Международная торговля инжиниринговыми услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данного исследования является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ
1.1 Понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС 5
1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами 10
2 КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных фирм и производственных компаний 19
2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров 23
2.3 Виды вознаграждений и факторы, их определяющие. Учет возникающих рисков 30
3 РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

Файлы: 1 файл

курсовая - международный инжиниринг.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Вторая проблема — в силу специфики требований заказчиков, местного законодательства и прочих условий в тех странах, где приходится работать, многие решения необходимо проводить с нуля. К примеру, разработанные для Алжира уже понятные контрактные схемы, оказываются неприемлемыми для Сирии в силу налогового законодательства и т.п.

Это же относится к нормам проектирования и строительства, процедурам работы и возможностям поставок. По понятным причинам в ряде стран также есть ограничения по странам-поставщикам. Так, в Сирию запрещены поставки из США, причем это запрет со стороны поставщиков.

Наконец, различается и менталитет отношений. Этот аспект зачастую недооценивается, и, тем не менее, в каждой стране приходится ориентироваться на людей, которые разбираются в местной конкретике.

Вторым сегментом рынка, который следует отнести к международным, являются проекты зарубежных заказчиков в России.

Примером может служить выполнение электромонтажных работ при строительстве завода «Филип Моррис Ижора» компанией ITM Group (Санкт Петербург), генподрядчиком тогда выступал австрийский концерн VA Tech, а технологическое оборудование поставляла итальянская компания Comas. Во время этого проекта компания ITM Group столкнулась с необходимостью дифференцирования своих услуг, т.к. заказчик нуждался в комплексных инжиниринговых услугах. Одна из причин, заставляющих генподрядчиков переходить от проектирования зданий к комплексному инжинирингу, заключается в том, что за последнее время технологии возведения «коробок» заводов упростились до минимума. В основном, кроме особо сложных объектов, требующих мощных капитальных зданий, используются каркасные металлоконструкции. Зато основные силы перемещаются на проектирование и монтаж внутренней инженерной начинки зданий. Это как системы электроснабжения, противопожарной безопасности, кондиционирования и т.д., так и технологическое оборудование.

Тем не менее, в этом сегменте возможности в основном связаны с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении российского инженерного ресурса. Это обусловлено не только экономическими или законодательными факторами. Причина заключается в том, что зарубежные инжиниринговые компании зачастую неспособны решить те проблемы, которые в России встают не только перед ними как проектировщиками и инженерами, но и перед заказчиками.

Особенностью данного сегмента до 2008 года был сокращающийся объем проектов зарубежных заказчиков в России на фоне всеобщего бума проектов в топливно-энергетической отрасли. Но после разразившегося кризиса тенденции изменились, в 2009 году объем импорта инжиниринговых услуг вновь вырос. Разумеется, эта особенность влечет за собой специфические риски для участников рынка. Фактически любой проект с зарубежным участием может быть заморожен, остановлен, отобран и т. д.

Западные заказчики в этих обстоятельствах отдают наиболее прибыльные проекты в области инжиниринга не российским компаниям. Примером может служить Харьяга – российская территория, следовательно, и российский проект. Тем не менее, заказчиком по проекту является компания Тоtаl (Великобритания), а подрядчик – Реtrofac (США), который не имеет статуса и опыта работы в России.

Третий сегмент - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.

К числу перспектив этого сегмента следует отнести его растущий объем. Основных угроз в данном случае две. Первая заключается в том, что у российских заказчиков нет опыта игры по западным правилам, по которым обязательно будут играть крупные международные игроки.

Вторая угроза — сложные условия конкуренции, в которых оказываются российские компании, особенно если они не ощущают отличий работы на международных проектах от российских.

Существуют некоторые качества компаний, наличие которых позволяет российской инжиниринговой компании нормально развиваться и обеспечивать себе конкурентные преимущества.

Во-первых, это в принципе наличие опыта участия в зарубежных проектах. Во-вторых, это умение вовлекать в проект дополнительные ресурсы помимо тех, которые могут быть доступны непосредственно в регионе реализации проекта. Иными словами, требуются мобильные кадры и определенная гибкость в выборе средств реализации проекта.

Проектные группы формируются там, где целесообразно выполнять инжиниринг - на месте, например, в Алжире. В этом смысле также выгодно приглашать на работу зарубежных специалистов: из Германии, с Ближнего Востока.

Еще одна сильная сторона, которой обладают крупные компании — возможность привлечения инвестиций. Наконец, опыт партнерства с западными компаниями в ходе реализации проектов, в ходе тендерных торгов, и даже в рамках контактов на конференциях также часто оказывается очень полезен.

Однако есть и слабые стороны. К сожалению, в России не так уж много специалистов с опытом работы в международных проектах. Хотя Советский Союз активно работал за рубежом, это были проекты во многом очень специфические и строящиеся по особым правилам. Тот факт, что российские компании сегодня находятся на стадии бурного роста и становления тоже может не всегда быть преимуществом.

Еще одним недостатком является высокая налоговая нагрузка на российскую компанию. Например, согласно российскому законодательству при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Украиной, российским подразделениям в Украине приходится платить Единый социальный налог дважды.

