Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа
Основной целью данного исследования является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ
1.1 Понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС 5
1.2 Оценка состояния мировой торговли инжиниринговыми услугами 10
2 КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных фирм и производственных компаний 19
2.2 Особенности ценообразования в международном инжиниринге. Роль тендеров 23
2.3 Виды вознаграждений и факторы, их определяющие. Учет возникающих рисков 30
3 РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Инжиниринг впервые возник примерно два века назад в Англии. Его становление происходило в первые десятилетия прошлого столетия. В этот период быстро росло число профессиональных инженерно-консультационных фирм в развитых странах, непрерывно увеличивался объем их деятельности, создавались первые отраслевые объединения и ассоциации инженеров-консультантов. Так, в 1903 г. такая организация появилась в Германии - Ассоциация инженеров-консультантов, в 1909 г. в Бельгии - Палата инженеров-консультантов Бельгии, в 1910 г. в США - Американский институт инженеров- консультантов и в Швеции - Шведская ассоциация инженеров-консультантов, в 1912 г. во Франции - Палата инженеров-консультантов Франции, в Англии - Ассоциация инженеров-консультантов и т.д. В 1913 г. была образована Международная федерация инженеров-консультантов.
Процесс образования национальных отраслевых объединений инженерно-консультационных фирм вновь активизировался после второй мировой войны в связи с тем, что значение инжиниринга в экономическом развитии стран стало быстро возрастать. В 1971 г. в рамках «Общего рынка» был учрежден региональный Европейский комитет инженерно-консультационных фирм – КЕБИ (European Federation of Engineering Consultancy Associations - EFCA).
Членами КЕБИ могут быть инженерно-консультационные фирмы, не относящиеся к категории частных, независимых (государственные, полугосударственные и т.д.), а также контракторы-подрядчики. В КЕБИ на сегодняшний день входят 26 отраслевых ассоциаций стран Европы, в том числе ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и др. стран, на предприятиях которых (10000 компаний) занято около 1 млн. человек. Их годовой доход составляет 100 млрд. евро, а инвестиционная стоимость обслуживаемых объектов – 60 млрд. долл. США[2]
КЕБИ занимается:
- разработкой профессионального кодекса;
- подготовкой словарей терминов, применяемых в контрактах по инжинирингу на различных западноевропейских языках;
- представлением в Европейский фонд развития (Брюссель) точки зрения КЕБИ по условиям контрактов и соглашений с консультантами на выполнение проектов, финансируемых фондом;
- изучением (установлением) потребностей в профессиональных страховых возмещениях в странах «Общего рынка», имея в виду создание общеевропейского пула для всех консультационных фирм КЕБИ.
Международная федерация инженеров-консультантов – ФИДИК (International Federation of Consulting Engineers - FIDIC) объединяет национальные ассоциации частных независимых консультационных фирм. В настоящее время в нее входят ассоциации 73 различных стран, 30000 фирм, на которых занято более 1 млн. человек.
Национальные ассоциации призваны защищать общие интересы своих членов и содействовать «независимой» инженерно-консультационной деятельности в своих странах путем объединения консультантов по профессиональному признаку. Главные задачи ФИДИК заключаются в следующем:
- способствовать созданию профессиональных организаций в тех странах, где они отсутствуют;
- поддерживать и защищать профессиональные интересы членов федерации, содействовать развитию сотрудничества и обмена информацией между ними, разрабатывать кодекс профессиональной этики и поведения;
- способствовать сотрудничеству с другими заинтересованными организациями.
На сегодняшний день официальных статистических данных о числе инженерно-консультационных фирм и их деятельности не имеется. По данным ФИДИК количество людей, занятых в инженерно-консультационной деятельности, составляет около 3 млн., 20-25% из которых представлены в ФИДИК. Объекты, нуждающиеся в услугах отрасли, в среднем оцениваются на уровне 5090 млрд. долл. Спрос на услуги по строительству в среднем составляет 3400 млрд. долл. в год, сфера инженерно-консультационных услуг обеспечивает ее на 5,3%, то есть 180 млрд. долл. Тем не менее, некоторые специалисты считают эти данные не отвечающими действительности и оценивают спрос на услуги инжиниринговых компаний равным 240 млрд. долл., а объем предоставляемых работ – 200 млрд. долл.
