Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении межбюджетных отношений регионов и федерального центра на современном этапе развития экономики России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра.
1.1. Механизм межбюджетных отношений……………………………………..5
1.2. Развитие функций межбюджетных отношений…………………………..12
Глава 2. Развитие межбюджетных отношений регионов и федерального центра.
2.1. Проблемы регулирования межбюджетных отношений………………….22
2.2. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..32
2.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года………………………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………….52
Приложения……………………………………………………………………..55
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО.
ЭКОНОМИЧЕЧКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра экономической теории
и национальной экономики
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕГИОНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА
Работу выполнила:
студентка 3-ого курса
дневного отделения
Гордич Кристина Андреевна
Проверил:
ассистент, Матвеева Е.В.
Саратов 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра.
1.1. Механизм межбюджетных отношений……………………………………..5
1.2. Развитие функций межбюджетных отношений…………………………..12
Глава 2. Развитие межбюджетных отношений регионов и федерального центра.
2.1. Проблемы регулирования межбюджетных отношений………………….22
2.2. Тенденция развития
межбюджетных отношений в Российской
Федерации………………………………………………………
2.3. Концепция повышения эффективности
межбюджетных отношений до 2013 года……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Бюджет – это главный
элемент системы финансов любого
государства и поэтому
Проблемы реформирования
межбюджетных отношений, эффективного
использования общественных финансовых
ресурсов, вопросы их централизации
и децентрализации
Цель данной работы заключается в рассмотрении межбюджетных отношений регионов и федерального центра на современном этапе развития экономики России.
Исходя из поставленной цели, при выполнение работы можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть механизм межбюджетных отношений федерального центра и регионов.
2. Исследовать развитие
функций межбюджетных
3. Выявить проблемы
4. Охарактеризовать новейшие
тенденции в сфере
5. Проанализировать Концепцию
повышения эффективности
Объектом исследования выступает механизм межбюджетных отношений федерального центра и регионов.
Предметом исследования является проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней.
Изучению межбюджетных отношений посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В области организации межбюджетных отношений наиболее плодотворны исследования следующих авторов: Богачевой О.В., Веспера Д., Игудина А.Г., Лаврова А., Христенко В.Б. В исследовании вопросов, связанных с регулированием межбюджетных отношений, можно выделить работы Бежаева О.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М.
Теоретической основой служат законодательные акты РФ, Бюджетный кодекс.
При выполнение курсовой работы были использованы следующие методы экономических исследований: экономико-статистический, сравнительный, дедукция.
Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра
1.1. Механизм межбюджетных отношений
Современное состояние межбюджетных
отношений в Российской Федерации
в значительной степени зависит
от того, как они складываются между
федеральным центром и
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве это бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.
Основными задачами бюджетных взаимоотношений между центром и регионами является:
1. ликвидации несоответствия
между объемом расходных
2. сдерживание и сокращение
уровня дифференциации
3. стимулирование территориальных «налоговых усилий» т.е. побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;
4. ориентация бюджетных
политик территориальных
5. устранение недостатков налоговой системы.
Все эти задачи решаются
с помощью механизма
Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания между федеральным центром и регионами являются межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
1. Дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности
где: БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до распределения дотаций из Фонда; ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта РФ; ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта РФ2.
Индекс налогового потенциала – относительная, по сравнению со средним по РФ уровнем, оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта РФ. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Индекс бюджетных расходов – относительная, по сравнению со средним по РФ уровнем, оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.
Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.
2. Совокупность субсидий
бюджетам субъектов РФ из
3. Совокупность субвенций
бюджетам субъектам РФ из
Субвенции распределяются между
всеми субъектами РФ единой для соответствующего
вида субвенций методике пропорционально
численности населения, потребителей
соответствующих
4. Иных межбюджетных трансфертов
бюджетам субъектов РФ, которые
предусмотрены федеральными
Крупнейшим каналом
Таблица 1
Масштабы Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 1994-2007 гг3
Года |
Сумма в млрд.руб. (до 1998г. – в трлн.руб.) |
Доля в % в федеральном бюджете (вкл. Внебюджетные фонды) |
Кол-во дотационных регионов |
1994 |
11.9 |
6.1 |
- |
1995 |
23.6 |
8.3 |
78 |
1996 |
39.3 |
9.0 |
75 |
1997 |
52.9 |
10.0 |
81 |
1998 |
39.2 |
7.8 |
76 |
1999 |
33.7 |
5.9 |
76 |
2000 |
57.4 |
6.7 |
71 |
2001 |
100.3 |
8.4 |
70 |
2002 |
147.5 |
7.6 |
71 |
2003 |
173.8 |
7.2 |
71 |
2004 |
175.8 |
6.4 |
71 |
2005 |
189.9 |
5.4 |
67 |
2006 |
228.2 |
5.3 |
65 |
2007 |
260.4 |
4.8 |
69 |
2008 |
328.6 |
5.2 |
72 |
Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % НДС (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. – в размере 27% НДС. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин и иных таможенных платежей.
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.
Как видно из таблицы 1, объем
фонда, начиная с 2000г. имеет в абсолютном
выражении устойчивый рост. При этом
в процентном отношении наблюдается
снижение. Например, с 2007 по 2008г.г. он вырос
на 26,2 %. (см. табл. в Приложение 2). Данный
факт свидетельствует о росте
доходной части федерального бюджета
даже с учетом инфляции. Это является
результатом роста
Процентное снижение можно трактовать двояко. С одной стороны это способствует снижению иждивенческих настроений у регионов, с другой стороны их потребность в таком финансировании достаточно велика. Однако, как показывает Таблица 1, число дотационных регионов за 2007 год выросло с 67 до 72. И это при том, что в стране наблюдался экономический рост. Это позволяет говорить о неэффективности методики, всей системы образования и распределения данного фонда по регионам; о налоговой политике, провоцирующей усиление бюджетной централизации.
Наибольшая доля ФФПР в 2007г. (см. табл. в приложение 1) пришлась на следующие регионы: Дагестан (7,4 %), Якутия (5,6%), Алтайский край, Чечня (4%). В 2008 г. ситуация в данном плане существенно не изменилась. В 2008г. ряды дотационных регионов пополнили: республика Коми, Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области. Присутствие такого мощного в социально-экономическом плане региона как Челябинская область в списке ФФПР результат попустительского отношения властей данного субъекта РФ в плане финансового менеджмента региона и иждивенческих настроений45.
Информация о работе Межбюджетные отношения регионов и центра