Межбюджетные отношения регионов и центра

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении межбюджетных отношений регионов и федерального центра на современном этапе развития экономики России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра.

1.1. Механизм межбюджетных отношений……………………………………..5

1.2. Развитие функций межбюджетных отношений…………………………..12

Глава 2. Развитие межбюджетных отношений регионов и федерального центра.

2.1. Проблемы регулирования межбюджетных отношений………………….22

2.2. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..32

2.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года………………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………...50

Список литературы…………………………………………………………….52

Приложения……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕГИОНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА.docx

— 95.34 Кб (Скачать)

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО.

 

 

ЭКОНОМИЧЕЧКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра экономической теории

 и национальной экономики 

 

 

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ РЕГИОНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА

 

 

Работу выполнила:

студентка 3-ого курса

дневного отделения

Гордич Кристина Андреевна

Проверил:

ассистент, Матвеева Е.В.

 

 

 

 

 

 

Саратов 2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра.

1.1. Механизм межбюджетных отношений……………………………………..5

1.2. Развитие функций межбюджетных отношений…………………………..12

Глава 2. Развитие межбюджетных отношений регионов и федерального центра.

2.1. Проблемы регулирования межбюджетных отношений………………….22

2.2. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..32

2.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года………………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………...50

Список литературы…………………………………………………………….52

Приложения……………………………………………………………………..55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет – это главный  элемент системы финансов любого государства и поэтому межбюджетные отношения играют очень важную роль в бюджетной системе каждой страны. Существующие межбюджетные отношения  в России сформировались в условиях коренных политических и экономических  реформ и под влиянием глубокого  экономического кризиса. В переходный период они в целом выполняли  свое предназначение, способствовали становлению и сохранению бюджетного федерализма. В то же время они  содержат в себе элементы прежних, характерных  для командно-административной экономики  подходов.

Проблемы реформирования межбюджетных отношений, эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации  и децентрализации обуславливают  высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследование их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении межбюджетных отношений  регионов и федерального центра на современном этапе развития экономики  России.

Исходя из поставленной цели, при выполнение работы можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть механизм межбюджетных отношений федерального центра и регионов.

2. Исследовать развитие  функций межбюджетных отношений.

3. Выявить проблемы регулирования  межбюджетных отношений.

4. Охарактеризовать новейшие  тенденции в сфере межбюджетных  отношений федерального центра  и регионов.

5. Проанализировать Концепцию  повышения эффективности межбюджетных отношений до 2013 года.

Объектом исследования выступает  механизм межбюджетных отношений  федерального центра и регионов.

Предметом исследования является проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней.

Изучению межбюджетных отношений  посвящены работы отечественных  и зарубежных ученых. В области  организации межбюджетных отношений  наиболее плодотворны исследования следующих авторов: Богачевой О.В., Веспера Д., Игудина А.Г., Лаврова  А., Христенко В.Б. В исследовании вопросов, связанных с регулированием межбюджетных отношений, можно выделить работы Бежаева О.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М.

Теоретической основой служат законодательные акты РФ, Бюджетный  кодекс.

При выполнение курсовой работы были использованы следующие методы экономических исследований: экономико-статистический, сравнительный, дедукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы построения межбюджетных отношений регионов и федерального центра

1.1. Механизм межбюджетных отношений

Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации  в значительной степени зависит  от того, как они складываются между  федеральным центром и регионами.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве это бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

Основными задачами бюджетных  взаимоотношений между центром  и регионами является:

1. ликвидации несоответствия  между объемом расходных обязательств  субфедеральных органов власти  и величиной закрепленных за  бюджетами данных уровней доходных  поступлений;

2. сдерживание и сокращение  уровня дифференциации регионов  в плане социально-эконономического  развития с целью сбалансированного  экономического развития, не допускающего  сильной межрегиональной социальной  напряженности; 

3. стимулирование территориальных «налоговых усилий» т.е. побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;

4. ориентация бюджетных  политик территориальных властей  на реализацию общегосударственных  приоритетов.

5. устранение недостатков  налоговой системы. 

Все эти задачи решаются с помощью механизма межбюджетного  выравнивания1.

Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания между федеральным центром и регионами являются межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1. Дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ, которые распределяются между  субъектами РФ в соответствии  с единой методикой, утверждаемой  Правительством РФ в соответствии  с требованиями БК РФ. Согласно  ей уровень расчетной бюджетной  обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда определяется по формуле:

                                           БОi = ИНПi / ИБРi ,                                             (1)

где: БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до распределения дотаций из Фонда; ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта РФ; ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта РФ2.

Индекс налогового потенциала – относительная, по сравнению со средним по РФ уровнем, оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта РФ. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов – относительная, по сравнению со средним по РФ уровнем, оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Дотации образуют Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  РФ. Проект и методика распределения  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ между  субъектами РФ вносится в Государственную  Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и утверждается при  рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое  касается субсидий и субвенций.

2. Совокупность субсидий  бюджетам субъектов РФ из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета  могут предусматриваться субсидии  бюджетам субъектов РФ на выравнивание  обеспеченности субъектов РФ  в целях реализации ими отдельных  расходных обязательств.

3. Совокупность субвенций  бюджетам субъектам РФ из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд компенсаций. 

Субвенции распределяются между  всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально  численности населения, потребителей соответствующих государственных  услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных  ассигнований на исполнение соответствующих  обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных   услуг в субъектах РФ.

4. Иных межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ, которые  предусмотрены федеральными законами  и принятыми в соответствии  с ними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Крупнейшим каналом федеральной  финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности из ФФПР. (см. табл. 1).

Таблица 1

Масштабы Фонда  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации в 1994-2007 гг3

Года 

Сумма в млрд.руб. (до 1998г. – в трлн.руб.)

Доля в % в федеральном  бюджете (вкл. Внебюджетные фонды)

Кол-во дотационных регионов

1994

11.9

6.1

-

1995

23.6

8.3

78

1996

39.3

9.0

75

1997

52.9

10.0

81

1998

39.2

7.8

76

1999

33.7

5.9

76

2000

57.4

6.7

71

2001

100.3

8.4

70

2002

147.5

7.6

71

2003

173.8

7.2

71

2004

175.8

6.4

71

2005

189.9

5.4

67

2006

228.2

5.3

65

2007

260.4

4.8

69

2008

328.6

5.2

72


 

Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором  стал выступать целевой Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % НДС (за счет его доли, поступавшей  в федеральный бюджет), в 1995 г. –  в размере 27% НДС. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых  доходов, поступающих в федеральный  бюджет, за исключением подоходного  с физических лиц и ввозных  таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был  образован в размере 14% налоговых  доходов, поступающих в федеральный  бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин и  иных таможенных платежей.

В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете  с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.

Как видно из таблицы 1, объем  фонда, начиная с 2000г. имеет в абсолютном выражении устойчивый рост. При этом в процентном отношении наблюдается  снижение. Например, с 2007 по 2008г.г. он вырос  на 26,2 %. (см. табл. в Приложение 2). Данный факт свидетельствует о росте  доходной части федерального бюджета  даже с учетом инфляции. Это является результатом роста налогооблагаемой базы, который обусловлен устойчивым экономическим ростом в стране за. В 2007г., как и в прошлые годы, самыми большими доходными статьями федерального бюджета являлись: таможенные пошлины – 33,9 %, НДС – 29 %, НДФЛ – 18 %.

Процентное снижение можно  трактовать двояко. С одной стороны  это способствует снижению иждивенческих  настроений у регионов, с другой стороны их потребность в таком  финансировании достаточно велика. Однако, как показывает Таблица 1, число дотационных регионов за 2007 год выросло с 67 до 72. И это при том, что в стране наблюдался экономический рост. Это позволяет говорить о неэффективности методики, всей системы образования и распределения данного фонда по регионам; о налоговой политике, провоцирующей усиление бюджетной централизации.

Наибольшая доля ФФПР в 2007г. (см. табл. в приложение 1) пришлась на следующие регионы: Дагестан (7,4 %), Якутия (5,6%), Алтайский край, Чечня (4%). В 2008 г. ситуация в данном плане существенно не изменилась. В 2008г. ряды дотационных регионов пополнили: республика Коми, Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области. Присутствие такого мощного в социально-экономическом плане региона как Челябинская область в списке ФФПР результат попустительского отношения властей данного субъекта РФ в плане финансового менеджмента региона и иждивенческих настроений45.

Информация о работе Межбюджетные отношения регионов и центра