Доля фирм, входящих в международные организации, такие как ФИДИК, достаточно незначительна. Например, в Канаде оперируют 8400 фирм, и только 522 из них входят в ФИДИК (6,2%). В то же время, следует отметить, что на эти 6,2% фирм приходится 3867,7 млн. долл. оборота из 6543,1 млн. долл., что составляет 60%. Наиболее крупные инженерно-консультационные фирмы являются членами национальных отраслевых ассоциаций, входящих либо в ФИДИК, либо в КЕБИ. Поэтому можно полагать, что львиная доля внешнеторговых операций в отрасли, совершается именно этими компаниями.
Все регионы мира вовлечены в международную торговлю инжиниринговыми услугами. Наиболее активными ее участниками являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Тем не менее все эти страны уступают США в объемах торговли, кроме того страна отличается от других еще одной особенностью, она импортирует больше услуг по строительству и инжинирингу, чем экспортирует. В то же время промышленный инжиниринг выравнивает этот дисбаланс по торговым операциям, превращая США в успешного игрока на этом рынке.
Но наибольший интерес для нас представляет динамика показателей. Несмотря на то что в 2008 году разразился кризис на рынке недвижимости и мировой финансовый кризис, общий объем финансовых средств, получаемых от экспорта инжиниринговых услуг и услуг по строительству, увеличился по сравнению с 2007 годом на 1166 млн. долл., а расходы на импорт услуг, связанных с промышленным инжинирингом, сократились на 136 млрд. долл. Такая ситуация может объясняться тем, что рынок еще не успел отреагировать на формировавшуюся в то время панику. Кроме того, негативные показатели конца периода могли быть скорректированы за счет позитивных тенденций в его начале. Наиболее остро кризис проявил себя в Канаде, что отразилось на статистике: значительно снизились поступления от предоставления услуг (на 12%) и уменьшился объем приобретаемых промышленных инжиниринговых услуг (на 37,7%). Похожая ситуация сложилась в Европе, где изменения составляли 10,9% и 4,3% соответственно. В Азии незначительному сокращению подверглась лишь часть отрасли, вовлеченная в экспорт услуг промышленного инжиниринга, она снизилась на 2,8% по сравнению с предыдущим периодом.
По данным ВТО, Европа является самым крупным регионом – экспортером (53,9%) и импортером (50,2%) инжиниринговых услуг (табл. 1). Кроме того со временем ее доля растет, за восемь лет экспорт увеличился на 3,6% (37,5 млрд. долл.), а импорт вырос на 1,9% (15 млрд. долл.). Другими важными центрами международной торговли услугами типа инжиниринг являются Северная Америка и Азия.
Данные таблицы наглядно демонстрируют спад в международной торговле в отрасли, произошедший в 2008 г. В связи с кризисом в этот период темпы роста значительно снизились, хотя в предыдущие годы преимущественно наблюдались повышательные тенденции на рынке.
Таблица 1 - Международная торговля инжиниринговыми и проектными услугами по регионам в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %)
Источник: [3].
Из данных таблицы 2. видно, что развитые страны – не только монопольные поставщики на рынке инжиниринговых услуг, одновременно они являются крупнейшими потребителями и крупными их импортерами. Это неудивительно, если учесть высокий уровень их экономического развития и большой объем инвестиций.
Кроме того, данные также позволяют нам сделать выводы о том, что доля таких крупных игроков на международном рынке, как США, Япония, Канада снижается, зато роль стран БРИК, НИС, наоборот возрастает.
Таблица 2 - Основные экспортеры и импортеры инжиниринговых и проектных услуг в 2000-2008 гг. (млрд. долл. и %).
Источник: [3].
