном поле с лидерами зарубежного рынка, причем как на поле зарубежных проектов, так и на российском рынке. Единственным способом выживания российских инжиниринговых компаний в этой ситуации является гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.
Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной.
Первый сегмент — рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии[9]. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира. Второе, уже специфическое для российских компаний преимущество можно охарактеризовать как традиционные связи экономического и политического характера, позволяющие российским компаниям получать подряды в названных странах.
С другой стороны, на этих рынках российский бизнес подстерегают весьма многочисленные и разнообразные угрозы, основными из которых являются две. Во-первых, это достаточно высокий уровень квалификации местных компаний, которые к тому же поддерживаются своими правительствами. Их услуги дешевле и с ними очень трудно конкурировать.
Информация о работе Международная торговля инжиниринговыми услугами