Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении межбюджетных отношений регионов и федерального центра на современном этапе развития экономики России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра.
1.1. Механизм межбюджетных отношений……………………………………..5
1.2. Развитие функций межбюджетных отношений…………………………..12
Глава 2. Развитие межбюджетных отношений регионов и федерального центра.
2.1. Проблемы регулирования межбюджетных отношений………………….22
2.2. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..32
2.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года………………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………….52
Приложения……………………………………………………………………..55
В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
-установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;
-создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
-корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
-совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
-дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в экономике, негативным образом сказывающейся на поступлении доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, что предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Органам государственной власти субъектов РФ необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов РФ к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:
-подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
-оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
-осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;
-обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
-поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;
-взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.
Органам государственной власти субъектов РФ следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:
-инвентаризация и оптимизация расходов субъектов РФ, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
-обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;
-сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;
-финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;
-обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;
-недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.
Повышение эффективности
использования бюджетных
Предоставление дополнительной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета в кризисных условиях необходимо осуществлять при условии приведения бюджетных параметров в соответствие с реальной экономической ситуацией и отсутствия кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам. Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в условиях кризиса.
В целях создания стимулов к расширению практики использования передовых инструментов управления бюджетным процессом в качестве одного из индикаторов следует учитывать темп роста доли расходов бюджетов субъектов РФ, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Система индикаторов также должна включать показатели состояния нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса в субъектах РФ, финансового состояния регионов и результаты проверок контрольно-надзорных органов. Повышению качества управления бюджетным процессом будет способствовать совершенствование организации государственного и муниципального контроля. В этих целях требуется уточнить порядок формирования контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также их полномочия. В целях повышения результативности государственного (муниципального) финансового контроля и обеспечения единства подходов к его организации и осуществлению субъектами РФ необходимо установление единых регламентов по выполнению функций государственного (муниципального) финансового контроля.
В сложившейся экономической ситуации необходимо существенно изменить параметры бюджетов субъектов РФ, в связи с чем предусматривается адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования.
В целях повышения объективности распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ следует внести коррективы в порядок расчета индекса налогового потенциала, учитывающие изменения налоговой базы субъектов РФ в условиях экономического кризиса.
В целях установления единого подхода в субъектах РФ и муниципальных образованиях к утверждению объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности при среднесрочном планировании, а также повышения возможностей субъектов РФ выравнивать бюджетную обеспеченность муниципальных районов (городских округов) при изменении показателей, используемых при расчете на очередной финансовый год и на плановый период, представляется целесообразным предоставить субъектам РФ право утверждения на плановый период нераспределенного между муниципальными образованиями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в устанавливаемых бюджетным законодательством РФ размерах. Аналогичным правом следует наделить муниципальные районы в случае составления и утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В связи с существенным ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов необходимо проведение комплексной оценки эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:
-направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами РФ;
-предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по РФ до установленного в РФ или субъектах РФ показателя;
-обусловлены неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам РФ27.
На время неблагоприятной экономической ситуации необходимо предоставить право субъектам РФ осуществлять централизацию расходных обязательств местных органов власти без перераспределения доходных источников в целях гарантирования предоставления муниципальных услуг. Это позволит осуществлять предоставление указанных услуг вне зависимости от экономической ситуации, сложившейся в муниципальных образованиях, повысить эффективность предоставления муниципальных услуг и обеспечить минимально необходимый уровень их предоставления.
Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на субъекты РФ и муниципальные образования, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы РФ на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Заключение
Несовершенная практика формирования
межбюджетных отношений в Российской
Федерации есть результат недостаточной
теоретической разработанности
проблем организации и
Проводимые политические
и экономические преобразования
в России требуют формирования новой
системы межбюджетных отношений, адекватной
федеративному устройству государства,
способной обеспечивать эффективное
распределение и
Наиболее значимыми проблемами межбюджетных отношений в РФ являются:
1.Высокий уровень налогово-бюджетных полномочий у центральных органов власти;
2.Перегруженность региональных и местных бюджетов обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления достаточных источников финансирования;
3.Нарушение принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований;
4.Неопределенность бюджетного устройства субъектов РФ.
Для преодоления указанных проблем в законодательство были внесены существенные изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ, в том числе в те его нормы, которые закрепляют бюджетное устройство Российской Федерации, устанавливают принципы и порядок разграничения расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней, а также формы и условия предоставления финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Создана качественно новая система – Федеральное казначейство РФ, – которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Конечно же, все будет зависеть в первую очередь от того, как будет исполняться закон на практике. Но, ни одно решение не будет эффективным, если не будет обеспечена должная исполнительность. Иначе принятые нормы будут иметь лишь декларативный характер.
Список использованной литературы.
Информация о работе Межбюджетные отношения регионов и центра