На основе всех выше приведенных данных можно заключить, что мировая торговля инжиниринговыми услугами достаточно концентрирована, 92,6% экспорта обеспечивается 15 странами, а 15 крупнейших импортеров приходится 86,7% всего объема, приобретаемых инженерно-консультационных услуг (табл. 2.). Кроме того, можно заметить, что большей частью международная торговля инжиниринговыми услугами представляет собой перераспределение знаний, навыков, технологий между несколькими странами, являющими как экспортерами, так и импортерами разных видов инжиниринговых услуг. Такие страны, как ЕС, США, Канада, Швейцария, Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия, Бразилия, Россия и некоторые другие страны, являются одновременно и экспортерами, и импортерами услуг на этом рынке (табл. 2).
Среди поставщиков проектных и инжиниринговых услуг доминируют мелкие фирмы, хотя зачастую функции проектирования и инжиниринга совмещены в одной компании или группе компаний, 80% затрат которых являются постоянные накладные расходы. Проектные услуги преимущественно носят национальный или региональный характер. Международный успех встречается сравнительно редко. Основную часть издержек составляют расходы на зарплату сотрудников, большинство из которых высококвалифицированные профессионалы. Даже глобальные инжиниринговые компании оказываются зависимыми от международной деятельности своих клиентов. В приложении 1. представлены наиболее успешные экспортеры инженерно-консультационных услуг за 2009 г. Из 30 компаний только одна была основана в развивающейся стране – Dar Al-Handasah Consultants (Shair&Partners), Египет. Среди оставшихся двадцати девяти двенадцать происходят из Западной Европы. Самую большую прибыль от экспортной деятельности получила компания Fugro NV (Нидерланды), занимающаяся проектным консультированием фирм в области добычи энергоресурсов с использованием новейших технологий проектирования, как на суше, так и в море, а также активно использующей новые разработки для защиты окружающей среды, чистая прибыль компании в 2009 г. составила 1742,9 млн. долл. На втором месте находится австралийская фирма WorleyParsons, специализирующаяся на проектировании и консультировании компаний в области строительства горнодобывающих фабрик, инфраструктуры, а также углеводородной промышленности. В 2009 г. ее чистая прибыль составила 400,9 млн. долл.[4]. Третью строчку занимает компания AMEC plc., Великобритания, поднявшаяся с 14 места, занимаемого годом ранее. Фирма предоставляет целый спектр услуг по созданию промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, строительных и других объектов нефтегазовой, ядерной, биоэнергетики, а также транспорта и др. отраслей промышленности. В компании заняты 21193 сотрудника, обеспечивающих 225,3 млн. долл. чистой прибыли[1].
Таким образом, представляется целесообразным кратко рассмотреть состояние инженерно-консультационной деятельности в основных развитых странах.
ЕС. В настоящее время Европа располагает наиболее развитой инженерно-консультационной службой. В регионе существуют практически все категории фирм, профессионально занимающиеся предоставлением разного рода инжинерно-консультационных услуг.
В официальных статистических обзорах ЕС инжиниринговые услуги относятся к техническим деловым услугам (technical business services) и в эту группу предоставляемых услуг входят услуги по проектированию зданий, городов, ландшафтная архитектура, сопровождение проекта на уровне стройки, различного рода инжиниринговые и технические услуги, связанные со строительством, включая геодезию, геологию и прогноз погоды.
На Великобританию приходится самая большая доля в формировании добавленной стоимости (23,4%) в секторе инженерно-консультационных услуг из стран ЕС-27, Германия занимает вторую позицию (17,4%). Тем не менее, ФРГ создало больше рабочих мест в отрасли (15,5%), чем Великобритания (15%). Хуже всего рынок инжиниринговых услуг представлен в Болгарии, в которой доля добавленной стоимости предоставленных услуг не превысила 1%. Немногим лучше проявили себя Польша, Кипр, Словакия, Португалия и Латвия, вклад этих стран был ниже 1,5%.