Четвертый сегмент – это создание совместных российских и зарубежных предприятий. Обеспечить конкурентоспособность проекта в условиях рынка сегодня можно только за счет использования самых передовых технологий производства. Причем эти технологии, ноу-хау, надо собирать буквально по всему миру. Все эти технологии надо интегрировать в рамках единого проекта. И имея проект предприятия, надо обеспечить его строительство, заказ и поставку технологического оборудования, его монтаж и наладку.

С точки зрения регулирования рынка на развитие инжиниринга сегодня влияют сразу несколько факторов. В России сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира. За рубежом большую роль играет не государство, а заказчик. В отличие от ситуации на большинстве зарубежных рынков в России поставщик оборудования определяется на стадии проектирования, вследствие чего роль инжиниринга в традиционном российском сегменте рынка занижена. Да и технические решения в России в большинстве случаев фиксируются на более ранних стадиях. За рубежом многое, особенно в линейном строительстве, оставляется на усмотрение подрядчика, который в ходе строительства самостоятельно принимает те или иные технические решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с развитием торговли услугами в целом, растет значение международной торговли инженерно-консультационными и инженерно-строительными услугами. Это обусловлено той ролью, которую играет сектор инжиниринговых услуг в экономике стран. Конкурентоспособность многих отраслей хозяйства во многом зависит от качества и эффективности спроектированных приборов, зданий, оборудования и инфраструктуры объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность. На этапе становления новых промышленных объектов инжиниринг обеспечивает хозяйствующие субъекты технологиями, современным менеджментом высококвалифицированным персоналом. Большое значение инжиниринговой деятельности определяется также тем положением, которое она занимает на рынке труда: в большинстве развитых стран в секторе инжиниринговых услуг занято до 5-7% экономически активного населения.

Современная торговля инжиниринговыми услугами характеризуется следующими тенденциями: на фоне состояния стагнации рынков недвижимости многих развитых стран, усугубившегося мировым финансовым и экономическим кризисом, инжиниринговые услуги стали менее востребованными в мире. В конце 2008 г. – начале 2009 г. темпы роста мировой торговли данными видами услуг стали отрицательными. Другими тенденциями в отрасли являются рост значимости стран БРИК как поставщиков и потребителей инженерно-консультационных услуг. Это прослеживается и в условиях кризиса.

Важной особенностью деятельности инжиниринговых фирм также является тот факт, что успешные компании стремятся диверсифицировать спектр предоставляемых услуг с тем, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полной мере. Таким образом, происходит укрупнение компаний в рамках отрасли, хотя в общей массе доминируют мелкие и средние фирмы.

На новом этапе НТП повышается роль инновационного процесса в деятельности инжиниринговых компаний. Появился даже особый термин «инновационный инжиниринг». Развитие технологий, научно-технологический обмен, обмен информацией, ноу-хау, лицензиями и патентами становятся залогом успеха и важным конкурентным преимуществом инжиниринговых компаний.

Российский рынок инжиниринговых услуг не является исключением. Для него характерно большинство тенденций, происходящих в мировой торговле инжиниринговыми услугами. В то же время в отрасли существует ряд проблем: сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира, кроме того имеет место большая налоговая нагрузка на компании.

Наиболее эффективными видами инжиниринговых услуг в России являются проектирование и строительство металлургических заводов, объектов инфраструктуры, электроэнергетики, в том числе, прокладывание трубопроводов, электромонтаж, строительство ТЭС, АЭС и некоторые др. Конкурентными преимуществами российских компаний являются гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                

1.      AMEC: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.amec.com

2.      EUROPEAN FEDERATION OF ENGINEERING CONSULTANCY ASSOCIATIONS: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://efcanet.org

3.      International Trade Statistics 2009, WTO: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2009_e/its09_toc_e.htm

4.      WorleyParsons: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.worleyparsons.com – 06.11.2011.

5.      Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия [Текст] / Г.С Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Лань, 2002 - 880 с.

6.      Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление [Текст]: учебное пособие / О.Н. Воронкова. - М.: Экономистъ, 2008. – 495 с.

7.      Инвестиционно-строительный инжиниринг [Текст] / под ред. И.И. Мазура. – М.: Елима, 2007. – 1216 с.

8.      Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: Особенности менеджмента и маркетинга [Текст]: учебное пособие / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2009. – 368 с.

9.      Рейтинг «Инжиниринг в России – 2010». Итоги: [Электронный ресурс]: Управление производством. – Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/modernization/engineering/raiting_engineering_2010.html

10. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Ю.М. Ростовский. - М.: Экономистъ, 2004. – 589 с.

11. Фирсов М.В. Основы бизнес-инжиниринга [Текст] / М.В. Фирсов. – М.: ТЕИС, 2004. – 247 с.

 

 

2

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

30 самых крупных международных инжиниринговых компаний по прибыли от экспортной деятельности (2008, 2009 гг.)

Источник: top international contractors: [Электронный реурс]. – Режим доступа: http://enr.construction.com/people/topLists/topIntlCont/topIntlCont_1-50.asp

2

 



Информация о работе Международная торговля инжиниринговыми услугами