Межбюджетные отношения регионов и центра

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении межбюджетных отношений регионов и федерального центра на современном этапе развития экономики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра.

1.1. Механизм межбюджетных отношений……………………………………..5

1.2. Развитие функций межбюджетных отношений…………………………..12

Глава 2. Развитие межбюджетных отношений регионов и федерального центра.

2.1. Проблемы регулирования межбюджетных отношений………………….22

2.2. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..32

2.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года………………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………...50

Список литературы…………………………………………………………….52

Приложения……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕГИОНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА.docx

— 95.34 Кб (Скачать)

В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

В соответствии со сложившейся  ситуацией развитие межбюджетных отношений  и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:

-установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;

-создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

-корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

-совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

-дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Реализация настоящей  Концепции будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в экономике, негативным образом сказывающейся на поступлении доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, что предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Органам государственной  власти субъектов РФ необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов РФ к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:

-подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;

-оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;

-осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;

-обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;

-поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;

-взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Органам государственной  власти субъектов РФ следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

-инвентаризация и оптимизация расходов субъектов РФ, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

-обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;

-сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;

-финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;

-обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

-недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.

Повышение эффективности  использования бюджетных средств  в условиях экономического кризиса требует совершенствования инструментов управления бюджетным процессом. Одной из превентивных антикризисных мер является предусмотренное законодательством РФ право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов РФ. Необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах РФ с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Министерством финансов

Предоставление дополнительной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета в кризисных условиях необходимо осуществлять при условии приведения бюджетных параметров в соответствие с реальной экономической ситуацией и отсутствия кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам. Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в условиях кризиса.

В целях создания стимулов к расширению практики использования  передовых инструментов управления бюджетным процессом в качестве одного из индикаторов следует учитывать темп роста доли расходов бюджетов субъектов РФ, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Система индикаторов также  должна включать показатели состояния  нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса в субъектах РФ, финансового состояния регионов и результаты проверок контрольно-надзорных органов. Повышению качества управления бюджетным процессом будет способствовать совершенствование организации государственного и муниципального контроля. В этих целях требуется уточнить порядок формирования контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также их полномочия. В целях повышения результативности государственного (муниципального) финансового контроля и обеспечения единства подходов к его организации и осуществлению субъектами РФ необходимо установление единых регламентов по выполнению функций государственного (муниципального) финансового контроля.

В сложившейся экономической  ситуации необходимо существенно изменить параметры бюджетов субъектов РФ, в связи с чем предусматривается адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования.

В целях повышения объективности  распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ следует внести коррективы в порядок расчета индекса налогового потенциала, учитывающие изменения налоговой базы субъектов РФ в условиях экономического кризиса.

В целях установления единого  подхода в субъектах РФ и муниципальных образованиях к утверждению объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности при среднесрочном планировании, а также повышения возможностей субъектов РФ выравнивать бюджетную обеспеченность муниципальных районов (городских округов) при изменении показателей, используемых при расчете на очередной финансовый год и на плановый период, представляется целесообразным предоставить субъектам РФ право утверждения на плановый период нераспределенного между муниципальными образованиями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в устанавливаемых бюджетным законодательством РФ размерах. Аналогичным правом следует наделить муниципальные районы в случае составления и утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

В связи с существенным ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов необходимо проведение комплексной оценки эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:

-направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами РФ;

-предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по РФ до установленного в РФ или субъектах РФ показателя;

-обусловлены неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам РФ27.

На время неблагоприятной  экономической ситуации необходимо предоставить право субъектам РФ осуществлять централизацию расходных обязательств местных органов власти без перераспределения доходных источников в целях гарантирования предоставления муниципальных услуг. Это позволит осуществлять предоставление указанных услуг вне зависимости от экономической ситуации, сложившейся в муниципальных образованиях, повысить эффективность предоставления муниципальных услуг и обеспечить минимально необходимый уровень их предоставления.

Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности  межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на субъекты РФ и муниципальные образования, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы РФ на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несовершенная практика формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации есть результат недостаточной  теоретической разработанности  проблем организации и регулирования  межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения должны обеспечивать устойчивую сбалансированность всех уровней бюджетной  системы, без чего невозможно проведение глубоких преобразований и реформ. От решения проблем, связанных с  оптимизацией межбюджетных отношений, зависит, прежде всего, уровень социально-экономического развития как страны в целом, так  и регионов, и муниципальных образований, в частности. Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений  имеют не только экономическую, но и  политическую составляющие, но какая  из них является превалирующей, определить не всегда просто. Сложившаяся в  настоящее время в России система  межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма.

Проводимые политические и экономические преобразования в России требуют формирования новой  системы межбюджетных отношений, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное  распределение и перераспределение  общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти.

Наиболее значимыми проблемами межбюджетных отношений в РФ являются:

1.Высокий уровень налогово-бюджетных полномочий у центральных органов власти;

2.Перегруженность региональных и местных бюджетов обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления достаточных источников финансирования;

3.Нарушение принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований;

4.Неопределенность бюджетного устройства субъектов РФ.

Для преодоления  указанных проблем в законодательство были внесены существенные изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ, в том числе в те его нормы, которые закрепляют бюджетное устройство Российской Федерации, устанавливают принципы и порядок разграничения расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней, а также формы и условия предоставления финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Создана качественно новая система – Федеральное казначейство РФ, – которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Конечно же, все будет зависеть в первую очередь от того, как будет  исполняться закон на практике. Но, ни одно решение не будет эффективным, если не будет обеспечена должная исполнительность. Иначе принятые нормы будут иметь лишь декларативный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики – 2009. - №5.  – С. 17-24.
  2. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист – 2006. - №1. – С. 31-34.
  3. Бежаев О.Г., Зарубин А.В. Резервы повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы – 2009. - № 10. -  С. 11-17.
  4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансы. –2008. - №7. - С. 3-5. 
  5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» - 2005. – С. 34-37.
  6. Володин М.К. Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах // Финансы. – 2008. - №6. - С. 3-6. 
  7. Дорждеев А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов // Регионы: управление и развитие – 2008. - №5. – С. 23-27.
  8. Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы - 2008 - №3- С. 11-14.
  9. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы – 2007. - №2. С. 13-25.
  10. Лавров А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ.//Финансы - 2009г. - №9. - С. 6-8.
  11. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики – 2007. - №3. –С. 45-51.
  12. Маркелов В.В. К вопросу о финансовой помощи субъектам РФ и проблемах выравнивания бюджетной обеспеченности регионов // Финансовое право – 2008. - №4. – С. 5-11.
  13. Масюк Ю.А., Михайлова О.И., Проблемы межбюджетных отношений в России // Финансы – 2008. - №4. С. 38-45.
  14. Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. – 2008. - № 4. - С. 3-6.
  15. Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации от 22.11.2004г. (с учетом внесенных изменений), minfin.ru.
  16. Мысин П. Развитие функций межбюджетных отношений // Экономист  – 2008. - №3. - С. 72-80.
  17. Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998г., в ред. от 30.06.2008г., consultant.ru.
  18. Ниязметов А.К. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит  - 2009. - №11(348). - С. 36-39.
  19. Поляк  Г.Б. Финансы, денежное обращение и кредит.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С.160-165.
  20. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ -  2003. - С.211-213.
  21. Преображенский Б.Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике: Монография / Б.Г. Преображенский, И.Е. Рисин, Ю.И Трещевский; Совет Федерации Федерального Собрания, Воронеж. Гос. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 2003. – С. 160.
  22. Рекомендации семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ «Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 гг.» // Финансы. –2008. - №6. - С. 7-8.
  23. Саая С. Н. Межбюджетные отношения как главный экономический механизм в выравнивании уровней социально-экономического развития территорий // Электронный научный журнал " Региональная экономика и управление"Финансы регионов.
  24. Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. - 2009. - № 3. - С. 11- 15.
  25. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2006. - № 23 (311). – С. 20-29.
  26. Турков А.Н. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ – 2009. - №5. – С. 10-16.
  27. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 27.12.2006г. , minfin.ru.
  28. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2008-2010-е годы» от 29.12.2007, minfin.ru.
  29. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты // Финансы - 2007. -№ 11. - С.10-13.
  30. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года // Финансы. – 2008. - № 6. - С. 9-10. 

Информация о работе Межбюджетные отношения регионов и центра