Основными направлениями экспорта инжиниринговых услуг из стран ЕС являются развитые страны, а именно другие страны ЕС, США, Швейцария, Япония, кроме того экспорт производится в Россию, Китай, Сингапур, Индию, Австралию, Канаду, Южную Корею, Турцию, Африку южнее Сахары и другие страны. Список стран, с которыми сотрудничают страны ЕС-27 при импорте инжиниринговых услуг, почти полностью повторяет предыдущий. Исключением является доля импорта из Бразилии (0,3%).
Китай. На сегодняшний день Китай показывает необычайные темпы роста промышленного сектора экономики. На фоне процессов приватизации реального сектора экономики, улучшающегося уровня жизни, а также присутствия транснациональных корпораций в Китае, спрос на все виды промышленных товаров будет продолжать увеличиваться.
В то же время национальный рынок не может в полной мере обеспечить внутренний спрос на инженерно-консультационные услуги. Причинами являются низкое качество предоставляемых национальными фирмами услуг, Китай не создает необходимые технологии для создания современных конкурентоспособных предприятий, например для строительства Пекинского Национального стадиона Наячао – «Птичье гнездо» был выбран проект известного швейцарское бюро Жака Херцога (Jacques Herzog) и Пьера де Мерона (Pierre de Meuron) при участии Китайского Научно-Исследовательского Института Архитектуры и компании Аруп Спорт. В дальнейшем возведение проекта также сопровождалось консультациями иностранных инженерно-консультационных фирм и проектных компаний. Спортивный объект расположен на севере Пекина, его вместимость составляет 91 тысяч человек, строительство началось в декабре 2003 года, проект обошелся в полмиллиарда долларов.
Среди других причин недостаточного развития отрасли являются частое изменение правительством Китая норм регулирования инжинирингового рынка и отраслей, которым данный вид услуг предоставляется (например, 5 января 2007 года Министерство строительства Китая издало нормативные требования для проектных инжиниринговых компаний с высокой долей иностранного капитала в УК подавать заявления на получение лицензии для осуществления архитектурной, инжиниринговой и проектной деятельности согласно Декрету 114), ограниченных выбор средств финансирования, а также само разнообразие и количество возможных услуг в инженерно-консультационной отрасли.
Тем не менее, инжиниринг в Китае не лишен своих преимуществ. К ним относится политика государства в области повышения уровня образования и квалификации сотрудников, низкий уровень оплаты труда, что в значительной мере снижает расходы проектных фирм, а также протекционистские меры правительства страны. Таким образом, наиболее значимыми направлениями для отрасли инжиниринговых услуг являются 1) услуги по дизайну и аналитике, 2) проектный инжиниринг, 3) реинжиниринг, 4) закупки «под ключ», 5) услуги по лицензированию, 6) увеличение занятости, 7) управление цепями поставок, 8) обучение и развитие.
К особенностям рынка инжиниринговый услуг в Китае относится тот факт, что большинство клиентов иностранных инжиниринговых компаний, оперирующих в стране, составляют также фирмы с зарубежными инвестициями. Такими проектами в основном являются инфраструктурные объекты, заводы, отели, эксклюзивные дома, офисы и торговые центры, так как такие проекты более сложные, и клиенты обычно требуют высококачественных инжиниринговых услуг и консультационной работы.
Несмотря на возможности, предоставляемые китайским рынком, иностранным компаниям приходится адаптировать свою деятельность к специфическим культурным, политическим и экономическим особенностям страны для того, чтобы закрепиться на нем. Наиболее успешными фирмами оказываются те, которые потратили немало времени, чтобы создать тесные связи с участниками рынка, стать узнаваемыми и производить товары и услуги, пришедшиеся по вкусу китайским потребителям.
Китай в основном экспортирует свои услуги в США, ЕС, Японию, Сингапур и некоторым другим соседям, а импорт происходит в обратную сторону, т.е. контрагентами являются те же страны.
2 КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Практика инжиниринга выработала большое разнообразие форм международного сотрудничества в этой области. Рассмотрим основные из них.
Информация о работе Международная торговля инжиниринговыми услугами